Земли лесного фонда и их использование
Земельные ресурсы Российской Федерации по видам использования делятся на семь категорий. Преобладают леса, которые составляют 65% от площади территории государства.
Определение
Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.
К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:
- наделы сельскохозяйственного назначения;
- насаждения кустарниковой растительности;
- участки водного фонда.
Подробный список массивов ЛФ регламентирован положениями статьи №23 Лесного кодекса РФ.
Какие земли относятся к лесному фонду
Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:
- берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
- участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
- природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
- находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
- площади для восстановления лесов;
- территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.
Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.
Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:
ВАЖНО! Границы земель ЛФ определяются по специальным межевым знакам или по картографическим материалам. Их исключение или присоединение происходит в соответствии с действующими законами Лесного и Земельного кодексов.
Виды разрешенного использования
Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.
Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:
- рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
- обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
- соблюдать правила, нормы лесопользования;
- поддерживать биологическое многообразие видов;
- сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.
Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:
- заготовка древесины;
- елей к Новому году;
- древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
- сенокос;
- создание пасек;
- выпас скота;
- устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.
ВАЖНО! Арендаторам государственных зон разрешается по согласованию строить на объектах вспомогательные здания и сооружения.
Можно ли оформить в собственность
По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.
Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:
ВАЖНО! Процедура изменения ВРИ участка, принадлежащего лесному фонду, длится долго. Поэтому, чтобы пользоваться, заключают арендное соглашение по интересующему объекту.
Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:
- изменение назначения участка в устроительной документации;
- увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
- по решению экологической экспертной группы;
- невозможность использования территории по основному назначению;
- прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
- Получить сведения из ЕГРН.
- Составить заявление.
- Собрать документы.
- Получить решение.
Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:
- правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
- отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
- паспорт (для физических лиц);
- заявление;
- выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
- решение экологической экспертной группы (если требуется);
- выписка о характеристиках территории из Росреестра;
- расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.
Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:
- наименование учреждения, в которое подается обращение;
- персональные данные заявителя;
- выписка из кадастрового реестра;
- текущая категория надела;
- в какой ВРИ переоформляется;
- подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.
Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.
Земли лесного фонда и их использование
В РФ обширные территории заняты лесными массивами. В законодательстве они определены как земли лесного фонда. Под лесами располагается более 60% площади страны. По отношению к таким территориям установлен особый правовой режим. Порядок использования земель, занятых лесами, определяется Лесным кодексом РФ.
Какие территории принадлежат к землям лесного фонда
В соответствии со ст. 6.1 ЛК РФ в состав земель лесного фонда входят как собственно леса, так и нелесные земли.
К лесным землям относятся участки местности, большая часть территории которых занята густой древесной растительностью, а также участки, на которых лесной ландшафт должен быть восстановлен. К данной подкатегории земель относятся:
- территории лесничеств и лесопарков, занятые деревьями и кустарниками;
- участки лесов и прилегающих к ним местностей, лишенные сплошного покрова из древесных растений в результате неблагоприятных природных условий или деятельности человека (выгоревшие леса и зоны санитарных вырубок);
- редины и прогалины;
- пустыри.
Нелесные земли предназначены для осуществления хозяйственной деятельности на занятых лесами территориях. Также к ним принадлежат участки, которые малопригодны для использования. Сюда относятся:
- проложенные через лес дороги;
- просеки;
- участки с постройками хозяйственного назначения;
- покрытые каменистыми россыпями участки, болотистые местности и другие неудобные для применения в хозяйстве земли.
К лесному фонду принадлежат участки местности, которые расположены в пределах границ лесничеств.
Нормативное регулирование использования лесных земель
При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.
В ЗК РФ включены нормы, определяющие:
- принципы, в соответствии с которыми должны использоваться и охраняться особо ценные природные территории;
- каким характеристикам должны соответствовать земли лесов;
- правила, по которым осуществляется выделение участка и перевод его в другую категорию земли.
В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:
- правовой статус участков земли, на которой произрастает лес;
- порядок использования и охраны лесных земель;
- на каких условиях эти земли могут быть получены в пользование;
- какие лица обладают полномочиями по распоряжению территориями, находящимися в ведении лесного фонда.
Управление землями лесного фонда
Большая часть лесных земель является собственностью государства. Управление ими осуществляют федеральные органы власти. Если же лес принадлежит региону или муниципальному образованию, то он находится под управлением органов власти субъекта федерации либо муниципалитета.
На федеральном уровне функции управления землями лесного фонда возлагаются на Министерство природных ресурсов и экологии. Непосредственно за их реализацию отвечает Федеральное агентство лесного хозяйства, или Рослесхоз. Интернет-сайт этого агентства находится по адресу rosleshoz.gov.ru. Оно наделено следующими полномочиями:
- осуществление деятельности по лесному планированию;
- выполнение задач, связанных с использованием, охраной и защитой лесов;
- принятие мер, направленных на воспроизводство лесов;
- проведение мероприятий, необходимых для инвентаризации лесных земель;
- осуществление надзора и контроля за осуществлением полномочий, переданных регионам;
- разбор жалоб, связанных с осуществлением территориального планирования.
Свои полномочия Рослесхоз осуществляет через территориальные представительства. К примеру, если гражданин собирается оформить право пользования участком, принадлежащим лесному фонду, он прежде всего должен обратиться в представительство этого агентства по месту проживания.
Как можно использовать земли под лесами
Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.
В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:
- заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
- сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
- заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
- сбор лекарственных растений;
- деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
- сельскохозяйственные работы;
- осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
- рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
- организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
- искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
- исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
- сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
- создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
- осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
- проведение мероприятий религиозного характера.
Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.
По каким основаниям можно получить право владения участком леса
Участки земли, принадлежащие государству или муниципалитету, согласно ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ могут предоставляться в соответствии с:
- договором на оформление участка в аренду;
- договором о безвозмездном пользовании землей.
Также объект недвижимости допускается предоставлять на основании решения государственного или мдлуниципального органа власти в бессрочное пользование.
В п. 3 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что эти нормы подлежат применению в случаях, когда земельные объекты находятся в ведении лесного фонда.
Допускается ли оформление в собственность лесного участка
Принадлежащий лесному фонду участок в РФ не подлежит передаче в частную собственность. Стать его полноправным владельцем можно лишь одним способом – изменить категорию земли. Подобные заявления уполномочен рассматривать Рослесхоз.
Процедура смены земельной категории достаточно сложная и может затянуться на длительное время, поскольку документы нередко возвращают обратно на доработку.
Порядок подготовки документов, необходимых для изменения категории лесного участка, приводится в постановлении Правительства РФ № 48 от 28 января 2006 г. В соответствии с данным нормативным актом заинтересованному лицу необходимо подготовить следующую документацию:
- обоснованное ходатайство о переводе участка в иную категорию земель;
- акт и план участка, содержащие сведения о его точных координатах и кадастровой стоимости;
- выписку из ЕГРН с данными об этом участке;
- одобренный Правительством РФ проект перевода объекта недвижимости в другую категорию;
- справку, подтверждающую, что на указанной территории не залегают полезные ископаемые;
- экспертное заключение в случае проведения экспертизы.
Если с документами никаких проблем не обнаружится, ответ по ходатайству будет получен в течение 21 дня. При смене категории земельного объекта он может быть использован для осуществления деятельности, которая не предполагается нормами ЛК РФ. Однако изменить статус участка без достаточных на то оснований (например, изменение границ поселений) уполномоченные органы вам не позволят. Следует учитывать, что в случае эксплуатации земли, не соответствующей ее категории, нарушитель будет привлечен к административной или даже к уголовной ответственности.
Что такое лесная амнистия
Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2016, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.
Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:
- заявление;
- документы, подтверждающие его права на участок;
- выписку из ЕГРН;
- другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.
Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.
Аренда лесов
Чаще всего лес оформляется во владение заключением арендного договора, поэтому этот вопрос следует рассмотреть более подробно. Аренда земель, принадлежащих лесному фонду, осуществляется в соответствии с правилами, определенными гл. 6 ЛК РФ. В ст. 72 ЛК сказано, что участок леса может быть получен в аренду на период от 10 до 49 лет.
Арендатором земли становится победитель аукциона, проведенного в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минсельхоза № 75 от 04.05.2009. Если на территории участка располагается принадлежащая заявителю постройка, его в виде исключения можно арендовать без аукциона.
Прежде чем взять надел с лесом в аренду, соискатель должен подать заявку организатору торгов. При этом будет выполнена проверка, не числится ли заявитель в реестре недобросовестных арендаторов. Строгих требований к форме заявки не установлено, но в нее обязательно следует включить:
- Ф.И.О. гражданина или название организации, являющихся претендентами на аренду;
- паспортные данные гражданина или сведения об организации либо ИП (в последних двух случаях требуется приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
- координаты участка с лесом;
- адрес проживания или место регистрации заявителя.
Заявителю также стоит подготовить документ, удостоверяющий личность, а также квитанцию, подтверждающую уплату задатка (его размер может находиться в пределах от 10% до 100% первоначальной цены аренды). Начальная цена устанавливается согласно рекомендациям Правительства, итоговая – в зависимости от результатов торгов.
На арендатора возлагается обязанность по созданию проекта по освоению участка леса. Перед началом его использования необходимо добиться получения положительного заключения.
В процессе использования надела арендатор обязан:
- рационально пользоваться лесными ресурсами, обеспечивая сохранность лесов;
- заботиться об улучшении породного состава леса и состояния почвенного покрова;
- принимать меры, направленные на сохранение биологического многообразия вверенной территории;
- соблюдать условия, необходимые для сохранения объектов природного, культурного и исторического наследия.
В случае необходимости арендатор может сооружать на участке постройки вспомогательного предназначения.
Заключение
К землям лесного фонда принадлежат зоны лесов и лесопарков, а также не покрытые лесом площади, предназначенные для хозяйственной деятельности или непригодные для эксплуатации. Все они должны располагаться на территории лесничеств. Так как это охраняемые государством участки, они не могут стать чьей-то собственностью без изменения категории земли. Но законодательством предусмотрено предоставление данных наделов в аренду или безвозмездное пользование. В таком случае на лицо, являющееся владельцем земельного участка, относящегося к лесному фонду, возлагаются обязанности по обеспечению его сохранности и рационального использования.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.
Земли лесного фонда
Земли лесного фонда – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.
Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.
Состав и правовое положение земель лесного фонда
Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:
- защитные территории;
- эксплуатационные территории;
- резервные территории;
- иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
- земли лесного фонда;
- другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.
Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.
Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.
В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.
Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.
Собственность на лесные земельные участки
Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.
Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:
- государственная;
- муниципальная;
- собственность субъектов федерации.
Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.
Перевод участков из лесной категории
Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:
- ходатайство;
- акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
- решение от уполномоченного органа власти;
- справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
- выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
- проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
- результаты экспертизы, если таковая была проведена.
В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.
Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.
Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан
Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.
При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.
Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).
Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения
Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:
- административная;
- уголовная;
- изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
- возмещение ущерба.
Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.
Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.
Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.
При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).
Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование
Лесной участок – земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.
Законодательство о лесном фонде
Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.
К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.
В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 () 110-86-72 .
- Санкт-Петербург: +7 () 245-61-57 .
- Регионы: 8 () 600-36-07 .
- с вырубкой – на которых остались пни;
- с молодым лесом;
- со сгоревшими и погибшими деревьями;
- с прогалинами и свободные от лесного массива;
- с рединами: обособленными деревьями.
Они обозначаются на картах спецзнаками.
Права на участки
Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.
Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.
При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 () 110-86-72 .
- Санкт-Петербург: +7 () 245-61-57 .
- Регионы: 8 () 600-36-07 .
- аренды;
- бесплатного пользования;
- концессии;
- пользования непродолжительного характера.
Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.
ВРИ у данных земель
Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:
- заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
- охотничье хозяйство;
- ведение с/х;
- научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
- рекреационная деятельность;
- выращивание лесных плантаций;
- выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
- геолого-исследовательские работы;
- строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
- религиозная деятельность.
Амнистия лесных участков
В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.
Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.
Что понимают законодатели под «спорными территориями»?
В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.
В чем суть Лесной амнистии?
Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.
У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.
У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.
Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.
Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.
Строительство
На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:
- сторожки и иные строения подобного рода;
- туристические лагеря;
- физкультурные комплексы;
- оздоровительные санатории.
Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.
Перевод в земли населенных пунктов
Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.
Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.
Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.
Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:
- когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
- при изменении черты поселений;
- в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
- при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
- при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
- при потребности в землях в оборонных целях и пр.
Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.
Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.
Кто может заявить о переводе земель?
Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:
- ходатайство от заявителя;
- паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
- акт выбора ЗУ лесного фонда;
- решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
- акт натурного техобследования участка лесного фонда;
- расчет размера потерь лесного хозяйства;
- схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
- справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
- заключение экологической экспертизы;
- выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.
Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).
Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.
Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:
- Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
- Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
- Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
- По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.
В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.
Земля лесного фонда
Земли, отнесенные к лесному фонду, можно использовать в целях, перечень которых предусмотрен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Также допускается и выполнение на них изысканий (согласно статье 10.1 ФЗ «О введение в действия ЛК РФ»).
Проведение какой-либо другой деятельности на этих землях российское законодательство не предусматривает. Если возникла необходимость в выполнении на таких участках деятельности, не соответствующей текущей категории земли, законодательство предусматривает возможность изменения ее категории.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Категории земель лесного фонда
Земли, относящиеся к лесному фонду Российской Федерации
Под этим видом земель подразумевают землю, где сосредоточена кустарниковая, древесная и травянистая растительность. Сюда входят земли лесного и нелесного массива.
Лесные – это участки, на которых произрастает лесная растительность, а также отдельные участки без таковой, однако, необходимые для цели ее восстановления:
- Участки с вырубкой – площадью, где после спила деревьев остаются пни;
- Участки, где есть лесные культуры, в частности, молодой лес, который еще не сомкнулся и не прошел процесс смыкания крон;
- Участки с гарью и погибшими насаждениями – деревьями, которые сгорели или были испорчены различными вредителями;
- Участки, имеющие прогалины, свободные от лесного массива;
- Участки с площадью, не превышающей ½ га;
- Участки с рединами – обособленно расположенными насаждениями 3-го возрастного класса и больше, с полнотой до 0,3 метра.
К землям не лесного назначения причисляют иные участки, размещенные в пределах лесного фонда, а также используемые в целях лесного хозяйства.
Лесной фонд формируется из всех лесов, кроме лесов, размещенных на землях оборонного значения, землях поселений и земель, не покрытых лесными насаждениями (это нелесные и лесные земли).
Сфера применения и охраны фонда урегулирована законодательством РФ (лесное и земельное). Конституционные нормы закрепляют совместное ведение лесного законодательства РФ и ее субъектами.
Лесной фонд и леса, размещенные на землях оборонного назначения, пребывают во владении федерации. Федеральный закон допускает передачу фонда во владение отдельных субъектов Российской Федерации.
Лесной фонд запрещен в гражданском обороте, то есть любые сделки о купле-продаже, залоге и иные сделки с участками, отнесенными к лесному фонду, не законны.
Участки могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам для таких целей:
- бесплатного использования;
- аренды;
- концессии;
- пользования непродолжительного характера.
Как классифицируются земли фонда
С учетом экологического, экономического и социального значения фонда, его размещением и функциями, которые он выполняет, он разделен на три основные категории, в свою очередь, первая группа лесов разбита на категории защитности.
Первая группа включает в себя леса, которые среди основных функций имеют:
- водоохранную;
- защитную;
- санитарно-гигиеническую;
- оздоровительную;
- сюда включают и леса обособленных естественных территорий.
Как оформить земельный участок в собственность?
Как быстро продать земельный участок, читайте тут.
Первая категория разделяется на такие подкатегории защитности:
- Запретных полос лесов, размещенных у берегов водных объектов (реки, водохранилища, озера и пр.);
- Запретных лесных полос, выполняющих защиту нерестилищ промысловых рыб ценного значения;
- Лесов противоэрозийного значения;
- Защитных лесных полос, размещаемых на протяжении ЖД магистралей, автодорог различного значения;
- Защитных государственных лесных полос;
- Ленточных боров;
- Лесов на территориях, имеющих существенное значение в защите природы. Такие территории могут быть пустынные, полупустынные, степные, лесостепные и малолесные горные;
- Лесов зеленой зоны различных поселений и хозобъектов;
- Лесов, размещенных в пределах зоны санитарной охраны водоснабжающих источников;
- Лесных массивов особой ценности;
- Лесов исторического и научного значения;
- Природных памятников;
- Орехово-промысловых зон;
- Насаждений лесоплодового вида;
- Притундровых лесов;
- Лесов госзаповедников;
- Лесов, отнесенных к национальным паркам;
- Лесов, отнесенных к природным паркам;
- Заповедных участков леса.
Вторая группа включает в себя:
- леса, произрастающие в регионах, имеющих высокую плотность населения и развитую наземную транспортную сеть;
- леса водоохранного, защитного, санитарно-гигиенического, оздоровительного и иного значения, эксплуатация которых ограничена по закону;
- леса регионального местоположения, испытывающие недостаток лесных ресурсов, в целях сохранения которых необходимо вводить ограниченный режим их пользования.
Третья группа состоит из лесов, размещенных в многолесных регионах, имеющих преимущественное пользовательское значение. При древесных заготовках, нужно попутно заниматься обеспечением экологической сохранности этих лесных массивов. Третья группа имеет разделение на леса освоенного и резервного вида.
С учетом оценочной категории, в качестве лесных объектов выделяют:
- Древесный резерв и древесную заготовку;
- Живицу сосновую, используемую в качестве сырья в изготовлении скипидара, а также пихтовой канифоли, используемой в производстве лечебных препаратов;
- Ресурсы побочного использования, состоящие из:
- Грибов;
- Ягод;
- Заготовок мха;
- Сенокошения и выпаса скота;
- Размещения пчелиных ульев;
- Заготовки трав лекарственного назначения;
- Ресурсов второстепенного значения:
- Коры;
- Береста;
- Елей;
- Ресурсов охотничьего направления.
Способы оценивания ресурсов леса
Мировая практика применяет три методики:
- Методика сравнительного анализа продаж. Проводится сбор сведений о реализации участков леса, фиксируются разного рода корректировки по возрасту, породному составу и прочему. На территории РФ введен запрет по гражданскому обороту таких земель;
- Затратная методика. Может применяться для оценок древесины. Саму же цену природных даров, таких как ягоды, грибы и т. п., как и цену земель леса, по этой методике рассчитать нельзя;
- Капитализация ренты. Как доход, в расчетных действиях используют величину лесной ренты. Этот доход относится к избыточным лесопользовательским, и образуется он преимущественно на лесных землях улучшенного плодородия и удачного местоположения.
Перевод земель лесного фонда
Перевести лесные земли в иную категорию можно при условии:
- Изменения их предназначения, зафиксированного в лесоустроительных документах либо документации территориальной планировки и документации по планированию строительных работ, использования различных объектов (в сфере здравоохранения, культурно-бытовой, ЖК, социальной области), а также разного вида дорог;
- При изменении либо закреплении границ поселения.
При других обстоятельствах, перевод земли фонда или участков, пребывающих в его составе, в иную категорию недопустим, лишь в случае наличия соответствующего заключения экологической госэкспертизы, на условиях соблюдения лесоустроительных документов по причине:
- Невозможности эксплуатации участков по их прямой целевой направленности;
- Прекращения необходимости обеспечения нужд лесхоза;
- Необходимости выполнения действий по обороне страны и обеспечения ее безопасности, для сельхоз нужд, энергетики, добычи ископаемых (кроме ископаемых общего распространения), содержания объектов, отнесенных к культурному наследию (исторические и культурные памятники) народов РФ.
Процедура подготовки документации для выполнения перевода земли с одной в другую категорию
Чтобы перевести землю или часть участка, отнесенного к составу этих земель, из одной в другую категорию, лицо, заинтересованное в этом, подает отдельное ходатайство по поводу перевода земли из одной в другую категорию или о выполнении перевода части земельного участка из состава одной земли в категорию другой в орган исполнительной госвласти или ОМС, которые уполномочены рассматривать подобные ходатайства.
Написание ходатайства и приложение к нему ряда документов установлено:
- Органами госвласти субъектов РФ по отношению к землям сельхоз назначения или землям запаса, кроме земель, пребывающих во владении РФ;
- Правительством РФ касательно других земель.
В ходатайстве должны быть отображены данные:
- Кадастрового номера участка;
- Земельной категории, к которой на текущем этапе относится участок, и земельной категории, в состав которой будет выполняться перевод;
- Обоснование необходимости выполнения перевода земли из одной в другую категорию;
- Установленные права на конкретный участок.
Необходимые приложения к ходатайству по переводу земли из одной в другую категорию, состоят из:
- Выписки из земельного госкадастра для получения сведений о земле, перевод которой будет выполняться;
- Копий документации для удостоверения личности физлица-заявителя, или же отдельной выписки с госреестра ИП, выписки из ЕГРЮЛ;
- Выписки из ЕГРП по поводу недвижимого имущества и совершенных с ним сделок, имеющихся прав на землю, перевод которой запланирован;
- Заключения экологической госэкспертизы, при условии, что она предусмотрена законом;
- Разрешение плавообладателя земли на выполнение перевода земельного участка в иную категорию;
- Расчетных данных о потерях сельхозпроизводства или же потерях лесхоза.
Исполнительными органами госвласти или же ОМС может быть вынесено ходатайство о проведении перевода участков из структуры земель, принадлежащих к одной из категорий, в иную, без наличия разрешения от правообладателя участка, если перевод связан с созданием территорий особо охраняемой природной зоны, без изъятия земли у ее правообладателя, или при фиксации или изменении межевых контуров поселений.
Какой порядок установлен по рассмотрению ходатайств
Отсылаются ходатайства заинтересованными лицами в адрес исполнительного госоргана или ОМС, которые имеют полномочия на их рассмотрения.
Случаи отказа в рассмотрении ходатайств могут возникать при таких условиях:
- Ходатайство написано ненадлежащим лицом;
- К нему прикладывались документы, которые по своему составу, форме и содержанию нарушают требования ФЗ или других законодательных актов;
То ходатайство, в рассмотрении которого было отказано, должно быть возвращено заявителю на протяжении 30 суток с момента его направления с отображением причин, которые стали поводом возврата документа.
Рассмотрев ходатайство, исполнительный госорган или ОМС выносит акт по переводу земли или отдельного ее участка в структуру земель другой категории, или же акт отказа по переводу земель и их участков в иную категорию, с соблюдением таких сроков:
- На протяжении 3-х месяцев с того момента, как поступило ходатайство, если иные условия не обозначены НПА Российской Федерации или же Правительством РФ;
- На протяжении 2-х месяцев с момента передачи ходатайства исполнительным госорганам субъекта РФ или ОМС.
В акте по переводу земли или относящегося к ее составу участка должны быть отображены данные:
- Оснований смены земельной категории;
- Описаний границ и расположения земель, если речь ведется об отдельных участках – сведения о площади и кадастровом номере;
- Земельной категории, из которой выполняется перевод;
- Земельной категории, в которую выполняется перевод.
Принятие акта по переводу земли или отнесенных к ее структуре участков, не ограничивается конкретным сроком. Указанный акт или, соответственно, акт отказа, должен быть направлен заявителю на протяжении 14 суток с момента, когда тот или иной акт был принят. Отказной или разрешающий акт может обжаловаться в судебном порядке.
Включение земель или отнесенных к их структуре участков к разряду других категорий недопустимо, если:
- Установлены законодательные ограничения в переводе земель или участков, отнесенных к их структуре, в другие категории, или же присутствует прямой запрет;
- Возникли отрицательные выводы экологической госэкспертизы, если проведение таковой законодательно предусмотрено;
- Установлен ряд несоответствий запрашиваемого земельного назначения документам территориальной планировки, а также документации землеустроительного и лесоустроительного направления.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
59. Земли лесного фонда: понятие, состав и правовой режим
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Границы земель лесного фонда определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о них заносятся в перечень основных учетных документов государственного земельного кадастра.
Для разграничения правового режима земель лесного фонда и общих положений лесного законодательства следует обратиться к Лесному кодексу РФ, вступившему в силу с 1 января 2007 г.
Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и земли лесного фонда, том числе не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулируют отношения в области использования и охраны земель лесного фонда. Гражданское и иное законодательство РФ регулируют отношения по использованию различных видов лесной растительности.
В отличие от других категорий земель, практически все земли лесного фонда находятся в собственности государства, т.е. являются федеральной собственностью. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд грибы, ягоды и другие плоды, охотиться, собирать лекарственные растения. Однако эти действия контролируются государством и, в необходимых случаях, подлежат ограничению.
Лесной кодекс РФ предусмотрел право граждан и юридических лиц пользоваться лесными угодьями на правах аренды, причем она должна носить долговременный характер и защищать интересы всех граждан и общества в целом. При этом лесопользователи обязаны осуществлять охрану лесных земель, соблюдать условия договоров проводить лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные и другие обязательные правила.
Состав земель лесного фонда РФ определяется ст. 23 ЛК РФ. В состав входят:
Управление землями лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами управления землями, определенными ст. 1 ЗК РФ. В целях качественного учета, перераспределения и контроля со стороны государства за землями лесного фонда в настоящее время создается лесной реестр по аналогии с земельным кадастром.
60. Земли водного фонда: понятие, состав и правовой режим
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Порядок использования земель водного фонда, режим охраны определяется ЗК РФ, а также Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007 г. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
По характеру оно подразделяется на:
Объектом водных правоотношений является водный объект или его часть, состоящий из поверхностных вод и земель, а также покрытые ими или сопряженные с ними объекты (дно и берега водного объекта). Подземные воды и вмещающие их горные породы аналогично рассматриваются как единый водный объект.
Обособленный водный объект (пруд, отдельное непроточное озеро) относится к недвижимому имуществу и является частью земельного участка. Допускается помимо государственной и муниципальной собственности на обособленные водные объекты частная собственность.
Участники земельных правоотношений могут использовать земли водного фонда свободно, если не причиняют вреда окружающей природной среде. Для ведения предпринимательской деятельности граждане и юридические лица, являющиеся водопользователями, вправе использовать водные объекты после получения лицензии.
В соответствии с ЗК РФ могут устанавливаться ввозные сервитуты. Как правило, они носят публичный характер (право забора воды, право доступа к прибрежной полосе, право использования воды для водопоя скота и т.д.).
Аналогично как при лесопользовании, Водным кодексом РФ устанавливаются определенные обязанности для участников правоотношений и предоставляются определенные права.
Водным кодексом РФ устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.
Для защиты водных объектов от влияния антропогенных факторов и иной деятельности человека действующим законодательством предусматриваются специальные водоохранные зоны. Их размеры устанавливаются федеральным законодательством или законами субъектов РФ. Например, максимальная ширина водоохранных зон для водохранилищ в Московском регионе устанавливается в размере 500 м. В пределах водоохранных зон на землях водного фонда запрещаются: применение пестицидов, размещение складов ядохимикатов и ГСМ, животноводческих комплексов и ферм, мойка и ремонт автомобилей, размещение стоянок транспортных средств, проведение рубок главного пользования. Еще более жесткий режим водопользования устанавливается в прибрежных защитных полосах. На данных земельных территориях запрещается распашка земель, применение удобрений или химикатов, размещение садово-огородных участков, движение любого автотранспорта.
Такие участки предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреационных задач, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных и гидротехнических сооружений при наличии необходимых лицензий.
Для обеспечения необходимого контроля РФ и субъектами РФ устанавливаются контролирующие и специальные водоохранные мероприятия.