Что такое форма собственности публичная

Особенности собственности публично-правовых образований в 2020 году

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности, из которых выделяется принадлежащая публично-правовым образованиям.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 () 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Доля данного имущества достаточно велика, и есть некоторые нюансы в распоряжении им данными образованиями.

Что это такое

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной .

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры .

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Какие есть ветви формы

Публичная собственность разделяется на типы:

ГосударственнаяСюда относятся объекты имущества, которые принадлежат либо центральным властям, либо же региональным субъектам
МуниципальнаяПринадлежит городам, поселениям, деревням и прочим составным частям областей, округов и прочих формирований побольше

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Фото: схема публично-правовых образований

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

Законодательная база

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

В число таких попадают:

Сделка по законодательствуКоторая предполагает формирование гражданско-правового договора
Получение землиУ которой нет собственника
Формирование нового участкаПутем объединения нескольких или разделения большего по размерам
Выделение из федерального фонда на безвозмездной основе

Особенности реализации права

Образования публично-правового характера вполне могут использовать, обладать и распоряжаться своей собственность, но только в пределах компетенции, которая дана законами России.

Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право.

В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки.

Сельскими и городскими объектами, а это в первую очередь земля, занимаются власти муниципалитета, поэтому именно от них зависит, каким образом будет использоваться и куда направляться вверенное имущество.

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет.

Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным организациям;
  • некоммерческим структурам;
  • юридическим, а также физическим лицам.

Земельные участки

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.

В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.

Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.

В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе. Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.

При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций.

Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами .

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации.

Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.

Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306.

Видео: категории земли и виды разрешенного использования

Преимущества и недостатки

Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Основными преимуществами являются:

Такое имущество защищено от мошенниковПоскольку квартиру или землю перевести в частное распоряжение достаточно сложно, и этому предшествует выполнение ряда условий. Выполнять их для мошенников опасно и долго, а каждую сделку контролируют сразу несколько государственных органов
Уплата налога не нужнаВедь арендатор платит только сумму по договору, а платить сборы должен собственник, то есть власть
Потеря имущества сопровождается заменойЭто важно при пожарах, наводнениях или аварийном состоянии, тогда власти дают гражданину другое имущество
Граждане могут улучшить жилищные условияБлагодаря договору социального найма

При всех вышеперечисленных положительных сторонах, у подобной формы владения есть и свои минусы:

Кроме государства и муниципалитетаНикто не может совершать сделок с имуществом, поэтому наниматель не имеет права дарить, обменивать, продавать или отдавать его в залог
Недвижимость может быть потерянаЕсли арендатор не выполняет условий касательно пользования. Тогда гражданин будет выселен, и право на замену также теряется

Собственность публично-правовых образований предполагает, что имущество находится во владении государства, которое распоряжается им в своих интересах.

Оно может быть передано гражданам и юридическим лицам, к примеру по приватизации, но для потенциальных владельцев процедура будет непростой.

Ведь необходимо не только доказать нуждаемость, но и выполнить ряд условий, а сами власти достаточно неохотно передают свои владения сторонним лицам.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 () 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 () 317-50-97
    • Регионы – 8 () 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 () 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 () 245-61-57 .
  • Регионы: 8 () 600-36-07 .
  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

КритерийПубличнаяЧастная
СубъектГосударство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитетЮридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
НалогообложениеОтсутствуетПрисутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицамНа правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель)На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицамПрактически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств)Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землейБлага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданамиСобственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владенияВ большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам)Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использованияТолько те, которые предусмотрены законодательством и договоромЛюбые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Что означает публичная форма собственности земельного участка

Под публичной формой собственности подразумевают отнесение объекта недвижимости к образованию публично-общественного характера, в свою очередь, под последним имеется ввиду государство в общем, отдельный субъект федерации или же муниципалитет.

Таким образом, множество московских построек пребывает в публичной собственности, то есть ими владеет государство. Для перевода подобной недвижимости в частную собственность, нужно выполнить процесс приватизации. Только таким образом квартира может быть действительно вашей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Публичная форма собственности: что означает

Действующее законодательство относит государство, согласно сложившимся правовым традициям, к особенным, полностью обособленным субъектам вместе с юридическими и физическими лицами. В подобном правовом статусе, оно может являться самостоятельным субъектом права собственности (выступать собственником).

Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.

Согласно российскому законодательству, у публичной собственности имеется две разновидности: муниципальная и государственная.

Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).

Из этого следует, что в качестве субъектов права госсобственности могут выступать определенные образования государственного значения: в общем – РФ и территориальные единицы, входящие в ее состав (это может быть республика, край и т. д., однако, речь не идет о властных органах либо органах управления).

Как оформить право собственности на земельный участок, если нет документов?

Как бесплатно получить землю в собственность от государства, читайте тут.

Упомянутые последними принимают участие в обороте имущества в качестве гособразования, и с учетом их компетенции выполняют определенные права публичного собственника (статья 125 Гражданского кодекса).

Собственность муниципалитета является публичной, и не относится к частной, так как субъекты ее относятся к структуре публично-правовых образований. Муниципальная собственность не относится к разновидности госсобственности, а является полноценным видом публичной собственности.

Это связано с тем, что муниципальные образования нельзя считать образованиями государственного типа (на этой позиции основывался действовавший раньше Закон о собственности).

Но как отдельные участники имущественных правоотношений, у них появляется отдельный публично-правовой статус. По этой причине, их позиция как собственников основывается на модели госсобственности.

В список субъектов права муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса, входят поселения сельского и городского типа и прочие муниципальные образования в общем.

Наделяться правомочиями собственника (муниципального образования), выступая от его имени в рамках ограниченной компетенции, могут определенные органы, согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса, но перенять полностью права собственника конкретного имущества они, все же, не могут.

Вопрос определения муниципального или госоргана, имеющего право представления, в ряде имущественных правоотношений, интересов определенного образования (муниципального или же государственного), разрешается компетенцией подобного органа, установленной законодательно.

К примеру, при отчуждении имущества муниципального или государственного вида в частный вид собственности в ходе приватизационного процесса, от имени владельца и с учетом положения о приватизации предприятий муниципального или госзначения, действуют управляющие имуществом фонды и комитеты.

Собственниками акций и долей участия предприятий, прошедших приватизацию, являются определенные фонды, отвечающие за государственное имущество.

А в ходе реализации с аукционов контрабандных предметов, чья конфискация произведена в государственную пользу, права стороны-отчуждателя могут делегироваться соответствующим органам таможни.

Если затрагивается вопрос о приобретении или продаже имеющихся в госвладении памятников истории и культуры, то действия эти выполняются с привлечением стороны, уполномоченной на выполнение охраны подобных памятников (Министерство культуры и его органы).

Когда же говорится об ответственности имущественного характера гособразований, то в качестве ответчика, в большей части случаев, выступают отдельные органы Минфина.

Однако в каждом из указанных случаев, в качестве стороны определенных видов правоотношений, в юридическом плане является именно государство или же его публично-правовые образования, но не органы.

Публичная форма собственности: плюсы и минусы

Какими преимуществами обладает публичная форма собственности?

Большая часть из тех людей, кто снимает госквартиры, стремятся как можно быстрее провести их приватизацию. Однако необходимости делать этого нет.

Это связано с тем, что даже такое, находящееся в собственности у публичного образования жилье, имеет ряд весьма значимых преимуществ, в список которых включено:

  • Отсутствие обязательных налоговых платежей за недвижимость. Сумма сбора в объеме от 0,3 до 2 процентов от стоимости жилья по кадастру оплачивается исключительно владельцами. Наниматели в подобных выплатах участия не принимают;
  • Наличие возможностей улучшить жилищные условия. При несоответствии параметров квартир санитарным нормам, вам будет предоставлено жилье с большей площадью. В тот же момент, частная собственность предусматривает ее замену (с помощью государства) лишь на идентичную жилплощадь;
  • Передача иной квартиры на замену той, что была утрачена. При возникновении повреждений жилья по причине форс-мажора, государство обязано будет предоставить жилье;
  • Наличие защиты от мошеннических действий. Государственное жилье невозможно просто перевести на любое лицо. По этой причине, злоумышленники даже не предпринимают никаких действий по завладению жильем, имеющим подобный статус.

Активная практика публичной формы собственности действовала в советские времена. И сейчас множество жилых домов пребывает в госсобственности. При этом целый перечень преимуществ выгодно выделяет их на фоне той же частной собственности.

Имеет ли публичная собственность минусы

Многие московские квартиры имеют два минуса, и для многих они являются существенными. Первое, такую недвижимость не реализуешь, не подаришь, не обменяешь и т. п.

Поскольку владельцем квартиры является именно государство, то ему и принадлежит право решения дальнейшей судьбы недвижимости.

Вторым минусом являет весомый риск лишения жилплощади. При нарушении нанимателями закона, их могут вполне законно выселить, причем, не предоставляя иного жилья.

Если же происходит выселение добросовестных граждан, государство должно предоставлять жилье. Когда же идет речь о собственнике квартиры, его выселение из дома будет неправомерным.

По этой причине, чтобы иметь возможность распоряжения своим имуществом на полных основаниях, необходимо выполнить приватизацию. Однако не спешите проводить приватизацию аварийного жилья, поскольку предоставление жилья взамен, в таком случае, не предусмотрено.

Проявление публичной формы собственности характеризуется тем, что недвижимость принадлежит определенному гособразованию. Граждане, проживающие в подобной недвижимости, являются нанимателями.

Если у вас в пользовании имеется такая квартира, то ответственности за нее на ваших плечах меньше. Но также уменьшается и объем прав по использованию жилья.

По этой причине, нужно взвесить все за и против, и определиться, переводить ли недвижимость в частную собственность или оставить все как есть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Видео: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка рассматривается как отнесение надела к собственности соответствующих органов. Это могут быть органы муниципалитета, региона или государства в целом.

Если говорить о наделах, которые находятся в частной собственности, то они включаются в состав фонда государственного или муниципального значения. Допускается возможность перевода одной категории собственности в другую. Это реализуется в пределах процесса приватизации.

Понятие

В законодательстве отражается, что в отношении указанных категорий наделов, устанавливается отдельный правовой режим. Управление реализуется публичными органами. Кроме участков, в отношении которых установлено непосредственное право собственности исполнительного органа, в ведение конкретных муниципалитетов передаются местности, где не произведено формирование на самостоятельные участки. Процесс перевода допустимо проводить в частные владения. Использовать отдельную процедуру не требуется.

В ситуации, когда надел относится к собственности муниципалитета, допускается его передача на законных основаниях в пользование частному лицу. При этом, основание будет использования временное или бессрочное. В качестве основы может выступать арендное соглашение, условия которого устанавливают предельные периоды использования выбранного участка.

Кроме того, в данном акте может предусматриваться величина платежей, которые лицо обязано каждый месяц вносить собственнику территории. Также основание может заключаться в использовании бессрочного использования. Еще один вариант – как пожизненное наследуемое владение.

Стоит указать, что использование данной формы было прекращено в связи с корректировкой законодательства в 2001 году. Если оформление произошло ранее, то допустимо использовать такой договор. Говоря о процедуре передачи наделов в частные руки, нужно отметить, что в данном случае могут быть не только минусы, но и плюсы. В частности, это заключается в том, что до момента получения правомочий собственности гражданин не несет обязанность относительно уплаты налоговых взносов. Величина данного сбора находится в зависимости от стоимости, отраженной в кадастрах. Кроме того, с течением времени этот показатель подлежит увеличению.

ВАЖНО . В качестве основного недостатка указанной формы владения можно указать на то, что нет возможности использовать участок по собственному усмотрению.

Если гражданин принимает решение относительно обращения во властные структуры с просьбой о переоформлении участка в другой формат, то это может быть вызвано разного рода причинами. На первом этапе после проведения приватизации у гражданина появляется шанс использовать надел как предмет разных сделок. К примеру, это дарение или продажа. Помимо этого, владелец земли может давать надел другим лицам для использования на временных основаниях. Это выражается в оформлении долгосрочного или краткосрочного соглашения аренды.

Если участок находится в частной собственности, то он может выступать как предмет обеспечения разного рода сделок. К примеру, такая потребность появляется, когда происходит оформление кредитного соглашения. В данной ситуации нужно зарегистрировать залога. В настоящее время земельный участок рассматривается как более ценный и дорогой актив. По этой причине население предпочитает закреплять на официальном уровне свое правомочие собственности.

Способы передачи участков

Варианты относительно передачи надела в собственность частных лиц отражены в действующих положениях гражданского и земельного законодательства. На сегодняшний день приоритетным направлением рассматривается приватизация на платной основе. Заключение соглашения о купле-продаже происходит после того, как лицо выигрывает в торгах, основанных на конкурсной основе. Также допускается вариант, при котором аукцион не устраивается. Только отдельные категории граждан наделены правом относительно переоформления прав на земельные наделы. В том числе, это семейства, которым придан статус многодетных. В большинстве регионов это семьи, в которых воспитывается не менее трех детей, при условии, что все они не достигли совершеннолетия.

ВНИМАНИЕ . Также воспользоваться таким вариантом могут граждане, которым земельные наделы перешли на основании договора аренды. На этих участках допускается возведение частных домов. Срок действия документа не превышает шести лет. По факту эти граждане должны владеть наделом не менее, чем пять лет.

Кроме того, указанные правила распространяются на лиц, которые получили землю с целью ведения на ней фермерского хозяйства. Период составляет более шести лет. Также учитывается, сколько лет такие граждане владеют участком, минимум – пять лет. В данном случае должно иметь место соблюдение целевого назначения участка.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Кроме того, это работники муниципальных и региональных органов, на которые возложены властные функции. На этих участках допускается строительство частного дома. Стоит обратить внимание на то, что в региональных нормативах могут отражаться иные категории лиц, которые наделены правом относительно использования преференций. Если рассматривать платную основу приобретения надела в собственность, то важно указать, что чаще всего это происходит при помощи организации аукционов. Исключения в данной ситуации отражаются в законодательстве. Инициатива на проведение торгов может исходить как от представителей властного органа, так и от отдельных граждан. В последнем случае человеку потребуется написать соответствующее заявление и направить его в уполномоченный орган.

Можно указать на наличие основных особенностей рассматриваемого процесса, среди которых то, что инициатива может исходить от муниципалитета. Тогда на этот орган возлагаются функции по размещению таких сведений в СМИ. Указать потребуется характеристики, присущие конкретному объекту, а также сроки, в течение которых требуется сформировать и направить заявку. Определение начальной суммы торгов происходит с учетом стоимости кадастрового значения. Определение реализуется при производстве оценки наделов государственными органами. Если процедура касается земель, которые находятся в пределах населенной территории, то потребуется проверить, чтобы надлежащим образом происходило установление пределов участка. Установлено, что к выбранному наделу должны быть уже проведены все коммуникации инженерного типа.

ВНИМАНИЕ . Когда только одно лицо подает заявку для участия в аукционе, то определяется конечная стоимость исходя из того, какая цена, залога в качестве начальной. Именно эта сумма и будет стоимостью для выкупа. Когда властный орган выставляет надел для продажи, то необходимо сначала должным образом провести процедуру установления границ.

С указанной целью нужно получить межевую документацию. Она может быть сформирована только специалистом. Если заявление подается частное лицо, то до получения прав собственности, у этого человека есть возможность самостоятельно заняться формированием межевого плана. Указанный акт рассматривается как основание для постановки на учеты.

Аналогичные функции присущи соглашению о купле-продаже. Межевая документации имеет несколько составляющих, в том числе, это графическая части и текст. Указаны должны быть сведения относительно установленных пределов территории. Потребуется сформировать акт согласования. Это нужно для того, чтобы не возникало разногласий по поводу установленных границ с лицами, владеющими наделами по соседству. В законодательных положениях отражена возможность относительно заключения рассматриваемых соглашений без торгов. Чаще всего, это происходит, когда планируется использовать надел с конкретными целями. В том числе, это ведение хозяйства или строительство дома.

Если гражданин обращается во властные органы субъекта, то потребуется подтвердить наличие законных оснований для составления такого заявления. Кроме того, нужно соблюдать требования, которые отражены в земельном законодательстве. Для примера, когда целью использования надела выступает строительство жилья, а на земле строят комплекс для производства сырья, то властный орган вынесет отказ в предоставлении надела.

Какая документация потребуется?

Процедура приватизации предусматривает в себе несколько составных этапов. В том числе, это оформление документации в уполномоченных органах, а также прохождение регистрации при обращении в Росреестр. Предусматривается, что документация может быть подана во время посещения многофункционального центра. В зависимости от того, какой этап проходит лицо, требуется собрать определенный перечень документации.

ВАЖНО . Если производится заключение договора купли-продажи, то нужно написать заявление на передачу прав на участок, также предоставляются акты, посредством которых удостоверяется личность граждан, участвующих в сделке.

Необходим акт, подтверждающий предварительное согласование местности, где будет находиться участок. Кроме того, необходимо собрать бумаги, которые указывают на легальное использование надела. К примеру, это соглашение аренды.

Нужны межевые акты и документы, указывающие на проведение процесса согласования границ. Гражданин собирает документальные подтверждения того, что есть основания для получения участка. К примеру, это указание на статус многодетных и т.д. Если земля находится в аренде, то предоставляются акты, подтверждающие отсутствие задолженности по арендным платежам. Когда проводится аукцион – нужно подать заявку на участие в нем.

Ссылка на основную публикацию