Земли промышленности и иного специального назначения
К землям специального назначения относятся территории, отведенные для эксплуатации и обеспечения деятельности различных объектов промышленности, теле- и радиовещания, энергетики, связи, транспорта, а также для осуществления других задач, связанными с целевым использованием подобных земель. Правовой режим и регулирование таких территорий осуществляется Земельным Кодексом РФ (ст. 87-93), а также специальными законами и актами органов власти.
Принимая во внимание характер задач, для выполнения которых данные территории были выделены в отдельную категорию, различают такие земли специального и иного назначения:
- Земли промышленности;
- Земли связи, теле- и радиовещания, информатики;
- Земли для обеспечения космической деятельности;
- Земли транспорта;
- Земли энергетики;
- Земли безопасности и обороны;
- Земли, относящиеся к иным территориям специального назначения.
Для вышеперечисленных земель промышленности и иного специального назначения устанавливается особый режим пользования. Необходимость заключается в том, чтобы все объекты, имеющие стратегическое, региональное или государственное значение, представляющие для обычных граждан опасность или невозможность частного использования, могли использоваться только для конкретно отведенных целей. Рассмотрим каждую категорию в отдельности и определим их правовой статус.
Отметим, что земли специального назначения располагаются за пределами населенных пунктов, но могут принадлежать различным объектам муниципальных образований или же находиться в федеральной собственности или собственности субъектов.
В соответствии со ст. 87 Земельного Кодекса РФ, земли промышленности и иного специального значения могут передаваться в безвоззмездное пользование для сельскохозяйственного производства и других целей.
Земли промышленности
Законодательством РФ земли промышленности определяются как земли, используемые для обеспечения деятельности разных объектов промышленности. Земельные участки, относящиеся к данной территории, могут использоваться в целях промышленного производства, но только в тех случаях, когда такие земли не изъяты из оборота. Землями промышленности, изъятыми из оборота, можно считать участки, на которых располагаются объекты атомной энергетики, пункты хранения радиоактивных отходов, объекты по производству наркотических веществами, а также участки, относящиеся к закрытым административно-территориальным образованиям.
Все земли промышленности подвергаются постоянному вредоносному воздействию техногенного характера. Это возлагает ряд обязанностей на лиц, в чьем ведении находятся земельные участки данной категории – они обязаны выполнять требования по восстановлению нарушенных земель, их охране и рекультивации. Специальные требования устанавливаются как ЗК РФ, так и другими нормативно-правовыми актами.
Отметим, что условия использования земель промышленности в каждом конкретном случае зависит от того, чем регулируется деятельность владельцев земельных участков. Так, специальный Закон о недрах определяет условия использования земель, порядок отвода и эксплуатации территорий для недропользования. Для организаций горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности также установлены специальные требования, изложенные в профильных нормативно-правовых актах.
Санитарно-защитные зоны
В пределах земель промышленности устанавливаются специальные санитарно-защитные зоны, которые предназначены для уменьшения негативного воздействия загрязнений (химических, радиационных, физических, биологических) на окружающую среду.
Все данные о размерах ССЗ устанавливаются в документе под названием СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Предусмотрены следующие границы: для производства 5 класса территория ССЗ должна быть не менее 50 метров, 4 класса – 100 метров и более, 3-2 класс – 300-500 метров, а для промышленных объектов 1 класса ССЗ должна быть 1000 метров.
В пределах таких зон запрещена установка жилых домов, рекреационных зон, зон отдыха, санаториев, территории дачных и садовых товариществ, лечебных учреждений. Допускается только установка административных зданий, а также сооружений, необходимых для обслуживания промышленных объектов.
Земли транспорта
К категории земель транспорта относятся территории, отведенные для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и иных видов транспорта, определенных земельным законодательством РФ.
Земли железнодорожного транспорта
Так, земли железнодорожного транспорта могут включать в себя следующие категории:
- территории для размещения железнодорожных путей;
- участки для размещения и эксплуатации зданий и построек – вокзалов, станций, ремонтных депо, строения, устройства и сооружения, необходимые для функционирования и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- полосы отвода и специальные охранные зоны, которые предоставляются гражданам для обслуживания ж/д транспорта, оказания услуг пассажирам и т.д. Сюда входят склады, заправочные станции, разгрузочные площадки, а также склады, предназначенные для хранения предметов и объектов с особым статусом правового регулирования;
Согласно с приказом Минтранса №126 и Законом №17-ФЗ, на землях железнодорожного транспорта могут устанавливаться полосы отвода – земельные участки, которые прилегают к железнодорожным путям, а также участки для размещения станций, линий связи, защитных лесополос, а также других объектов ж/д транспорта.
Земельные участки в полосе отвода могут передаваться в аренду физическим и юридическим лицам для сельского хозяйства, складирования грузов, оказания услуг пассижирам ж/д транспорта, а также для других целей, которые не мешают безопасности движения транспорта.
Земли автомобильного транспорта
Земли автомобильного транспорта включают в себя участки, отведенные для эксплуатации и содержания федеральных автомобильных дорог, а также придорожных полос со специальным режимом пользования.
Для земель автотранспорта также, как и для земель ж/д транспорта, устанавливаются полосы отвода и придорожные полосы. Согласно со ст. 90 ЗК РФ, для обеспечения дорожного движения на полосах отвода могут передаваться земельные участки физическим и юридическим лицам. На таких участках допускается размещать объекты дорожного сервиса.
В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается:
- размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги
- распашка земельных участков, покос травы, рубка деревьев, выпас и прогон животных
- установка рекламных конструкций, не соответствующих техническим регламентам
- установка информационных щитов и указателей, если они не имеют отношения к обеспечению безопасности дорожного движения.
Земельные участки, которые предназначены для размещения объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для этих целей. П. 4 ст. 25 Закона №257-ФЗ устанавливает, что земельные участки могут передаваться на условиях публичного или частного сервитута. Такие участки находятся на землях общего пользования и закрепляются за ведомственными организациями, а потому использование классической аренды невозможно. Положения об использовании сервитута, а также его применении, находятся в ГК РФ. Отметим, что классическое понимание сервитута (обеспечение прохода или проезда через определенную территорию, строительные работы на линейных объектах) в данном случае не применимо – сервитуты устанавливаются только для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Сроки и условия пользования участком прописываются в соглашении о сервитуте.
Земли водного и морского транспорта
Для полноценного функционирования объектов морского и водного транспорта отводятся земельные участки:
- для размещения и создания искусственных водных путей;
- для размещения объектов, необходимых для эксплуатации и функционирования морского и водного транспорта – портов, станций, причалов и других строений и сооружений водного и морского транспорта;
- для размещения участков береговой полосы.
Согласно с Водным Кодексом РФ, на территории земли водного и морского транспорта устанавливаются участки береговой полосы. Береговая полоса представляет собой полосу земли, которая проходит вдоль границы воды общего пользования, предназначена для общего пользования. Стандартная величина береговой полосы составляет 20 метров, за исключением случаев береговых полос каналов и рек, длина которых составляет менее 10 километров – в таких случаях величина полосы составляет 5 метров. В пределах береговой полосы запрещена приватизация земельных участков. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов.
Земли аэровоздушного транспорта
Для функционирования аэровоздушного транспорта отводятся земли под аэропорты, взлетно-посадочные полосы, аэродромы, вокзалы, а также другие объекты недвижимости, необходимые для обеспечения правильной эксплуатации воздушного транспорта.
Земли системы нефтепроводов и газоснабжения
Также отводятся специальные зоны для размещения объектов, относящихся к системе нефте- и газомагистралей. На земельных участках, которые относятся к землям системы нефтепроводов и газоснабжения, запрещено устанавливать здания, сооружения или объекты в пределах минимально допустимого расстояния до объектов магистралей.
Для обеспечения правильной эксплуатации трубопроводов устанавливаются следующие охранные зоны:
- Для трубопроводов, транспортирующих газ, нефть, нефтепродукты – по 50 метров с каждой стороны оси трубопровода;
- Для трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводороды и бензин – по 100 метров с каждой стороны оси;
- Для насосов, распределительных станций, резервуаров хранения, станций хранения нефти и сжиженного газа отводятся участки земли в пределах 100 метров до границ объектов.
- Для газопроводов высокого давления устанавливаются минимальные границы в 125 м.
Частные земельные участки в пределах охранных зон не изымаются у владельцев и могут использоваться для сельскохозяйственных работ. Владельцы, перед проведением работ на участке, должны ознакомиться и придерживаться регламента предприятия трубопроводного транспорта, а также соблюдать требования Постановления Правительства РФ №878.
В пределах охранных зон запрещено строить объекты жилищной инфраструктуры, сносить и проводить реконструкцию объектов инфраструктуры, подключаться к сетям трубопроводов, разжигать огонь, рыть погребы и удобрять почвы.
Земли энергетики
Землями энергетики признаются территории, отведенные для функционирования и эксплуатации объектов энергетики. Согласно с законодательством РФ, к таким объектам относятся федеральные энергетические системы, а также объекты ядерной энергетики, находящиеся в ведении федеральных органов власти. Это означает, что пользователями земель энергетики могут быть только организации государственной формы собственности.
Для обеспечения жизнедеятельности объектов энергетики земельные участки могут отводиться для размещения атомных и гидроэлектростанций, ядерных установок, тепловых электростанций, а также для размещения линий электропередачи, подстанций и других объектов и построек, обеспечивающих функционирование энергетического комплекса.
Порядок определения земельных участков для размещения опор линий связи и линий электропередачи определены Постановлением Правительства РФ №486.
Охранные зоны земель энергетики
Постановлением Правительства РФ №160 определен порядок эксплуатации охранных зон земель энергетики. Границы охранных зон самостоятельно определяются организациями, во владении которых находится электросетевое хозяйство (п. 6 Постановления). В пределах охранных зон запрещено:
- Проводить любые работы, препятствующие безопасной эксплуатации электросетевого хозяйства;
- Размещать свалки;
- Проводить сброс едких веществ и тяжестей более 5 тонн;
- Складировать горюче-смазочные материалы;
- Размещать объекты инфраструктуры – рынки, больницы, парки, школы и т.д.;
- Использовать летательные аппараты (в т.ч. воздушных змеев);
- Посадка и вырубка деревьев, работы с почвой (мелиорация, взрывные работы);
- Земляные работы на глубине более 30 см;
- Полив сельскохозяйственных растений при условии, что струя воды более 3 м;
С полным перечнем существующих запретов можно ознакомиться в Постановлении №160.
Зоны с особыми условиями пользования
Зоны с особыми условиями использования – это санитарные, охранные, защитные зоны, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, зоны охраняемых объектов, а также другие территории, предусмотренные законодательством РФ.
Такие зоны устанавливаются на территориях, которые прилегают к объектам, относительно которых устанавливается особый режим пользования. Земельные участки, которые находятся на территории таких зон, не изымаются у правообладателей, но может устанавливаться специальный режим пользования участком, который будет соответствовать требованиям зоны, или могут устанавливаться запреты на ведения тех видов деятельности, которые не соответствуют целям зон.
Границы зон определяются специальными обозначениями и информационными знаками. Также зоны вносятся в государственный кадастр недвижимости с указанием основных сведений о них – местоположение, реквизиты и данные государственных и/или муниципальных органов, установивших границы таких зон, содержание ограничений в пределах территории зон.
Другие земли специального назначения
Кроме трех вышеперечисленных категорий, которые встречаются чаще других, существуют и другие земли специального назначения. Кратко рассмотрим каждый вид:
- Земли связи, теле- и радиовещания, информатики – категория земель, предназначенных для деятельности объектов связи. Сюда относятся все постройки и объекты инфраструктуры связи – подземные, воздушные и наземные линии связи, охранные зоны, объекты эксплуатации и работы спутниковой связи.
- Земли для обеспечения космической деятельности – это те земли, которые отводятся для функционирования и эксплуатации объектов аэрокосмической промышленности, в том числе космодромы, стартовые площадки, центры управления пункты и базы хранения информации, техники, полигоны и экспериментальные базы, центры подготовки космонавтов.
- Земли обороны и безопасности – территории, отведенные для обеспечения деятельности ВС РФ, поддержания обороноспособности государства. В данную категорию входит очень широкий перечень объектов, которые связаны с поддержанием обороноспособности, безопасности территорий страны, а также территории, принадлежащие ВС РФ. Охранные зоны земли обороны и безопасности устанавливаются с учетом типа объекта, располагающегося на территории (для ракетного полигона – одни зоны, для особо важных или секретных объектов – другие). Порядок установки границ определяется законодательством РФ. Отметим, что земельные участки не изымаются у их владельцев, но могут переходить в пользование ВС РФ в порядке реквизиции (временного изъятия) в случае военного или чрезвычайного положения.
- Земли иного специального назначения. В законодательной базе нет четкого определения таких земель – это означает, что законодателем определены только типичные случаи использования, но могут быть и другие.
Перевод земель в другую категорию
Рассматриваемые земли могут быть переведены в другую категорию, согласно со ст. 9 Закона РФ №172-ФЗ. Переводится земли могут без ограничений, кроме случаев, когда такие территории загрязнены или застроены объектами, подлежащими сносу, а также в составе таких земель осуществляется деятельность по загрязнению почв. В этих случаях земли можно перевести после рекультивации и по обращению органов исполнительной власти. Перевод земли осуществляется по ходатайству, которое подается лицом в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Кадастровая оценка земель промышленности
Государственная кадастровая оценка – комплекс процедур, определяющих кадастровую стоимость и осуществляемых в установленном Федеральным законом № 237 от 03.07.2016 порядке. Государственная кадастровая оценка проводится поэтапно:
- утверждение решения о проведении кадастровой оценки;
- определение кадастровой стоимости и подготовка отчета с итогами кадастровой оценки;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Цели оценки земель
Выделяются четыре главные цели оценки земельных участков:
Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
СТ 87 ЗК РФ
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 – 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
5. Утратил силу с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
5.1. Утратил силу с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
5.2. Утратил силу с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
5.3. Утратил силу с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Комментарий к Статье 87 Земельного кодекса РФ
Земли промышленности и иного специального назначения (как для краткости называет эту категорию даже сам законодатель, например в п. п. 2 – 6 комментируемой статьи) подразделяются на несколько “субкатегорий земель с дифференцированным правовым режимом, что обусловлено характером специальных задач, для решения которых данные земли используются или предназначены для использования в будущем” .
——————————–
Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Элиста, 2006. С. 610.
Эти субкатегории перечислены в п. 2 комментируемой статьи, и каждой из них также посвящена отдельная статья настоящего Кодекса. Особый интерес представляет подп. 7 п. 2, где говорится о землях иного специального назначения. Наличие такой формулировки делает перечень субкатегорий открытым, не исчерпывающим.
В литературе отмечается, что в качестве иных земель специального назначения могут рассматриваться участки захоронения ядерных и иных отходов , земли, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью, которая действует в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ “О гидрометеорологической службе” , и другие земельные участки.
——————————–
См.: Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби, 2002. С. 321.
См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // СПС “Гарант”.
В ст. ст. 87 – 93 ЗК РФ как после общей характеристики земель данной категории, так и после определения каждой из субкатегорий говорится, что это земли, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ . Представляется, что даже единичная запись в ст. 87 ЗК РФ была бы излишней, так как права на земельные участки всегда возникают по основаниям, предусмотренным законами, и, кроме того, в Кодексе есть специальная глава “Возникновение прав на землю”, которая касается всех категорий земель. Повторение же этой формулировки семь раз тем более неоправданно.
——————————–
Применительно к землям обороны и безопасности законы субъектов РФ не упоминаются, т.е. речь идет только о Земельном кодексе РФ и иных федеральных законах.
В комментируемой статье специально подчеркивается, что к землям промышленности и иного специального назначения относятся лишь земли, расположенные за чертой населенных пунктов. Если же промышленные, транспортные, оборонные и иные подобные предприятия (организации) находятся в городах, то правовой режим земельных участков, на которых они расположены, подчиняется режиму соответствующей территориальной зоны в черте населенного пункта.
В данной категории земель большой удельный вес занимают земли, являющиеся федеральной собственностью. Они перечислены в п. 4 комментируемой статьи. Согласно ст. 27 настоящего Кодекса многие из этих земель изъяты из оборота .
——————————–
Согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ категория объектов гражданских прав, изъятых из оборота, из п. 1 ст. 129 ГК РФ исключена. Теперь объекты гражданских прав подразделяются только на две группы: находящиеся в свободном обороте и ограниченные в обороте. Однако ст. 27 настоящего Кодекса до сих пор не приведена в соответствие с ГК РФ.
Следует отметить, что большое количество судебных споров возникает в связи с неоднозначным толкованием законодательства именно в отношении земельных участков, занятых промышленными объектами, объектами транспортной инфраструктуры, оборонными объектами и т.п. в населенных пунктах, в том числе по вопросам, связанным с определением субъекта права собственности на земельные участки, занятые данными объектами.
Эти споры возникают с завидной регулярностью, что свидетельствует о настоятельной необходимости более четкого урегулирования данного вопроса непосредственно в законе. Практика рассмотрения такого рода споров будет рассмотрена далее применительно к отдельным субкатегориям земель данной категории. Здесь же отметим, что при вынесении решений по таким делам суды постоянно ссылаются на ст. ст. 87 – 93 ЗК РФ, что, на наш взгляд, неверно, так как речь идет о земельных участках, относящихся к другой категории земель.
Гражданам и юридическим лицам следует иметь в виду, что использование земельных участков данной категории должно осуществляться с соблюдением правил, установленных для соответствующей субкатегории, в противном случае это будет признано правонарушением.
В частности, проверкой территориального отдела управления Роснедвижимости по Пермскому краю было выявлено, что земельный участок, предоставленный индивидуальному предпринимателю с разрешенным использованием под промышленные предприятия на землях промышленности, фактически используется под объекты автомобильного транспорта (строение пункта охраны и автостоянка), что является нарушением ст. 42 ЗК РФ.
Предпринимателю выдано предписание с требованием устранить допущенное нарушение путем использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением либо изменения разрешенного использования. Попытка предпринимателя обжаловать данное предписание не увенчалась успехом, так как суды пришли к правильному выводу, что, несмотря на то что земли промышленности и земли транспорта относятся к одной категории земель РФ (земли специального назначения), режим и вид разрешенного использования указанных земель различные, следовательно, требования госоргана законны .
——————————–
Постановление ФАС Уральского округа от 11 мая 2010 г. N Ф09-3256/10-С1 по делу N А50-33592/2009.
Поскольку деятельность промышленных предприятий и иных объектов, для размещения которых предоставляются указанные земли, может представлять опасность для населения, в состав данной категории земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
И напротив, хозяйственная деятельность в пределах таких зон может причинить вред охраняемым объектам или существенно затруднить их эксплуатацию, поэтому определенные виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон, могут быть ограничены или запрещены.
Создание санитарно-защитных зон вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях охраны атмосферного воздуха и условий жизнедеятельности окружающей среды предусматривается Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” и от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” и иными актами.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” комментируемая статья дополнена тремя новыми пунктами – 5.1 – 5.3, конкретизирующими порядок установления зон с особыми условиями использования территории (в части сведений о границах такой зоны и описания их местоположения, а также сроков уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны). Эти дополнения вступили в силу с 1 января 2016 г.
Этим же Законом ст. 15 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”, посвященная информационному взаимодействию при ведении ГКН, была дополнена положением о том, что обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (норма вступила в силу с 1 января 2016 г.).
Законом N 252-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (ст. 55), предусматривающие, что для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны, обязательным документом, прилагаемым к заявлению о выдаче такого разрешения, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны являются обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.
Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2018 г., поэтому на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до этой даты, их действие не распространяется.
Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2016 г. N 163.
Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г. (ч. 2 ст. 5 Закона N 252-ФЗ).
Важным представляется положение п. 5.2 комментируемой статьи о том, кто должен осуществлять деятельность по установлению границ указанных зон. Ранее в судебной практике возникали споры по этому поводу . Так, Постановлением администрации Большеулуйского района Красноярского края от 14 июня 2006 г. N 159 установлена санитарно-защитная зона ОАО “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании” (далее – общество) с возложением на общество обязанности по оформлению межевого дела земельного участка, на котором расположена санитарно-защитная зона, и поставке его на кадастровый учет.
——————————–
См., напр.: Постановление Президиума Свердловского областного суда от 18 августа 2010 г. по делу N 44-Г-26/2010.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего пункта Постановления районной администрации незаконным. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. решение суда от 30 декабря 2008 г. отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии в действующем законодательстве положения, предусматривающего проведение межевых работ по установлению границ санитарно-защитной зоны, а также отметила, что с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться правообладатель или государственный (муниципальный) орган, к которым общество не относится.
С таким подходом согласился Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа , указав, что на юридические лица возложена обязанность по соблюдению режима санитарно-защитной зоны, а не по проведению работ по межеванию земельного участка, на который распространяется санитарно-защитная зона. Общество не является правообладателем земельного участка, на который распространяется его санитарно-защитная зона, в связи с чем заявление и документы для проведения государственного кадастрового учета земельных участков подаются заинтересованным правообладателем или государственными (муниципальными) органами.
——————————–
См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2009 г. N А33-13282/08.
Теперь же согласно п. 5.2 настоящей статьи подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями, т.е. по этой норме возложение такой обязанности на общество было бы законным.
Во исполнение п. 5.3 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2016 г. N 662 утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны.
Согласно указанным Правилам информирование правообладателей земельных участков об ограничениях использования земельных участков в границах зоны осуществляется в течение 15 дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны посредством направления уведомления либо по адресу электронной почты правообладателя, либо по его почтовому адресу.
В уведомлении указываются следующие сведения:
а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении зоны, реквизиты такого решения;
б) дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны;
в) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;
г) описание местоположения границ зоны;
д) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах зоны;
е) кадастровые номера земельных участков, включенных в границы зоны и принадлежащих правообладателю.
Земли специального назначения – промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного значения
Необходимость установления особого порядка использования земель под объектами промышленности, транспорта и иного назначения, осознанная еще в середине XIX века, продолжает оставаться актуальной и в настоящий момент.
Земельный кодекс РФ подразделяет все земли на категории в зависимости от их назначения. Самостоятельной категорией согласно Земельному Кодесу РФ (глава XVI ЗК РФ) являются земли промышленности и специального назначения, обладающие особым правовым режимом.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 () 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !
Понятие и состав
Право на использование промышленных земель возникает на основании Земельного кодекса. Состав земель включенных в категорию определяется в зависимости от целей их использования.
Статья 87 ЗК РФ различает земли:
- промышленности;
- энергетики;
- транспорта;
- связи, телевидения;
- обеспечения космической деятельности;
- обороны и безопасности;
- земли иного или специального значения.
Законодательная база
Земли из всех категорий и иного специального назначения находятся под действием следующих законов:
Правовой режим
Признаки земель специального назначения:
- Земельное законодательство оставляет список земель, включенных в данную категорию, открытым в силу разнообразия задач, требующих выделения соответствующих земельных участков и зон.
Общим признаком категории является то, что земли не являются сельскохозяйственными.
- Правовой режим зависит от правового статуса той организации или предприятия, которое будет использовать земли.
- Основным признаком этого вида земель является расположение за чертой населенных пунктов.
- Предусмотрено две разновидности земель – ленточная (например, при строительстве трубопровода) и разрозненные участки.
- Оборот земель ограниченный, т.е. они не могут быть получены в частную собственность, либо это возможно в редких случаях.
- Имеет значение соседство со смежными землями иного правового режима, например, сельскохозяйственными угодьями. Создаются охранные зоны со специальным режимом в местах такого соседства для обеспечения безопасности (например, запрет на разведение открытого огня рядом с ЛЭП).
- При определении режима учитывается обстановка, складывающаяся в данной местности, например, введение военного положения.
- При выделении участков должно быть выполнено требование по рациональному использованию территорий.
- Природоохранный принцип заключается в стремлении к сохранению экологии местности.
Категории
Для обороны и безопасности
Земли для обороны и безопасности используются в оборонительной деятельности самых разных видов войск. Предоставляются оборонным предприятиям и военным частям для строительства, разработки и ремонта вооружения, а также для хранения запасов и ценностей (с. 93 ЗК РФ).
Государственная граница РФ также причисляется к этой категории и представляет собой линию, определяющую границы государства.
Для транспорта
Участки, которые переданы под автомобильные и железные дороги, гражданскую авиацию, водные виды транспорта, под сооружения для их обслуживания и отводы дорог.
Особенности земель для ж/д транспорта заключаются в том, что прилегающие к линиям федеральных ж/д путей земли служат для построения сооружений по обслуживанию ж/д транспорта – полосы отвода железных дорог.
- Для обеспечения эксплуатации автомобильного транспорат предоставляются участки под строительство дорог, размещение автовокзалов, полос отвода автодорог. Полосы отвода могут сдаваться в аренду гражданам и юридическим лицам.
- Для гражданской авиации предоставляются территории под строительство аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос и др.объектов. Существует ряд ограничений по размещению аэропортов близко к населенным пунктам (Воздушный кодекс РФ).
Следует отметить, что категория земель для транспорта не включает земли для энергетики.
Для связи, радиовещания, телевидения, информатики
Участки, на которых размещаются предприятия связи, кабели наземные и подземные, усилительные пункты, здания для их обслуживания.
К ним же относятся отделения почтовой связи, которые обязательно вносятся в проекты и планы населенных пунктов согласно ФЗ от 17.07.1999 N176-ФЗ «О почтовой связи».
Для обеспечения космической связи
- Используются для размещения зданий и сооружений организаций, занимающихся космической деятельностью, в т.ч. разработкой, испытаниями, использованием космической техники, материалов и технологий.
В рамках ст. 92 ЗК РФ для обеспечения космической связи предоставляются участки под космодромы,центры управления, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления и т.д.
Районом падения частей ракет может оказаться и территория, находящаяся в частной собственности. Для таких ситуаций предусмотрен порядок возмещения убытков (Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 N536).
Для энергетики
В рамках законодательства предоставляются участки под гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, хранилища ядерных отходов, подстанций, распределительных станций и т.д.
Правовой режим этих территорий предусматривает создание санитарно-защитных зон вокруг них. Размер зоны устанавливается при расчетах мощности объекта, а также возможных экологически неблагоприятных последствий при аварии на нем.
Полезную информацию о землях для энергетики можно найти в отдельной статье.
Для промышленности
Выделяются под промышленные объекты, а также административные и хозяйственные строения, обеспечивающие эту деятельность. Выделяется два типа земель внутри этой категории:
- участки, которые используются для размещения производственных предприятий;
- участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых горнодобывающей промышленности.
Подробнее о землях промышленного назначения читайте тут.
Изменение категории
Процедура перевода земель из одной категории в другую регламентируется ФЗ от 21.12.2004 N172-ФЗ. Перевод земель предусматривает следующий алгоритм действий:
- При необходимости проводится государственная экспертиза на предмет возможности перевода земельного участка в другую категорию.
- Подается ходатайство гражданином РФ, либо организацией о переводе участка. Ходатайство включает в себя:
номер земельного участка в кадастре;
- право на участок (реквизиты и наименование правоустанавливающих документов);
- причины и основания для перевода;
- существующую категорию земель и категорию, в которую их планируется перевести.
- выписка из государственного кадастра со сведениями об участке земли;
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
- выписка из единого реестра прав на недвижимое имущество о правах на участок;
- результаты государственной экспертизы;
- согласие на собственника на перевод.
Подробно о том, как перевести земли сельхозназначения, ИЖС и лесного фонда в промышленные, рассказано тут, а о том, как осуществить перевод промышленных земель в другую категорию, написано здесь.
Заключение
Земельные участки особого назначения представляют собой довольно разнообразную категорию, различающихся по целям и особенностям использования территорий, что отражено в их правовом режиме. Необходимость выделения этих территорий обусловлена потребностями обеспечения функционирования объектов транспорта, связи, обороны и промышленности.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 () 938-46-18 (Москва)
+7 () 425-63-64 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Состав земель промышленности и иного назначения
Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ.
Государственные территории предназначены не только для удовлетворения потребностей частных граждан, для создания комфортных и безопасных условий проживания населения, ведения подсобных хозяйств.
Важнейшим элементом земельных ресурсов страны являются территории, которые используются государственными структурами для обеспечения нормального функционирования всех основополагающих отраслей общегосударственного масштаба.
Такими являются промышленное производство, транспортные и коммуникационные системы, энергетические ресурсы, различные виды связи, информатика и инновационные технологии, космическая деятельность, сфера обороны и обеспечения безопасности, а также прочие области.
Понятие и группы земель промышленности и земель иного специального назначения
Земельный кодекс России регулирует правовые и эксплуатационные аспекты использования, а также устанавливает состав земельных территорий специального предназначения. В соответствии с законодательной базой земельной сферы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения – это территории, которые:
- целевой специализацией предназначены для поддержания деятельности и использования промышленных, транспортных, космических и других объектов, которые служат для выполнения специальных задач государственной важности;
- используются для строительства и обслуживания различных объектов в сферах промышленности, транспорта, радио- и телевещания, энергетики, космической деятельности, безопасности и обороны.
Основным условием использования территорий для выполнения специализированных задач является расположение земельных ресурсов за пределами населенных пунктов и вдали от проживания местного населения. Законные права на владение и собственность таких участков могут возникать в любых муниципальных субъектов государства при условии соблюдения земельного законодательства.
Перечень территорий специального назначения является открытой структурой, поэтому предусматривает внесение изменений и новых позиций. На данном этапе земли специального предназначения включают в себя следующие зоны:
- территории, предназначенные для строительства и использования объектов различных промышленных сфер;
- земли, используемые для удовлетворения потребностей энергетики;
- участки транспортной сферы;
- земельные территории коммуникационной сферы (радио- и телевещания, информатики и инновационных технологий);
- земельные участки, используемые для осуществления заданий в космической сфере;
- территории ведомств по обороне и обеспечению безопасности;
- земли специализированного предназначения, которые включают в себя рекреационные зоны, места захоронения ядерных и радиоактивных отходов.
Земли промышленности и иного специального назначения, их правовой режим
Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ. Нюансы эксплуатации участков специального предназначения следующие:
- Территории промышленной сферы могут эксплуатироваться для планирования и возведения производственных зданий, промышленных конструкций, административных центров и объектов по дополнительному обслуживанию. Важным условием для возможности использования земель для промышленных целей любыми лицами является расстановка санитарных зон;
- Земельные участки предприятий и объектов, на балансе которых числятся линии любых видов связи, а также дополнительные инфраструктурные сооружения;
- Зоны, которые используются в целях полноценного обеспечения государственной безопасности, могут предназначаться для проектирования и возведения предприятий и объектов, которые осуществляют вооруженную защиту территориальной целостности границ государства;
- Земельные участки для обеспечения работы энергетической области предоставляются с целью размещения гидроэлектростанций, атомных, тепловых электростанций, пунктов приема и хранения ядерных веществ;
- Территории для обеспечения деятельности космического направления используются для размещения и обслуживания объектов наземной инфраструктуры (космодромы, взлетные полосы, полигоны, базы хранения техники, пункты приема и обработки информации и др.);
- Территории транспортной сферы предназначены для максимального обеспечения нормального функционирования объектов различных видов транспорта: автомобильного, морского, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного и др.
Земли промышленности и иного специального назначения несут риск возникновения техногенных аварий, катастроф и являются объектами повышенной опасности для здоровья и жизни местного населения, а также экологического и биологического состояния окружающей среды. В связи с этим законодательством предусмотрен режим использования территорий, которые предназначаются для удовлетворения потребностей всех специализированных областей.
Специальные постановления предусматривают создание охранных, санитарно-защитных зон и участков с особыми условиями эксплуатации территорий в целях обеспечения безопасности для местного населения. Важным пунктом правительственного постановления является создание условий, которые позволят оптимально использовать объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также места хранения вредных веществ.
Режим использования охранных зон, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель
Особый эксплуатационный порядок, который устанавливается на территории охранных и санитарно-защитных зон, и размеры таких участков земли определяются в нормативно-правовых актах, регулирующих особые виды деятельности.
Правовой порядок использования санитарно-защитных, охранных зон предусматривает исключительно ограничение прав на территории и недвижимость.
Целью организации таких специализированных зон является обеспечение оптимальной защиты местного населения, окружающей среды, а также важных недвижимых конструкций от негативного воздействия, которое возможно в процессе деятельности сфер промышленности, транспорта, энергетики и др.
Охранные и санитарно-защитные зоны представлены в форме определенного пространственного барьера, который устанавливается между территориями, которые нуждаются в охране, и участками, которые несут повышенную опасность.
Земли промышленности и иного специального назначения как объекты федеральной собственности
Земли промышленности и земли иного специального назначения, которые находятся в распоряжении федеральных учреждений и организаций транспортной, промышленной, коммуникационной, космической и других сфер, официально признаются федеральной собственностью.
Данные объекты могут находиться в различных видах собственности – государственной или муниципальной, территории выступают публичной собственностью.
Порядок эксплуатации земель федеральной собственности устанавливается государственным правительством, государственными и муниципальными исполнительными органами, органами местного самоуправления субъектов государства.
Предоставление земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование
Законодательство предусматривает предоставление специализированных территорий промышленной, транспортной, космической, оборонной энергетической и других сфер в безвозмездное пользование на срочной основе.
Земли, которые предназначены для удовлетворения потребностей специализированных отраслей, могут использоваться частными лицами для сельскохозяйственного производства и организации личных подсобных хозяйств. Предоставление земельных территорий осуществляется при условии заключении договора о возможности безвозмездной эксплуатации территорий в соответствии с законодательством.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
- земли промышленности;
- земли энергетики;
- земли транспорта;
- земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- земли для обеспечения космической деятельности;
- земли обороны и безопасности;
- земли иного специального назначения.
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:
- Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.
Земли промышленности
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий поселений.
Наиболее важные признаки земель промышленности состоят в том, что они расположены вне территорий населенных пунктов и обслуживают производственные, административно-хозяйственные и жилищностроительные нужды промышленных предприятий.
Земли энергетики
Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
- размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
- размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.
Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.
Земли транспорта
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
- размещения железнодорожных путей;
- размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции стро- ений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструк- ции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транс- порта;
- установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
- эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
- кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
- подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
- наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
- наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Земли для обеспечения космической деятельности
Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Земли обороны и безопасности
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
- строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
- разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
- создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения
Согласно статье 87 Земельного кодекса земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли используются для несельскохозяйственных целей. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.
Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.п Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Боголюбова С.А. – 4-е изд., перераб., доп. – М.: Проспект, 2010.. В соответствии со статьёй 79 Земельного кодекса для указанных специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли, не пригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель – сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения.
Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Охранные, санитарно-защитные и иные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель даёт возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.
Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, не совместимые с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель.
Отличительная черта правового регулирования использования данной категории земель заключается в том, что их правовой режим, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав указанных выше зон, подчинен режиму эксплуатации объектов недвижимости, прочно связанных с землёй.
Правовой режим земель промышленности.
Основные положения правового режима этих земель определены в статье 88 Земельного кодекса. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий поселений. Земли, занятые промышленными предприятиями в городах и других поселениях, включаются в состав земель поселений. К землям промышленности относятся земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности. Это земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Земельные участки предоставляются промышленным предприятиям для их производственной деятельности и используются для размещения производственных объектов, цехов, складов, прокладки коммуникаций и других целей.
Промышленные предприятия обязаны использовать свои земельные участки строго по целевому назначению. Они не могут использовать их для целей, не связанных с производственной деятельностью. Хотя промышленные предприятия могут создавать подсобные сельские хозяйства, но для этих целей им предоставляются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст.90..
Правовой режим земель железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
- · размещения железнодорожных путей;
- · размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
- · установление полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 Земельного кодекса).
В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это – земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 18.07.2011 N 242-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – №5. – Ст.3567..
В соответствии со статьёй 91 Земельного кодекса Российской Федерации, землями данной категории признаёт земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
- · эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
- · кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
- · подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
- · наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
- · наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
К землям связи относятся земельные участки, предоставляемые для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи Федеральный закон РФ «О связи» от 06 декабря 2011г. // СЗ РФ. – 2011. – №126. – Ст.10..
Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установление охранных зон сетей связи и создание просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются законодательством РФ.
Как установлено ст. 31 Федерального закона от 28 июня 2009. № 124-ФЗ «О почтовой связи», земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Для размещения объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи земельные участки предоставляются по ходатайству федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, или другого органа, выступающего по его поручению в качестве заказчика соответствующих работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, регулируют правовой режим охранных зон линий и сооружений радиофикации, определяют условия проведения работ в таких охранных зонах, закрепляют права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в этих зонах.
Цель Правил – обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, в том числе путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.
Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.
Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне. Что касается правового режима радиовещания, телевидения и информатики, то он практически в действующем законодательстве не урегулирован.
Порядок и условия использования земель обороны и безопасности установлен в статье 93 Земельного кодекса РФ. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используют или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Так, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил нашей страны.
В случае необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.
Для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений, пограничных знаков, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.
Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, земельные участки предоставляются в постоянное пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальных образованиях особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
Земельный кодекс допускает возможность передачи отдельных земельных участков при соблюдении определённых условий из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим и физическим лицам.
Правовой режим земель обороны.
Кроме Земельного кодекса РФ условия использования земель для обеспечения обороны страны установлены и в иных законодательных актах. Так, ст.1 Федерального закона от 05 апреля 2011 г. №46-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
На этих землях располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населённых пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.
Запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного значения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 135 “Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов”.
В законодательстве определен правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта признается совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования установлены в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 73-ФЗ «Об уничтожении химического оружия». Вокруг таких объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 208, определяет порядок установления и функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и по уничтожению химического оружия.
Правовой режим земельных участков, на которых находятся хранилища, склады государственного и мобилизационного резервов, урегулирован в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ «О государственном материальном резерве». Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренным указанным Законом.
Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и другие объекты, входящие в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых они расположены, составляют федеральную собственность.
Правовой режим земель безопасности.
Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, которые признаются землями безопасности, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ в ред. от 03 июня 2011г. «О государственной границе Российской Федерации». Согласно ст. 16 этого Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водоёмов и острова на указанных водоёмах. В пограничную зону могут не включатся территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений или объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.