Земля особо охраняемых территорий и объектов
Земли, относящиеся к территориям и объектам со статусом особо охраняемых, представляют собой одну из земельных категорий РФ с природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным значением, которые по постановлению федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, а также решениям ОМС частично или в полной мере изъяты из хоз. оборота и применения, и в отношении которых устанавливается особенный правовой режим.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ обозначено, что земельный правовой режим устанавливается посредством принадлежности земель к той или другой целевой категории и также разновидности разрешенного применения согласно территориальному зонированию и общим принципам.
Очередность его проведения установлена законодательными актами и отдельными требованиями законов специального назначения.
Юридическая значимость этих категорий земель представлена тем, что после выведения их в отдельную категорию с охраняемым статусом, кодексом одновременно зафиксирован их правовой режим, с введением ограничений возможности изъять их для любых других целей.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Состав земель особо охраняемых территорий и объектов
К землям, отнесенным к особо охраняемым территориям и объектам, причисляют земельные участки, имеющие особые природоохранные, историко-культурные, научные, рекреационные, эстетические, оздоровительные и другие значения.
Такие земли могут быть выделены отдельным решением госорганов для применения в экологосоциальных направлениях:
- Обеспечения сохранности и улучшения ситуации с окружающей средой;
- Организации охранного процесса и воспроизводства ресурсов природы;
- Удовлетворения нужд граждан в местах для их отдыха;
- Обеспечения сохранности исторического и культурного наследия.
Земли, отнесенные к территориям и объектам с особо охраняемым статусом, представляют собой отдельную земельную категорию.
С учетом характера применения и поставленных перед такими землями задач, они могут подразделяться на такие виды:
- Естественные территории с особо охраняемым статусом, включительно с курортами и местностями лечебно-оздоровительного характера;
- Территории, имеющие природоохранное значение;
- Рекреационное значение;
- Территории исторического и культурного значения;
- Другие территории, имеющие статус особо ценных, определенные ЗК РФ и нормативными актами.
Кроме указанных выше и других предусмотренных законами разновидностей земель особо охраняемой категории, Земельным кодексом РФ установлено, что к таким могут быть также отнесены территории в пределах городского леса, парка, охраняемой береговой полосы, станций биологического направления, микрозаповедников и прочего.
Земли водного фонда: правовой режим.
Что такое земли промназначения, читайте тут.
О правовом режиме земель лесного фонда читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-lesnogo-fonda.html
Кодексом обозначена приоритетность в обеспечении сохранности земель территорий со статусом особой охраны и установлено, что любые действия по их изъятию для других целей строго ограничены или же запрещены.
Они в полной мере или же частями исключены из хоз. оборота и применения. На подобные территории распространяются установленные порядки их использования и хозяйствования на них, на условиях, что такие действия не повлекут за собой снижения или потери ценных качеств (экологических, рекреационных, лечебно-оздоровительных, историко-культурных) этих включенных в охрану земель.
Режим обеспечения охраны закрепляется на земле, которая передается их пользователям от организаций, обеспечивающих сохранность исторических и культурных памятников, учреждений природоохранного значения, а также на земле, которая не изъята у ее владельцев, арендаторов или же пользователей.
Все без исключения пользователи законодательно обязаны к соблюдению закрепленной за землями особо охраняемой режимности.
Земли, исходя их своего значения, могут иметь различную принадлежность: местную, региональную и федеральную.
Правовые аспекты, касающиеся порядка определения пользования и охраны территорий охраняемых зон, устанавливаются Правительством, основываясь на федеральном законодательстве.
Говоря о местных и региональных территориях – госорганами субъектов РФ и ОМС, основываясь на отдельных законах, законах, принятых субъектами РФ и нормативно-правовых актах ОМС.
Земли особо охраняемых территорий и объектов: правовой режим
Земли, отнесенные к ряду объектов и территорий особой охраны, являются структурным звеном в охране природной среды, вместе с существующими в ее пределах представителями растительного и животного мира, а также водными объектами. Правовая регулировка применения и обеспечения охраны земель и иных территорий осуществляется на условиях полного взаимодействия с общими интересами охраны всей экологической структуры.
Правовой статус земель, подпадающих под категорию особо охраняемых объектов и территорий, определяется не только земельным, но также и заповедным законодательством, вместе с федеральным законом под №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., а также №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах и местностях» от 23.02.1995 г.
Эти земли, с учетом их видовой принадлежности и определенного статуса объекта и территории, могут относиться к государственному (субъектному или федеральному), частному и муниципальному владению.
Согласно своему статусу, ряд охраняемых территориальных видов может иметь местное, региональное или же федеральное значение, с отнесением их к соответствующему виду собственности.
Достаточно интересное действие имеет право частного владения определенной землей. К примеру, в чертах отдельных видов территорий, к которым можно отнести заказники, вполне допустимо наличие земельных участков, оформленных как частные владения.
Если же затрагивать вопрос прекращения прав на участки, отнесенные к особенно охраняемым территориям, которыми владеет муниципалитет или государство, включительно и в порядке отнесения их к частным владениям, в преимущественных случаях недопустимо.
По факту это значит, что к моменту закрепления за территорией статуса особо охраняемой, если в ее чертах значится участок, который кем-либо используется или находится в чьей-либо собственности, то он не подлежит изъятию.
Их владельцы все так же используют эти участки, однако, с некоторыми ограничениями, которые были введены при создании территории со статусом особенно охраняемой. Они имеют такое же право совершать с личными земельными участками различные сделки, куда включается также и отчуждение.
Во время оформления сделок, в действие вступают правила, которые воспрещают продавцам или покупателям менять целевое предназначение участка. Если же говорить о практической реализации, то подобные разновидности землепользования обыкновенно являются использованием участков для своих целей гражданами, которые заняты управлением или обслуживанием определенной территории с особенно охраняемым статусом либо же домов отдыха или санаториев.
Когда же за территорией был закреплен такой статус, с того же момента становится практически невозможной любая передача участков, размещенных в ее пределах, во владение физическим и юридическим лицам.
Одна из важных характерных особенностей правового аспекта земельного режима территорий, отнесенных к особенно охраняемым – это введение запрета на их изъятие или же ликвидация прав на участки отдельных территориальных видов, которые прямо противоречат целевому предназначению.
В статье 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» четко оговаривается запрет на проведение изъятия природно-заповедных земель.
В чертах земель территорий, находящихся под особенной охраной, дозволено землепользование и хозяйственная деятельность, если подобные действия не ухудшают положение объектов, подлежащих охране.
К такой дозволенной деятельности относят организацию и выполнение исследований научного плана, просвещение, экомониторинг, в некоторых случаях, и организацию отдыха и туризма. Также на практике встречаются и случаи предоставления земель для определенных разновидностей сельхоздеятельности, к примеру, в целях выполнения сенокошения и выпаса, прокладывания ЛЭП.
Дозволены и традиционные разновидности хоз. деятельности по месту проживания любой из коренной малочисленной народности в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. К таким относят оленеводство, охоту и т. п.
Из списка тех, которые запрещены, можно назвать:
- разведку и разработку полезных ископаемых;
- лесную рубку;
- рыболовство и охоту;
- возведение разных объектов жилого и хозяйственно назначения, кроме тех, что предназначены для целей обслуживания охраняемых территорий и дозволенных видов деятельности.
На федеральных охраняемых землях воспрещается предоставлять дачные и садоводческие участки, проводить строительство автодорог, трубопроводов, ЛЭП, а также заниматься строительством и эксплуатацией объектов жилого и промышленного значения. Также введен запрет на передвижение и стоянки ТС и некоторые иные виды деятельности.
Учреждение особенно охраняемых объектов и территорий выполняется на основании решений госорганов или муниципальных органов, с учетом утвержденных схем по развитию и расположению охраняемых территорий и территориального зонирования. Процессу учреждения предшествует проведение резервирования участка госорганами субъектов Российской Федерации.
Резервирование значит, что участок будет предварительно выделен, и в отношении него установят ряд ограничений по видам хоз. деятельности, которые в дальнейшем не будут соотноситься с режимом, планируемым для закрепления за учреждаемым объектом.
Земельные участки подлежат резервации, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному виду собственности. Участок, подлежащий резервации и пребывающий в частном владении, может быть изъят на условиях выкупа.
В целях создания дополнительной защиты территорий, имеющих статус особенно охраняемых, от вероятности воздействия антропогенных факторов, на смежные земельные участки и водное пространство могут быть созданы охраняемые округа и зоны, с закреплением регулируемого режима хоз. деятельности.
Создание охранных зон обеспечивается принятием соответствующих решений госорганами субъектов РФ. Участки, оставленные в пределах таких зон, у их владельцев или же пользователей не могут быть изъяты.
Предусматривается и ведение госкадастра территорий с особенно охраняемым статусом, которым занимается МПР РФ. Кроме того, участки, имеющие природоохранное назначение, учитывают в земельном госкадастре.
Те из учреждений, которые осуществляют управление такими территориями (заказниками, заповедниками и т. п.), а также владельцы и землепользователи, чьи земли находятся в чертах территории охранной зоны, могут претендовать на льготы по оплате налогов.
В целях поддержания эффективности охранного режима, и с учетом ценности ряда природных объектов, располагаемых на территориях, имеющих особый охранный режим, за нарушения, допущенные на их территории, существенно повышена строгость юр. ответственности (статьи 250 и 252 УК РФ).
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав категории и правовой режим
В данной статье рассматривается понятие, состав, правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.
Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов
Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.
Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.
Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:
- установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
- закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
- придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.
Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:
- особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
- зоны экологического бедствия.
Замечание 1
По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.
Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).
Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.
Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.
Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.
Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов
Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:
- ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
- территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
- другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).
Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий. А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).
Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г., посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:
- территории с охраняемым ландшафтом;
- памятники ландшафтного искусства;
- природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
- природные резерваты;
- геолого-охраняемые объекты;
- лесные парки;
- природные эко-тропы;
- резервные территории;
- зоны покоя и пр.
Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.
Земли, признаваемые государственными природными заповедниками, изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников, государственных природных заказников, дендрариев, ботанических садов и некоторые другие категории ООПТ в обороте ограничены.
Если учитывать, что ЗК России распространяет ограничения в обороте как раз на земельные участки в пределах ООПТ, то предположим, что земельные участки, к примеру, рекреационного либо исторического и культурного значения могут отчуждаться и передаваться одним лицом другому, за исключением случаев, указанных в законодательстве. Таким образом, не отчуждаются в частную собственность из государственной собственности земли, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объекты, относящиеся к Списку Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия (статья 27 ЗК России).
Кроме того, названные объекты составляют только малую долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК России, к землям рекреационного назначения относятся земельные участки с домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, домами рыболова и охотника, детскими туристическими станциями, детскими и спортивными лагерями, другими аналогичными объектами. ЗК России не изымает и не ограничивает эти земли в обороте, а также не противостоит приватизации земельных участков, к примеру, с кемпингами или домами отдыха.
Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав статью 99 ЗК России, которая регламентирует правовой режим земель с историко-культурным назначением. Если находящиеся в составе данной субкатегории земли объектов культурного наследия российского народа (исторических и культурных памятников), включая объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте, а земли, отведенные под военные и гражданские захоронения даже изъяты из оборота, тогда по отношению к третьей разновидности земель этой субкатегории (достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производства и ремесел) никаких ограничений и изъятий из оборота не предусматривается.
Если перевести внимание с анализа субкатегорий на анализ оборотоспособности конкретных земельных участков, то становится ясно, что могут отчуждаться по договорам купли-продажи, к примеру, земельные участки, в границах которых расположены природные памятники, но с соблюдением новыми собственниками режима ограничений/обременении по их хозяйственному применению, закрепленному в экологическом законодательстве.
Земли особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в публичной собственности, могут состоять в любой категории ООПТ земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юрлицам (пункт 2 статьи 95 ЗК России). Последнее возникает при экономии бюджетных средств на выкуп подобных земельных участков для муниципальных и гос. нужд. Но собственники этих участков ограничены в собственных правомочиях, что обуславливается сохранением режима особой охраны данных территорий.
Какие земли охраняются и находятся под защитой закона
Назначение земель может быть самым разным:
- одни из них используются для ведения сельского хозяйства;
- другие имеют промышленное и оборонное значение;
- третьи предназначены для поселений.
Также имеются земли лесного, водного фонда и земли запаса. Всего Земельным кодексом выделяется целых семь категорий, среди которых отдельный интерес вызывают земли особо охраняемых территорий и объектов. Это единственная категория, по названию которой трудно судить о назначении. Воображение может нарисовать что угодно: секретные зоны и военные объекты, обнесённые колючей проволокой, с охранниками по всему периметру, подземные бункеры, тайные лаборатории и многое другое. На самом деле эти территории далеки от этого, и охраняются они не столько охранниками, сколько государственным правом. Сочетание “особо охраняемые” означает, что на их территории действуют особые законы.
Земли особо охраняемых территорий и объектов: определение и состав
Земельным Кодексом особо охраняемым землям посвящены ст. 94 — 100.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, исторического, научного, культурного, рекреационного и другого значения. Они охраняются законом и выведены (частично либо полностью) из хозяйственного оборота решением центральных, региональных и местных властей.
Состав земель особо охраняемых территорий
К ООТ относятся шесть типов:
- особо охраняемые природные территории (ООПТ);
- земли природоохранного*, историко-культурного, лечебно-оздоровительного, рекреационного**назначения;
- особо ценные земли.
* Природоохранные — земли, назначение которых — охрана природы.
** Рекреационный — оздоровительный (отдых и занятия физкультурой, спортом, туризмом).
Земли могут быть отнесены к ООТ федерального, регионального либо местного значения по решению правительства России, органов субъектов РФ или ОМСУ.
Земли ООПТ и территории, где имеются объекты культурного наследия, можно использовать только по их целевому назначению. Другое использование запрещено либо ограничено в допустимых случаях, установленных Земельным Кодексом и законами РФ.
Земли особо охраняемых природных территорий
ООПТ — это территории, на которых расположены государственные объекты, являющиеся национальным достоянием:
- природные заповедные комплексы, в т. ч. биосферные* резервации;
- государственные заказники**;
- национальные и природные парки;
- ботанические сады;
- дендрарии;
- территории природопользования коренных малых народов.
* Биосферные резервации — заповедные зоны межнационального достояния, охраняемые ЮНЕСКО, созданные с целью сохранения природного генофонда и экологических систем. В них проводятся международные исследования. Всего под эгидой ЮНЕСКО созданы 564 биосферных заповедника.
** Заказники — охраняемые природные зоны, где под охраной находится не весь природный комплекс, а отдельные части, например, редкие виды растений или животных, мемориалы, геологические образования и т.д.
По решению правительства РФ, органов власти субъектов Федерации, местных муниципальных органов к землям ООПТ могут также отнести:
- природные ландшафты;
- береговые зоны;
- речные и морские акватории;
- уникальные произведения садово-паркового искусства;
- малые заповедники;
- биостанции.
Правовой статус земель ООПТ
Правовой статус земель особо охраняемых природных территорий регулируется федеральным законом ФЗ N 33 и ст. 95 ЗК РФ.
Назначение земель ООПТ — охрана природных объектов и их изучение. Другое использование и любая деятельность, наносящая вред природной зоне, не допускается. Исключение — частичная хозяйственная или рекреационная деятельность на специально предоставленных для неё земельных участках (создание туристических и лечебно-оздоровительных объектов).
- Земли ООПТ являются государственной, муниципальной собственностью, а также собственностью субъектов РФ. Они не подлежат приватизации.
- В отдельных случаях законом допускается наличие частных земельных участков, прилегающих к ООПТ, если деятельность их собственников не наносит вреда окружающей среде. При этом запрещены перевод ЗУ из одной категории в другую и использование надела не по целевому назначению.
- Земельный участок может быть изъят, если он будет объявлен государственным природным заказником (изъятие при этом не является обязательной мерой), либо если находящийся на нем природный объект будет признан памятником природы.
Деление ООПТ на зоны
В целях исключения вредного влияния на природу от хозяйственной и человеческой деятельности земли особо охраняемых природных территорий могут разделяться на три функциональные зоны:
- заповедная зона, которая является основной, и выполняет функции сохранения природных объектов или их восстановления;
- буферная зона — прилегает к заповедной и ограждает её от внешних территорий, на которых расположены хозяйственные объекты;
- переходная охранная зона — часть заповедной, имеющая антропогенные факторы влияния из-за прилегающих к ней участков с поселениями и объектами разрешенной хозяйственной деятельности, связанной с рекреацией, землепользованием, лесопользованием, водопользованием и др.
Запрещённые виды деятельности на землях ООПТ
В границах ООПТ (либо в границах функциональных зон) запрещено:
- создавать садоводческие или дачные участки;
- строить дороги, дома, инженерные сооружения;
- устраивать транспортные стоянки, проезды для транспорта и прогоны для скота;
- осуществлять все прочие виды деятельности, запрещённые законом.
Земли особо охраняемых природных территорий России
На территории РФ имеются 11 объектов, признанных объектами Всемирного природного наследия со следующими названиями:
- Девственные леса Коми.
- Вулканы Камчатки.
- Озеро Байкал.
- Остров Врангеля.
- Центральный Сихотэ-Алинь.
- Золотые горы Алтая.
- Западный Кавказ.
- Ландшафты Даурии.
- Убсунурская котловина.
- Ленские столбы.
- Плато Путорана.
Эти объекты всемирного наследия включают:
- тринадцать заповедников;
- пять национальных парков;
- три государственных заказника.
Общее количество ООПТ в России — 12000 (сюда входят земли государственного, регионального и муниципального значения), общей площадью около 233 млн. га:
- 296 ООПТ федерального значения (свыше 62 млн. га);
- 10570 ООПТ регионального значения (около 60 % общей площади);
- 1070 ООПТ местного значения (около 50 млн. Га).
Земли лечебно-оздоровительного назначения
Согласно ст. 96 ЗК РФ, назначение земли лечебно-оздоровительного назначения — отдых, лечение, профилактика болезней и оздоровление граждан посредством природных источников и ресурсов, входящих в состав земель. На них разрешается строить санатории, лечебницы, курорты.
- Чтобы исключить вред для экосистем и создать благоприятные санитарные условия, земли делят на санитарные зоны (округа), в которых вводится режим особой санитарной охраны.
- Земельные участки, граничащие с первой санитарной зоной, могут быть изъяты или выкуплены у их собственников, арендаторов (пользователей или владельцев), на основании ст. 55 ЗК.
- На территории, примыкающей ко второй и третьей зонам, возможно ограниченное использование ЗУ.
Земли природоохранного назначения
В новой интерпретации ст. 97 в состав земель природоохранного назначения входят только два вида:
- защитные лесонасаждения (кроме защитных лесных полос на землях лесного фонда);
- другие земли.
Старые версии статьи, содержащие пять видов природоохранных земель. утратили свою силу.
Хоздеятельность разрешена в ограниченном варианте с соблюдением охранного и правового режима, допускающего использование по основному назначению и ограничивающего другие виды деятельности.
- Изъятия или выкупа ЗУ, расположенных в границах земель не производится.
- Границы участков, выделенных для юридических лиц, должны быть выделены межевыми знаками информационного значения.
- В местностях, где исторически проживают малые коренные народы РФ, возможно образование территорий природопользования данных народов, порядок которого установлен федеральным законом N 164 ФЗ.
Земли рекреационного значения
В земли рекреационного назначения по ст. 98 ЗК, входят территории, предназначенные для создания спортивно-оздоровительных объектов и объектов для отдыха и туризма.
К ним относятся:
- пансионаты;
- спортивные лагеря и базы;
- учебно-физкультурные лагеря;
- кемпинги;
- туристические станции, базы, лагеря, палаточные городки, парки;
- проложенные тропы и маршруты;
- другие подобные объекты.
На ЗУ, через которые проходят туристические тропы и маршруты, может быть наложен сервитут. При этом изъятия самих участков не происходит.
Запрещена деятельность, противоречащая главному назначению ЗРН.
Земли историко-культурного назначения
На землях историко-культурного назначения находятся (ст. 99 ЗК РФ):
- исторические и культурные объекты, признанные культурным наследием страны;
- археологические памятники;
- исторические достопримечательные места, в т. ч. и связанные с промысловым, ремесленным или промышленным бытом;
- захоронения (военные или гражданские).
Особенности территорий историко-культурного назначения в том, что они граничат с землями поселений (населённых пунктов). Использовать земли не по назначению либо менять их категорию нельзя.
Частные земельные участки не изымаются, за исключением отдельных случаев. На участках, закрытых для исследований, полностью исключена любая хозяйственная деятельность.
В целях сохранения историко-культурных памятников, природного или городского ландшафта между землями и примыкающим к ним поселениям устанавливаются охранные зоны:
- в границах земель вне зоны поселений действует особый режим — здесь запрещена любая деятельность, противоречащая основному назначению земли;
- на ЗУ, находящихся в охранных зонах вне территории земель, землепользование и строительство ведётся при соблюдении требований по охране исторических и культурных памятников (федеральный закон N 232 — ФЗ).
Особо ценные земли
К особо ценным землям, согласно ст. 100 ЗК РФ, относятся природные, исторические, культурные, научные объекты, которые представляют особую ценность:
- природные ландшафты;
- памятники архитектуры;
- места совместного обитания животных и растений;
- месторождения редких полезных ископаемых;
- участки, на которых осуществляется научная исследовательская деятельность.
На владельцев, собственников, арендаторов и пользователей земельных участков возложена ответственность по их сохранности.
Заключение
Земля — главное национальное достояние России. Это видно по составу земель особо охраняемых территорий, на которых находятся уникальные ландшафты природы, заповедники и парки, памятники культурного и исторического наследия, лечебно-оздоровительные комплексы, туристические и спортивные базы и многое другое. Особо выделяются земли особо охраняемых природных территорий, среди которых 11 находятся под защитой ЮНЕСКО.
Все это — как подаренное природой, так и созданное людьми, нужно ценить и беречь, используя по назначению. Не стоит отдавать подобное в руки коммерсантов. Именно поэтому данные территории находятся под особой охраной и правовой защитой.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС – Глава 17. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статья 97. Земли природоохранного назначения
1. К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) утратил силу. – Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);
4) утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 98. Земли рекреационного назначения
1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации , в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
10.06.2010 – Багаев
После прочтения статьи 100 становиться ясным, что в РФ нет земель сельхоз назначения, да и ни каких других категорий земель нет – все земли относятся к “особо ценным землям категории земли особо охраняемых территорий и объектов”.
Читаем внимательно: Статья 100. Особо ценные земли
1. К особо ценным землям относятся (не могут относиться, а “относятся”) земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие (т.е. все)ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов (т.е. ещё раз все), редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.
Состав и правовой режим использования земель особо охраняемых территорий и объектов
Обширность территории Российской Федерации является причиной расположения в ее пределах завидного разнообразия земель, отличия которых обуславливают необходимость установления дифференцированного режима эксплуатации и обеспечения их сохранности.
Исходя из этого, земельное законодательство нашего государства хоть и условно, но исходя из существующих специфических характеристик того или иного земельного массива, выделяет так называемые «категории земель».
Среди них особое место занимают земли особо охраняемых государством территорий и объектов, которые благодаря присущим им преимуществам (в силу наличия, к примеру, уникальных природных ресурсов или археологической ценности) требуют от государства повышенной степени охраны и, соответственно, ужесточения правового режима пользования.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 () 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !
Понятие и состав объектов
Определение охраняемых территорий и объектов может быть сформулировано исходя из анализа п.1 ст.94 ЗК РФ: это земли, обладающие природным, государственным, региональным, социальным значением в силу особенностей территориального и геологического характера и которые способны служить удовлетворению природоохранных, научных, историко-культурных, эстетических, рекреационных, оздоровительных потребностей государства и населения.
Состоянием на 2018 год к вышеупомянутой категории земель отнесены (п.2 ст.94 ЗК РФ):
- особо охраняемые природные территории;
- природоохранного назначения;
- рекреационные;
- историко-культурного назначения;
- особо ценные.
О том, что такое категория земельного участка и как происходит её установление, читайте здесь.
Категории и правовой режим
Природные
Земельные участки получают подобное правовое положение в случаях, перечисленных в ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. (к примеру, важность для сохранения биологического разнообразия или наличие уникальных природных ландшафтов и комплексов).
Определение тех или иных земель особо охраняемыми природными территориями происходит на основании п.1 ст. 95 ЗК РФ (среди прочих: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады и т.п.).
Вышеперечисленные территории исходя из ст.95 ЗК РФ признаны общенациональным достоянием, по причине чего, как правило, пребывают исключительно в государственной или муниципальной собственности (при формировании или расширении существующих земель этой категории земельные участки у частных собственников изымаются).
Изменение целевого назначения упомянутых земель запрещено, как и прекращение прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначению (о том, как определить целевое назначение участка, как узнать категорию и ВРИ земли по кадастровому номеру, читайте в нашем материале).
Кроме вышеуказанных общих признаков, для каждой разновидности установлены отдельные особенности правового режима (ст.95 ЗК РФ).
К примеру, на природных землях федерального значения запрещается прогон скота, выделение участков для садоводства или дачной застройки. На прилегающих к территориям заповедников и национальных парков земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны как превентивная мера от пагубного антропологического воздействия.
Земли государственных природных заказников могут формироваться как с изъятием у собственников, пользователей и владельцев, так и без такового.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Целевую направленность данной категории земель, обладающих природными лечебными ресурсами и необходимой для их использования инфраструктурой, обобщенно можно описать как лечение и отдых граждан (п.1 ст.96 ЗК РФ).
П.1 ст.9 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» №26-ФЗ от 23.02.1995 устанавливает, что упомянутые земли пребывают исключительно в государственной собственности и могут лишь передаваться в пользование юридическим и физическим лицам компетентными органами государственной власти.
Ст. 16 этого ФЗ устанавливает, что охрана таких земель осуществляется посредством установления до трех округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
- в первой зоне запрещено проживание граждан, осуществление хозяйственной деятельности;
- во второй зоне установлен запрет на размещение недвижимого имущества или других объектов, не способствующих развитию сферы туризма и оказанию лечебно-оздоровительных услуг, а также на проведение пагубно влияющих на природные ресурсы работ;
- в третьей зоне введен лимит на застройку территории промышленными и сельскохозяйственными сооружениями, осуществление хозяйственной деятельности, загрязняющей окружающей среды.
Обеспечение режима пользования и охраны таких земель – прямая обязанность собственников и землепользователей.
В случае загрязнения округов санитарной (горно-санитарной) охраны соответствующие мероприятия санитарно-оздоровительного характера и ликвидация очагов осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
Природоохранного назначения
В соответствии с п.1 ст.97 ЗК РФ, к территориям природоохранного назначения относятся природные места, занятые защитными лесами, перечень которых закреплен в лесном законодательстве, либо иные земли, выполняющие природоохранные функции.
Согласно п. 2-5 ст.97 ЗК РФ, на территории земель упомянутой категории запрещена или ограничена не соответствующая целевому назначению хозяйственная деятельность. Имеется возможность образования территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов в местах их проживания и осуществления основных видов деятельности.
Земельные участки этой категории не подлежат обязательному изъятию либо выкупу (то есть лишь ограничены в гражданском обороте).
Рекреационные
П. 1 ст. 98 ЗК РФ относит к этой категории территории, предназначенные для:
отдыха граждан;
- туризма;
- проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
На них, согласно п.2 той же статьи, размещены:
- лагеря;
- пансионаты;
- дома отдыха;
- туристические станции;
- тропы трассы и другие подобные объекты.
Деятельность, не способствующая достижению вышеупомянутых целей, запрещена (п.5 ст.98 ЗК РФ).
Земли рекреационного назначения могут пребывать как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности. Физические лица могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, если они не закрыты для доступа, при условии соблюдения режима их использования. Доступ к земельным участкам рекреационного назначения частной формы собственности возможен лишь с согласия собственника (ст.98 ЗК РФ и ст.262 ГК РФ).
Историко-культурные
К этой категории п.1 ст.99 ЗК РФ относит:
- объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- достопримечательные места (например, территории размещения древних ремесел);
- места военных и гражданских захоронений.
Согласно п.2 ст.99 ЗК РФ такие земельные участки используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого без веских причин не допускается. Зачастую земли данной категории, особенно в случае формирования новых или расширения существующих участков, подлежат соответствующим исследованиям и консервации, а то есть исключается возможность осуществление какой-либо хозяйственной деятельности на них.
В пределах земель историко-культурного назначения, не относящихся к территориям населенных пунктов в соответствии с градостроительной документацией, вводится дифференцированный правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с целевым назначением (п.3 ст.99 ЗК РФ).
По общему правилу, земли историко-культурного назначения не исключены из гражданского оборота, то есть не подлежат обязательному изъятию у собственников, пользователей или владельцев. (п.3 ст.99 ЗК РФ).
Для сохранности исторической, ландшафтной и градостроительной среды создаются зоны охраны объектов культурного наследия. Порядок эксплуатации участков прочих категорий земель, которые находятся в пределах этих зон охраны, устанавливается правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п.4 ст.99 ЗК РФ).
Более подробно режим допустимого использования земель данной категории определяется Градостроительным кодексом, строительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89) и решениями соответствующих органов в пределах их компетенции об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами.
Ценные
Условиями для отнесения той или иной территории к категории особо ценных земель, согласно п.1 ст.100 ЗК РФ, служат:
- наличие на них природных объектов и объектов культурного наследия, обладающих научной и историко-культурной ценностью соответственно;
- размещение типичных или редких природных, культурных ландшафтов;
- наличие сообществ (групп) растительных, животных организмов или редких геологических образований;
- земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.
К примеру, при осуществлении градостроительной деятельности запрещена деятельность, которая негативно влияет на природную среду и ландшафты, а также памятники истории, культуры и природы (ст.20 Градостроительного кодекса РФ).
Полезное видео
Из видео узнаете, что такое особо охраняемые природные территории:
Заключение
Таким образом, статус общенационального достояния земель подкреплен законодательно установленным ужесточенным правовым режимом пользования и обеспечения их охраны, который варьируется в зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной разновидности вышеупомянутой категории.
Основополагающим критерием является:
- именно целевое назначения, которое определяет возможность пребывания таких земель в ограниченном гражданском обороте, их отчуждения и установление ряда условий для заключения таких сделок (как правило, отчуждение происходит лишь в пользу субъекта, который намерен осуществлять деятельность, прямо соответствующую целевому назначению и лишь с разрешения компетентных органов);
- наличие или отсутствие разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
- прямо не соответствующей целевой направленности таких земель и спектр обязанностей, которые возлагаются на собственников, землепользователей, пользователей или арендаторов (например, по сохранению объектов культурного наследия).
Соответствующие государственные органы исполнительной власти ответственны за осуществление контроля и надзора за соблюдением допустимого режима использования и охраны данных земель, что всячески способствует реализации того потенциала, который присущ подобного типа землям, как обладателям целого спектра специфических особенностей, обуславливающих их особую ценность государственного и социального характера.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 () 938-46-18 (Москва)
+7 () 425-63-64 (Санкт-Петербург)
Земли особо охраняемых территорий и объектов
Землями особо охраняемых территорий и объектов, согласно ст.94 гл.17 Земельного кодекса Российской Федерации, являются земельные территории государства, которые в силу своего особого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, научного, и иного ценного значения, были изъяты из полного или частичного хозяйственного пользования. Основанием этому служат постановления государственных органов власти, одновременно присваивающие этим территориям особый правовой режим.
Виды земель особо охраняемых территорий и объектов
Земельный кодекс РФ проводит четкое разделение этих земель по назначению:
- Земли особо охраняемых природных территорий.
- Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
- Земли природоохранного назначения.
- Земли рекреационного назначения.
- Земли историко-культурного назначения.
- Особо ценные земли.
Земли особо охраняемых природных территорий
К ним относятся национальные, дендрологические и природные парки, памятники природы, государственные природные заказники и заповедники, ботанические сады (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
- Заповедники и заказники — территории, на которых природные условия сохранены в естественном и первозданном виде. Их целью является защита и сохранение существующих популяций животных и растений, содействие в просвещении в вопросах экологии и подготовке профессиональных кадров по защите окружающей среды.
- Памятники природы — ценные, невосполнимые и уникальные с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики природные объекты, возникшие как естественным, так и искусственным путем.
- Национальные парки — территория, разделенная на зоны с полным ограничением деятельности, в которых природные условия сохраняются в нетронутыми — в естественном виде, и зоны, в которых деятельность урегулирована законодательством. Такие участки национальных парков могут использоваться также в рекреационных целях.
- Дендрологические парки и ботанические сады — искусственно созданные природные территории, на которых специально выращиваются коллекции разного рода растений, деревьев, предназначенные для сохранения и развития многообразия растительного мира.
На территории этих объектов запрещено осуществлять какой-либо род деятельности, не направленный на изучение и сохранение данных природных комплексов, а также не регламентированную регулирующими законами.
Не разрешается использовать данные земли для нужд и деятельности, противоречащих их целевому назначению. Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель.
На территории запрещается:
- строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, промышленные и хозяйственные объекты;
- эксплуатировать механические транспортные средства;
- прогон скота;
- предоставлять дачные и садоводческие участки.
Для защиты ценных объектов от разрушающего влияния негативных антропогенных факторов, на территории данных земель создаются охранные зоны. Границы зон обозначаются специальными информационными знаками. Участки земли, принадлежащие собственникам, у них не изымаются, и эксплуатируются в соответствии с требованиями правового режима. Земли государственных заповедников не подлежат приватизации, так как находятся в федеральной собственности. В национальных парках, в исключительных случаях, могут располагаться земельные участки собственников. Обязательным условием для этого является полное соответствие деятельности с правовым режимом и отсутствие ее негативного влияния (ст.95 гл.17 ЗК РФ).
Органы государственной власти субъектов могут принять решение о резервировании земель, которые в дальнейшем предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность на этих землях будет ограничена.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Данные земли предназначены для пребывания там граждан с целью лечения и оздоровления. К ним относят земли, обладающие благоприятным климатом, месторождениями лечебных грязей, минеральных вод, озер — всех тех природных ресурсов и факторов, оказывающих профилактическое и лечебное действие на организм человека. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в таких землях, могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Для того, чтобы сохранить благоприятные санитарные и экологические условия, на данных территориях организовывают округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Те участки земли, которые располагаются в санитарных зонах, изъятию и выкупу у их собственников не подлежат. Исключение составляют случаи, когда они находятся в первой санитарной зоне, и подлежат полному изъятию.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, запрещено проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Земли природоохранного назначения
Земли, которые заняты защитными лесами, в случаях предусмотренных лесным законодательством и земли, выполняющие природоохранную функцию. Не входят в эту категорию защитные леса, расположенные на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий(ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Законодательством разрешено вести хозяйственную деятельность при условии, что будет соблюдаться установленный режим сохранения окружающей среды. Если право пользоваться таким участком получило юридическое лицо, оно обязано обозначить границы владения соответствующими информационными знаками. Разрешается быть собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором территории. Земля не выкупается, не изымается, однако деятельность на ней будет ограничена или запрещена в случае ее несоответствия основному назначению охраняемой территории (ст.97 гл.17 ЗК РФ).
Земли рекреационного назначения
К данному типу относят участки земли с расположенными на них спортивными и детскими лагерями, кемпингами, домами отдыха, пансионатами, туристическими парками и детскими станциями, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, учебно-туристическими тропами и трассами, а также другими, аналогичными объектами (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
С собственниками земельных участков может быть заключено соглашение об образовании на территории учебно-туристических троп и трасс. Их использование будет регулироваться на основе сервитутов, но участки земли остаются в собственности у владельцев. Осуществлять какой-либо род деятельности на территории земель рекреационного назначения, не совпадающий с их основным назначением, запрещается (ст.98 гл.17 ЗК РФ).
Земли историко-культурного назначения
Земельные участки с расположенными на них объектами, которые имеют важное археологическое и культурное наследие РФ. К таким объектам относят культурные и исторические памятники. Также это территории, на которых располагаются гражданские и военные захоронения, места, достопримечательные с позиции истории ремесла, промысла и производства. Защита историко-культурного наследия осуществляется путем установки зон их охраны (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Запрещено изменять назначение этих земель, а также осуществлять деятельность, противоречащую этому назначению. Данные участки территории у лица, владеющего правом собственности, не подлежат изъятию, за исключением случаев, когда собственник не сохраняет или намеренно разрушает культурное наследие (ст.54 N 73-ФЗ). В отдельных случаях может быть осуществлен полный запрет какой-либо деятельности на территории земель, имеющих важное историко-культурное значение (ст.99 гл.17 ЗК РФ).
Особо ценные земли
Земельные территории с расположенными на них объектами (природными или культурного наследия), которые представляют собой особую ценность с точки зрения культуры, истории и науки. К таким объектам относят наличие типичных, культурных ландшафтов, редких ландшафтов и геологических образований, сообществ животных и растительных организмов, земельных участков, на которых предполагается вести деятельность научно-исследовательским организациям (ст.100 гл.17 ЗК РФ).
Владельцы данных земель обязаны предпринимать меры по их защите и охране (ст.100 ЗК РФ).
Соотношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади РФ
В 2017 году исполняется ровно столетие с момента создания в России первой особо охраняемой природной территории (ООПТ). 1917 год ознаменовался открытием Баргузинского заповедника, созданного с целью сохранения популяции баргузинского соболя. На январь месяц 2014 года в РФ насчитывалось:
- государственные природные заповедники — 102, занимающие площадь 33,8 млн.га (1,6% от общей территории РФ);
- национальные природные парки — 46, занимающие площадь 12 млн.га (0,8%);
- государственные природные заказники федерального значения — 71, занимающие площадь 13 млн.га (0,8%);
- памятники природы федерального значения — 28, занимающие площадь 0,04 млн.га (0,002%).
Общее количество ООПТ, имеющих федеральное, региональное и местное значение, насчитывает больше 13000 объектов. Причем их общая площадь составляет более 200 млн.га. (с учетом акватории), что составляет 11.9% от общей территории РФ. Без учета акватории эта цифра снижается до 11,3%.
Смена категории земли (перевод)
Поскольку со временем, в силу различных разрушающих факторов, особая ценность некоторых земель может быть потеряна, законодательством РФ предусмотрен перевод таких земель в другую категорию. В таком случае, необходимо подтверждение факта об утрате ими особой ценности. Такое заключение дает государственная экологическая или иная, установленная законом, , экспертиза. Возможен и обратный процесс — перевод земель в категорию ООПТ. Такое происходит, если создаются туристско-рекреационные особые зоны и особо охраняемые территории. Инициатором изменений является орган, управляющий особой экономической зоной. По его заявке орган, который ведет дела по государственному земельному кадастру, вносит соответствующие изменения в документацию и узаконивает их.
Для перевода земель из одной категории в другую требуется подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Также необходимо подать следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя
- выписка из ЕГРИП (для физических лиц) или из ЕГРЮЛ (для юридических лиц)
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости
- заключение государственной экологической экспертизы
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка
По результатам рассмотрения ходатайства выносится акт о переводе земель или земельных участков или акт об отказе в переводе земель или земельных участков. Эти акты могут быть обжалованы в суд.
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.