Правила предоставления коммунальных услуг гражданам

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам РФ, действующие на 2019 год

Законодательная база сферы жилищно-коммунальных услуг обширна, и она постоянно изменяется и дорабатывается с целью выстраивания чёткой и понятной системы регулирования деятельности коммунальных служб.

Основным документом, регулирующим отношение коммунальных служб и граждан, является Постановление Правительства РФ №307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

В него неоднократно вносились изменения и дополнения вплоть до 2011 года, когда вышло новое Постановление Правительства «О предоставлении коммунальных услуг» №354, которым Постановление от 2006 года признано утратившим силу, кроме статей с 15 по 28 включительно.

Ими регламентировался учёт поставляемых ресурсов, таких как вода, электричество и т.п., а также их оплата.

В декабре 2014 года это Постановление претерпело значительные изменения и вышло в новой редакции. В новой редакцией правил регламентируется и порядок предоставления гражданам услуг, называемых коммунальными.

Решение Правительства РФ от 06.05.2011 №354 регламентирует, что не позднее 1 июня текущего года местные власти должны окончательно определить уровень норм, касающихся использования основных коммунальных услуг, что применяются для поддержания в нормальном состоянии совместной собственности многоквартирных жилых домов. Размер платы за подобные коммунальные услуги напрямую зависит от размера оплаты за содержание совместного имущества многоквартирного дома.

Изменения в правилах

За последние годы в первую очередь изменения законодательства коснулись граждан, имеющих в собственности жильё, и которые до сих пор не позаботились об установке общедомовых и индивидуальных приборов учёта.

Если невозможность их установки не подтверждена документально актом, на основании решения, вынесенного на основании обследования этой возможности соответствующей комиссией, расчёт оплаты за потребляемые ресурсы для них будет проводиться по-новому,а именно, с использованием повышающего коэффициента., который на 2019 год равен 1,5.

Общие положения правил

Документ состоит из большого числа разделов, первый из которых носит название «Общие положения».

Несмотря на откровенно канцелярское название ознакомиться с Постановлением «О порядке предоставления коммунальных услуг» гражданам нужно в обязательном порядке.

В нём раскрывается назначение документа, а создан он с целью регламентирования отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг.

В правилах подробно разъясняется порядок расчёта и оплаты поставляемых услуг как с учётом показаний приборов учёта, так и без таковых.

Без приведённого в этом разделе правил толкования употребляемых в документе терминов и понятий, верно истолковать положения правил было бы непросто.

Здесь же оговаривается порядок заключения договоров на их предоставление, порядок изменения оплаты за них.

Права и обязанности поставщика услуг

Правила №354 чётко расписывают, какими правами обладают организации, занимающиеся предоставлением коммунальных услуг, а какими – потребители.

Права и обязанности исполнителя, то есть поставщика услуг, подробно изложены в 4 разделе правил. Это, пожалуй, тот раздел, с которым потребителю нужно ознакомиться особенно внимательно.

Здесь чётко прописано, что:

  1. Исполнитель обязан поставлять коммунальные услуги потребителю в том объёме, в котором он нуждается, и качество поставляемых услуг должно соответствовать принятым в стране нормам.
  2. В обязательном порядке все жалобы, требования и иные претензии потребителей должны фиксироваться в специальном журнале. После их рассмотрения и принятия мер, требуемых для устранения указанных недочётов, потребитель должен быть письменно извещён об этом. Это очень важный момент, поскольку нередко на жалобы потребителей никто не реагирует, чем напрямую нарушается данное Постановление.
  3. Коммунальщики также обязаны по требованию потребителя производить проверку и пересчёт предъявленных к оплате сумм за предоставленные услуги. Результаты проверки должны быть оформлены отдельным документом и переданы ему за подписью руководителя предприятия.
  4. В обязанности коммунальщиков входит своевременное заключение договоров с поставщиками энергоносителей и своевременную оплату по ним в полном объёме.
  5. В случае планового перерыва поставок по каким-то причинам коммунальные службы должны поставить потребителей в известность заблаговременно.

Кроме обязанностей исполнитель обладает и определёнными правами. К ним можно отнести:

  • право требовать оплаты предоставленных услуг, а так же штрафов и пеней за их несвоевременную оплату;
  • право требовать с потребителя полного или частичного возмещения нанесённого в результате его неправомерных действий ущерба, а так же в том случае, если таковой стал результатом несвоевременного допуска работников коммунальных служб в занимаемое потребителем помещение;
  • устанавливать число реально проживающих в квартире граждан, в том случае, если индивидуальные приборы учёта в ней не установлены.

Права и обязанности потребителя

В обязанности потребителя входит:

  • бережная эксплуатация всех имеющихся в квартире инженерных коммуникаций;
  • обязателен своевременный допуск работников коммунальной сферы для их проверки, в том числе и для поверки индивидуальных приборов учёта и проверки правильности снятия показаний.

Обязательным в отношении потребителя является пункт о немедленном оповещении соответствующих служб о нарушениях или аварийном состоянии общедомовых или квартирных коммуникаций и незамедлительного допуска аварийных бригад к месту аварии.

Своевременная оплата по счетам за коммунальные услуги тоже входит в обязанности потребителя, как и уведомление об увеличении или уменьшении числа проживающих в квартире людей.

Основные права потребителя заключаются в получении поставляемых услуг должного качества, в получении разъяснений по любым вопросам о качестве и сумме оплаты услуг от коммунальщиков, в использовании квартирных и общедомовых приборов и узлов учёта.

В нём можно ознакомиться с:

  • техническими параметрами горячей и холодной воды;
  • допустимой температурой теплоносителя в системе отопления;
  • тем, каким должно быть давлением в системах водоснабжения, отопления, и газоснабжения;
  • качественными показателями поставляемой электроэнергии;
  • допустимой продолжительности прекращения подачи любого из поставляемых энергоресурсов.

Порядок расчёта и оплаты услуг ЖКХ

Расчётный период для оплаты равен одному месяцу, а размер платежей определяется исходя из тарифов, устанавливаемых поставщиками ресурсов, с учётом местных условий и установленных надбавок к определяемым законодательством тарифам.

В платёжных документах должны фигурировать отдельно услуги, предоставленные в жилом помещении, и услуги на общедомовые нужды.

Этому посвящён отдельный раздел, где подробно рассматриваются правила расчёта платежей в самых разных случаях:

  1. По показаниям имеющихся приборов учёта.
  2. При их полном отсутствии.
  3. При частичном оснащении квартир счётчиками и другие.

Коммунальные услуги следует оплачивать до 10 числа месяца, следующего за расчётным. Иными сроки могут быть только в том случае, когда они оговорены отдельно в договоре на предоставление коммунальных услуг.

Урегулирование спорных моментов в отношениях поставщиков и потребителей коммунальных услуг

Спорные ситуации возникают чаще всего из-за неправильного расчёта оплаты коммунальных услуг, либо из-за нежелания работников коммунальной сферы выполнять свои прямые обязанности по устранению имеющихся неполадок в подведомственном хозяйстве.

В любом случае нужно обратиться с соответствующим заявлением к поставщикам услуг. Согласно правилам оно должно быть рассмотрено, и заявителю предоставлен отчёт в письменной форме о принятых мерах.

Если ничего этого не происходит, то потребитель вправе обратиться в общество защиты прав потребителей, прокуратуру или в судебные инстанции.

Как правило, такие моменты стороны пытаются урегулировать в досудебном порядке. Если же конфликт зашёл в неразрешимую фазу, то судебное решение поставит в этом деле точку и обяжет виновного выполнить требование заявителя или откажет в этом.

Видео об изменениях в порядок расчета оплаты за коммунальные услуги

В видео-сюжете рассказывается о том, как сказались на собственниках жилых помещений изменения в правилах предоставления коммунальных услуг в России.

Представлены советы, как в соответствии с действующим законодательством отстаивать свои права при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги, при неправомерных действиях ТСЖ или управляющей компании при начислении платы за данные услуги.

Приложение №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги

Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

I. Холодное водоснабжение

1. Бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение
в течение года

допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды:

8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,

4 часа единовременно,

при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения – в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу
за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с

о техническом регулировании, установленными
для наружных водопроводных сетей
и сооружений
(СНиП 2.04.02-84*)

приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах
и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 мая 2011 г .

№ 354 (далее – Правила),
с учетом положений
раздела IX Правил

2. Постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01)

отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается

при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации
о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный
за расчетный период
в соответствии
с приложением № 2
к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный

суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

3. Давление в системе холодного водоснабжения
в точке водоразбора1:
в многоквартирных домах и жилых домах –
от 0,03 МПа
(0,3 кгс/кв. см)
до 0,6 МПа
(6 кгс/кв. см);
у водоразборных

колонок – не менее 0,1 МПа

отклонение давления
не допускается

за каждый час подачи холодной воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления:

при давлении, отличающемся
от установленного
до 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период
в соответствии с приложением № 2
к Правилам;

при давлении, отличающемся

от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный
за расчетный период
в соответствии с приложением № 2

к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)
в соответствии с пунктом 101 Правил

II. Горячее водоснабжение

4. Бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение
в течение года

допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:

8 часов (суммарно)
в течение 1 месяца,

4 часа единовременно,

при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд;

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу

продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно- технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется
в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации
о техническом регулировании
(СанПиН 2.1.4.2496-09)

за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период
в соответствии с приложением № 2
к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил

5. Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)2

допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации
о техническом регулировании:

в ночное время
(с 0.00 до 5.00 часов) –

не более чем на 5оС;

в дневное время
(с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3оС

за каждые 3оС отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период,
в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2
к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил.

За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40оС, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу
за холодную воду

6. Постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации
о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)

отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании
не допускается

при несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации
о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный
за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

7. Давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора –
от 0,03 МПа
(0,3 кгс/кв. см)
до 0,45 МПа

отклонение давления
в системе горячего водоснабжения
не допускается

за каждый час подачи горячей воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления:

при давлении, отличающемся от установленного не более чем на 25 процентов, размер

платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы,

определенного за такой расчетный период
в соответствии с приложением № 2
к Правилам;

при давлении, отличающемся
от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный
за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день

предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

8. Бесперебойное круглосуточное водоотведение
в течение года

допустимая продолжительность перерыва
водоотведения:

не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,

4 часа единовременно (в том числе при аварии)

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва водоотведения, исчисленной суммарно
за расчетный период,
в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу
за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы,

определенного за такой расчетный период
в соответствии с приложением № 2
к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил

9. Бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года3

допустимая продолжительность перерыва электроснабжения:
2 часа – при наличии двух независимых

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения, исчисленной суммарно

взаимно резервирующих источников питания4;
24 часа – при наличии 1 источника питания

за расчетный период,
в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу
за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период
в соответствии
с приложением № 2
к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил

10. Постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании ( ГОСТ 13109 -97 и ГОСТ 29322-92)

отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации
о техническом регулировании
не допускается

за каждый час снабжения электрической энергией,
не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода,
в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных

требований, размер платы за коммунальную услугу
за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период
в соответствии с приложением № 2
к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил

11. Бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года

допустимая продолжительность перерыва
газоснабжения – не более 4 часов (суммарно)
в течение 1 месяца

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва газоснабжения, исчисленной суммарно
за расчетный период,
в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу
за такой расчетный период снижается на 0,15 процента

размера платы, определенного за такой расчетный период
в соответствии с приложением № 2
к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил

12. Постоянное соответствие свойств подаваемого газа требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 5542 -87)

отклонение свойств подаваемого газа от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается

при несоответствии свойств подаваемого газа требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии
с приложением № 2
к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

13. Давление газа – от 0,0012 МПа
до 0,003 МПа

отклонение давления газа более чем
на 0,0005 МПа
не допускается

за каждый час периода снабжения газом суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло превышение допустимого отклонения давления:

отличающемся
от установленного не более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается
на 0,1 процента размера платы, определенного
за такой расчетный период
в соответствии
с приложением № 2
к Правилам;

при давлении, отличающемся
от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный
за расчетный период
в соответствии
с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день

предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

14. Бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода6

допустимая продолжительность перерыва отопления:

не более 24 часов (суммарно) в течение
1 месяца;

не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха
в жилых помещениях от +12оС до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения;

не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха
в жилых помещениях
от +10оС до +12оС;

не более 4 часов

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно
за расчетный период,
в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период
в соответствии
с приложением № 2
к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил

единовременно – при температуре воздуха
в жилых помещениях
от +8оС до +10оС

15. Обеспечение нормативной температуры воздуха7:

в жилых помещениях –
не ниже +18оС
(в угловых комнатах – +20оС),
в районах
с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – -31оС
и ниже – в жилых помещениях –
не ниже +20оС
(в угловых комнатах – +22 оС);
в других помещениях –
в соответствии
с требованиями

допустимое превышение нормативной температуры –
не более 4оC;

допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток
(от 0.00 до 5.00 часов) –
не более 3оC;

снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00
до 0.00 часов)
не допускается

за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода,
в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу
за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период
в соответствии

с приложением № 2
к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил

законодательства Российской Федерации
о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000)

16. Давление во внутридомовой системе отопления:

с чугунными радиаторами –
не более 0,6 МПа
(6 кгс/кв.см);

с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами –
не более

1 МПа
(10 кгс/кв.см);

с любыми отопительными

отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается

за каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся
от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный
за расчетный период в соответствии с приложением № 2
к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества

приборами –
не менее чем
на 0,05 МПа
(0,5 кгс/кв.см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем

(независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

1 Давление в системах холодного или горячего водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума
(с 19.00 до 22.00).

2 Перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.

3 Перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем
и безопасные условия проживания граждан.

4 Информацию о наличии резервирующих источников питания электрической энергией потребитель получает у исполнителя.

5 Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной, принятой при проектировании системы отопления, при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений (ГОСТ Р 51617-2000).

6 В случае применения пункта 14 настоящего приложения пункт 15 настоящего приложения не применяется с момента начала перерыва в отоплении.

7 Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат – в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м . При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).

Примечание. В целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.

Действующие правила предоставления коммунальных услуг гражданам: нормативы и стандарты качества

Предоставление населению коммунальных услуг строго регулируется федеральными законами, правилами, нормативными и иными актами.

Зная стандарты их предоставления, объемы, качество и время подачи, граждане могут добиваться улучшения обслуживания. Но нельзя забывать и о своих обязанностях – оплате, допуске контролеров.

Законодательное регулирование данной сферы

Жилищные отношения между потребителями и поставщиками услуг невозможны без вмешательства государства. Оно осуществляет его путем принятия законов и внесения поправок в них.

Основными законами и нормативными актами, которыми руководствуются предприятия ЖКХ, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ устанавливает нормы снабжения населения водой, газом, электроэнергией и прочими товарами (глава 30). Устанавливает преимущество конкретных нормативных актов перед общими положениями ГК РФ.
  2. Жилищный кодекс РФ.
  3. КоАП РФ определяет степень ответственности за нарушение требований СЭС к питьевой воде.
  4. Водный кодекс РФ устанавливает нормы в использовании водных объектов для специальных и бытовых нужд.
  5. Закон №69-ФЗ регламентирует процесс газоснабжения потребителей.
  6. Закон №210-ФЗ устанавливает тарифы для компаний ЖКХ.

Кроме того, предприятия сферы ЖКХ руководствуются множеством профильных нормативных актов в процессе своей деятельности:

  1. Правила использования системы канализации и водоснабжения в РФ (Постановление правительства №167).
  2. Постановление №761 определяет размер и порядок назначения субсидий гражданам-потребителям.
  3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 регламентируют порядок взаимоотношений собственников и конечных потребителей услуг с поставщиками, устанавливают нормативы потребления отдельных ресурсов.
  4. Специализированные нормативные акты, касающиеся конкретной отрасли ЖКХ – газоснабжения, водоотведения, водоснабжения, содержания многоквартирных домов и так далее.

Изменения, касающиеся порядка предоставления коммунальных услуг

Основным регламентирующим документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. В 2015 году данный документ подвергся некоторым изменениям.

Потребители услуг, имеющие возможность установить счетчики, но не сделавшие этого, будут платить больше. Данная мера призвана стимулировать население устанавливать приборы учета как общие, так и индивидуальные.

Следовательно, изменился и пункт, который регламентирует начисление платы во время поверки (временного отсутствия) счетчика.

Если ранее для расчета брались показатели потребления за три предыдущих месяца «стандартного» тарифа, теперь во внимание будет браться тариф повышенный с повышающими коэффициентами. В начале 2017 года данный показатель равен 1,5.

Использование повышенных коэффициентов возможно в случае, если контролер не будет допущен в квартиру или дом для снятия показаний свыше трех месяцев подряд.

Таким образом, все нововведения касаются использования повышающих коэффициентов при отсутствии счетчиков в помещении.

Важно то, что их отсутствие может быть оправдано, например, когда нет технической возможности монтажа ИПУ, ОПУ. В этом случае плата будет начисляться по старым тарифам.

Общие положения Правил

Основными пунктами документа являются:

  1. Предоставление коммунальных услуг производится на основании федеральных законов, нормативных актов, договора, а также вышеуказанных Правил.
  2. Поставщик несет ответственность за качество и сроки предоставления услуги в равной степени перед всеми потребителями.
  3. Качество и состав услуг ЖКХ зависят также и от возможностей инженерных сетей здания.
  4. ТСЖ или собственники помещений в доме при отсутствии договора с поставщиком могут заключить его непосредственно с ресурсоснабжающей компанией. Последняя несет в этом варианте ответственность перед потребителем за качество и своевременность подачи услуг, минуя поставщика.
  5. Взаимоотношения с ресурсопоставляющей компанией (при заключении договора) не должны противоречить принципам Правил и иных законов, нормативных актов.

Помимо этого, общие положения имеют расшифровку основных терминов и понятий, используемых в сфере предоставления услуг ЖКХ.

Права и обязанности сторон коммунального обслуживания

  • получать обслуживание надлежащего качества, своевременно и в полном объеме;
  • бесперебойно получать коммунальные услуги, требовать повышения их качества до установленного уровня;
  • участвовать в принятии решений относительно общей собственности и придомовой территории;
  • контролировать и оплачивать фактический объем израсходованных услуг;
  • требовать уменьшения оплаты в случае перерывов в поставках, низкого качества или собственного отсутствия в помещении;
  • требовать возмещения ущерба, если последний причинен по вине поставщика услуг;
  • сверять произведенные платежи;
  • получать полную информацию, знакомиться с документами и нормативными актами относительно конкретных услуг.
  • требовать своевременной оплаты предоставленных услуг ЖКХ;
  • требовать соблюдения правил эксплуатации жилья, ИПУ, ОПУ;
  • получать компенсацию от государства за потребителей, имеющих льготы;
  • свободно попадать в помещения для сверки показаний и исправности приборов учета.

Потребитель обязуется своевременно оплачивать потребленные коммунальные услуги, предоставлять допуск представителям поставщика в помещение, самостоятельно следить за исправностью инженерных сетей в квартире.

Поставщик обязан предоставлять услуги своевременно, в полном объеме, без длительных перерывов, установленного качества, заключать договор с потребителем и осуществлять контроль технического состояния систем в доме.

Стандарты качества

Услуги ЖКХ должны производится в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000, федеральными законами и прочими нормативными актами.
Все услуги должны подаваться в объеме, установленном для нужд населения, обеспечивать непрерывное потребление.

Перерывы допускаются только в случае проведения ремонта или форс-мажорных обстоятельств.

Все услуги должны быть безопасными для здоровья и жизни населения.

Поставщик обязательно должен проводить контроль качества услуг:

  • визуальный;
  • аналитический;
  • инструментальный.

Используемые для оказания услуг приборы, изделия, вещества также должны проходить контроль и соответствовать стандартам.

Порядок оплаты услуг ЖКХ

Жилищный кодекс обязует потребителя:

  • оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
  • вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
  • составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
  • получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
  • оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
  • в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.

Разрешение споров и разногласий

Споры между потребителем и исполнителем могут иметь следующие виды:

  1. Судебное разбирательство. Истцом чаще всего выступает гражданин, которому была оказана некачественная или несвоевременная услуга. Исполнитель через суд может взыскивать долги по оплате.
  2. Медиация. Разрешение конфликта с привлечением посредника. Такое досудебное урегулирование выгодно обеим сторонам, так как проходит с меньшими затратами и в сокращенное время.

Именно в сфере ЖКХ медиаторы не пользуются популярностью. Причина банальна — не получившая свое сторона считает себя правой и стремится наказать виновника. При этом она не учитывает, что суд может затянуться на годы, и может сопровождаться большими тратами денег, сил и времени.

Медиация же в ЖКХ направлена на примирение сторон, возмещение ущерба пострадавшему в короткие сроки.

Но, пока не будут внесены поправки в действующее законодательство, обязывающие стороны спора использовать медиацию, коммунальные конфликты будут решаться в суде.

Видео: В России повысили нормативы потребления коммунальных услуг

В репортаже обсуждается проблема расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг при наличии или отсутствии индивидуальных приборов учета.

Рассказывается, какие повышающие коэффициенты будут введены для владельцев жилых помещений, не оснащенных счетчиками.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам

Законодательно установленные правила, регулирующие правовые взаимоотношения между двумя сторонами (исполнителем и потребителем) ЖК услуг, необходимы для четкого установления прав и обязанностей, а также ответственности сторон, порядка, регламентирующего определение конкретного размера оплаты за тот или иной вид услуг как при наличии учетных приборов, так и без них, порядка выполнения перерасчетов, предъявляемых к оплате сумм за некоторые оказанные услуги, за тот период, когда граждане временно отсутствовали в жилье, и порядка, определяющего корректировку оплаты за услуги при их ненадлежащем качестве и (или) оказании их с временными промежутками, длящимися свыше нормативно допустимых временных перерывов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам

При любых обстоятельствах, регулирование жилищных отношений между сторонами практически не представляется без периодических государственных вмешательств, посредством принятия новых законодательных актов и изменения (дополнения) существующих.

Среди основных НПА, с помощью которых осуществляется регулирование правовых взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере, можно назвать следующие:

  • ГК РФ. Именно он в главе 30 содержит законодательное установление норм по обеспечению населения ресурсами (электричество, газ, вода) и другими услугами, а также утверждает приоритетность определенного перечня актов перед положениями, обозначенными в кодексе;
  • ЖК РФ. Устанавливает нюансы применения норм в жилищной сфере;
  • КоАП Российской Федерации. Предусматривает уровень ответственности при нарушении установленных СЭС требований по качеству и безопасности воды питьевого назначения;
  • Водный кодекс Российской Федерации. Содержит нормы эксплуатации водных объектов для нужд специального и бытового характера;
  • Закон под № 69-ФЗ, отвечает за установление порядка обеспечения потребителей таким ресурсом, как газ;
  • Законом № 210-ФЗ, регламентирует установление тарифов для ЖК предприятий. Помимо этого закона, деятельность подобных предприятий основывается на множестве других, профильного направления актах;
  • Постановление № 167, принятое правительством, содержит в себе свод правил эксплуатации канализационных систем и систем, отвечающих за снабжение населения водой;
  • Субсидирование в сфере ЖКХ определяется постановлением № 761;
  • Правилами оказания услуг населению № 307 обусловлен порядок взаимодействия между такими участниками, как собственники, конечные потребители и поставщики. Также ими отдельно указываются нормы в потреблении некоторых ресурсов;
  • Отдельным пунктом обозначаются акты специализированного направления, затрагивающие каждую из отраслей ЖКХ в отдельности: водоснабжение, газоснабжение, водоотведение, содержание зданий и прочих.

Нововведения 2015 г. в порядке оказания услуг

Документ, имеющий преимущественную законодательную силу в сфере оказания услуг, представлен «Правилами оказания коммунальных услуг населению», которые утверждены правительством 23.05.2006 г., отдельным постановлением № 307.

За какие услуги ЖКХ можно не платить, читайте тут.

В указанном году, в документ вносились поправки. Согласно изменениям, те из потребителей, у которых есть возможность установки приборов учета, при отказе от последних, будут нести больше затрат, связанных с потреблением ресурсов.

Эта мера введена с целью стимуляции населения к установке таких приборов, как общего, так и индивидуального назначения. Подобный акт принимался и раньше, однако, он не был предусмотрен для столь обширного использования. На данном этапе утверждения законодательных новшеств в этом вопросе, требования распространятся буквально на всех.

Был изменен пункт, регламентирующий начисление оплаты в период отсутствия прибора. Раньше учитывались показатели по потреблению за предшествующих 3 месяца начисления «общего» тарифа, теперь же в расчет будет браться показатель повышенного тарифа (увеличение его связано с использованием повышающего коэффициента).

Применение повышающего коэффициента станет возможным, при условии недопущения гражданами контролера в жилье для выполнения последним действий по снятию показателей приборов, более 3 месяцев подряд. К услуге, связанной с обеспечением населения газом, подобные тарифы неприменимы.

То есть подобные новшества будут касаться лишь случаев, когда в помещениях будут отсутствовать приборы учета. Одним из важных моментов является закрепление оправдания, если будет отсутствовать техническая возможность проведения работ по монтажу ОПУ и ИПУ. При этих обстоятельствах, начисление будет производиться по ранее утвержденной величине тарифа.

Содержание общих положений принятых Правил

Ключевые пункты документа предусматривают:

  • Оказание услуг производится, основываясь на ФЗ, нормативных актах, соглашениях, и указанных действующих Правил;
  • Предусматривается полная ответственность поставщика по качеству и срокам оказания услуг перед каждым из потребителей. Однако уровень качества и перечень оказываемых ЖК услуг, в первую очередь, сопоставляется с рабочими возможностями имеющихся в доме сетей;
  • Если нет договора заключенного между сторонами (поставщиками и собственниками жилья или ТСЖ), он может быть заключен напрямую с прямым поставщиком ресурсов (отдельной компанией). В таком случае, именно последняя будет являться ответственной перед потребителями за выполнение условий оказания услуг, без участия поставщика;
  • Обязательность соответствия взаимоотношений поставщиков (при наличии письменного соглашения) всем установленным Правилами, иным законам и нормативным актам, принципам. Кроме того, в общих положениях можно найти формулировки всех ключевых, применяемых в вопросах оказания услуг, понятий и терминов;
  • Распространение его действия на всех, без исключения, участников ЖК взаимоотношений.

Как производится расчет и оплата

Расчетный период, за который необходимо вносить оплату за услуги, равняется 1 месяцу. Что же касается объемов платежей, то последние формируются, учитывая тарифный уровень, утвержденный для поставщиков, выдвигаемых условий на местности и определения надбавок к утверждаемому тарифу.

Платежные документы должны содержать отдельные сведения по услугам, оказываемым для конкретных помещений, и услугам общедомового значения. Подобным вопросам отведен свой раздел, с подробным рассмотрением в нем правил, учитываемых в ходе расчета платежей при тех или иных обстоятельствах.

Эти обстоятельства подразумевают:

  • Проведение расчетных действий согласно показаниям, установленным на месте счетчиков;
  • Проведение расчетов при отсутствии таковых;
  • Проведение расчетов при оснащении части квартиры учетными приборами. И это неполный их список, предусмотренный разделом.

Ряд из них предусматривает использование формул, перечисленных во втором приложении Правил № 354. Все услуги должны быть оплачены в срок до десятого числа месяца, идущего за расчетным.

Если же оплата выполняется согласно платежкам, предоставленным исполнителем, то поступить она должна до начала следующего месяца. Предусмотреть другие сроки возможно лишь при их обоюдном письменном утверждении сторонами и фиксации в договоре на оказание услуг.

Урегулирование правовых отношений потребителей и поставщиков

Конфликты при оплате за оказанные услуги

Спорные моменты могут возникать преимущественно по причине ошибок в расчетах сумм, предъявляемых для оплаты, или же при явном нежелании коммунальщиков выполнения своих функциональных обязанностей в своевременном исправлении возникших поломок и неисправностей.

Подобные обстоятельства вынуждают потребителей обращаться с жалобами к поставщикам, направляя их в виде заявления. По законодательно закрепленным условиям, подобное заявление подлежит рассмотрению заявителем, с последующим направлением последнему отчета о выполнении мер, направленных на исправление ситуации.

Когда этих действий не совершается, у потребителя возникает возможность обращения за защитой потребительских прав к соответствующему обществу, в органы прокуратуры и в суд.

Зачастую, конфликтные ситуации регулируются в порядке досудебных разбирательств. Если разрешение конфликтной ситуации заходит в тупик, то спор может быть решен лишь в судебном порядке. Либо будут удовлетворены требования заявителя, либо последнему откажут. Судебные споры нельзя отнести к быстрым методам решения вопросов, поскольку здесь необходимо собрать доказательства и дополнительно потратить свое время и нервы.

Права и обязанности исполнителя коммунальных услуг

В действующих Правилах № 354 точно обозначено, какие права есть у организаций, занимающихся оказанием услуг в коммунальной сфере, а какие у каждого из потребителей.

Разделом 4 Правил предусмотрен исчерпывающий список прав и обязанностей исполнителей (поставщиков) услуг. Подобный раздел относится к числу тех, которые каждому потребителю необходимо знать досконально, так как здесь прописывается, что:

  • У исполнителя есть обязанность поставки потребителю услуг в том количестве, которое необходимо последнему, при этом оказанные услуги должны соответствовать установленным в государстве нормативам качества;
  • Все без исключения поступающие от потребителей претензии, требования и жалобы фиксируются в отдельном, предназначенном для этих целей, журнале. Они должны быть своевременно рассмотрены, по результату чего необходимо принять соответствующие меры по устранению всех упомянутых в документах недоработок, с письменным уведомлением об этом потребителя. Подобный момент относится к наиболее важным, так как довольно распространено игнорирование потребителей, что является прямым нарушением этого законодательного пункта;
  • Сотрудники коммунальной сферы также должны по просьбе обратившегося потребителя перепроверить правильность выставленных ему на оплату сумм по оказанным услугам. Итоги проведения проверочных действий оформляются отдельным документом, который подписывается руководителем и передается потребителю;
  • Коммунальным организациям вменяется обязанность своевременного заключения целевых договоров с энергопоставщиками и своевременности проведения расчетов с последними;
  • При возникновении любого рода приостановлений поставки ресурса, коммунальные компании обязаны заранее уведомить о данном факте всех потребителей.

Прямой обязанностью коммунальных служб является не только надлежащее обеспечение условий эксплуатации внутридомовых сетей, но и своевременность проведения ремонта последних. Помимо перечня обязанностей, у исполнителей имеется и ряд нормативно закрепленных прав.

К таким правам относят:

  • Требование к потребителям оплачивать весь предоставленный им объем услуг, а также законно наложенные штрафы и пени за несвоевременность проведения выплат по услугам;
  • Истребование с потребителей средств в качестве возмещения за нанесение их неправомерными действиями ущерба организации, или если ущерб был напрямую связан с отказом потребителя в допуске коммунальщиков в его помещение;
  • Выполнение действий по установлению количества действительно проживающих в жилище граждан при не установке ими в помещениях приборов учета.

Права и обязанности потребителя коммунальных услуг

Всех потребителей законодательно обязывают:

  • Бережно эксплуатировать все присутствующие в жилье коммуникации;
  • Своевременно допускать в занимаемое жилье коммунальщиков для выполнения проверки сетей и для целей осуществления поверки установленных в помещении счетчиков, верности снятых показаний.

Для всех потребителей обязателен пункт немедленного уведомления коммунальных служб о нарушении целостности, функциональности и аварийности любого вида коммуникаций, с незамедлительным пропуском ремонтных бригад к аварийному узлу.

Среди основных потребительских обязанностей, числится и обязательность своевременной оплаты по предъявленным за услуги счетам. Также потребители должны уведомлять о числе граждан, постоянно живущих в квартире.

Среди основных потребительских прав, можно обозначить:

  • получение услуг установленного качества;
  • получение любых разъяснений, касающихся качества и расчетов сумм для оплат услуг;
  • использование любого вида приборов учета поставляемых ресурсов.

Вопросу качества предоставляемого перечня услуг в постановлении Правительства № 354 отведен личный раздел (приложение №1).

Этот раздел может быть полезен для ознакомления с:

  • техпараметрами поставляемой воды (и холодной, и горячей);
  • допустимым температурным режимом теплового носителя отопительной системы;
  • допустимыми параметрами давления в системах;
  • показателями качества поставляемого электричества;
  • допустимой длительностью приостановки в поставке любого из видов ресурсов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Правила предоставления коммунальных услуг — ст. 354 с изменениями

Правила предоставления коммунальных услуг строго регулируются государственным законодательством Российской Федерации. В перечень регулирующих процесс указаний входит как федеральное законодательство, так и местные правовые акты и служебные положения. Владеющий правовой информацией гражданин может отстоять свои законные права потребителя в каждой инстанции. Одним из основных правил будет соблюдение жильцом его прямых обязательств в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства). Другими словами, к нему не должно возникнуть претензий.

Оплата коммунальных услуг составляет значительную часть средств рядового гражданина, и это не зависит от того, является он собственником недвижимости либо пользуется ею на правах квартиросъёмщика. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений одинаковы. Однако снизить размер суммы в квитанции по оплате коммунальных услуг можно и нужно, если это того требует. Все правила предоставления коммунальных услуг гражданам будут рассмотрены ниже.

Что входит в перечень коммунальных услуг

Определяет перечень коммунальных услуг непосредственно государственное законодательство, а точнее, Правительство РФ, определение которого действует по всей территории России. Помимо всего прочего, данный перечень услуг должен оказываться исполнителем весь календарный год. Исключением является только отопление. Предоставление коммунальных услуг по отоплению производится сезонно.

Однако в законодательстве также определены промежутки времени на проведение ремонтных работ, а также учтены непредвиденные аварийные ситуации. В этих случаях предусмотрены временные лимиты на ремонт и устранение аварии.

Когда коммунальные службы в течение года некачественно предоставляют услуги, то есть количество отключений превышает предусмотренное законодательством значение, то жильцы имеют законное право предъявить официальную претензию или жалобу на недобросовестных «коммунальщиков». Об этом гласит закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Обязательный перечень услуг, которые должны предоставлять коммунальные структуры, включает пункты:

  1. Подача холодной питьевой воды должна осуществляться от центральной или общедомовой сети бесперебойно и соответствовать всем санитарным требованиям. Если отсутствует водопровод, питьевая вода должна доставляться до водозаборной колонки.
  2. Снабжение горячей водой производится от центрального водопровода. Дома, где отсутствует подключение к центральной сети, оборудуются бойлерами и колонками.
  3. Отведение сточных вод производится в центральную канализацию и монтируется одновременно с водопроводом. Каждая точка подачи воды должна быть оборудована канализационным стоком.
  4. Электроэнергия должна поступать постоянно и круглые сутки. Данный пункт будет обязательным для жилых помещений.
  5. Снабжение газом осуществляется по центральному газопроводу. Когда магистрального газопровода нет, допускается использования газа в баллонах.
  6. Отопление помещений внутри дома, включая места общего пользования, должно происходить постоянно в соответствии с законодательными правилами и нормами.

Комплекс оказания коммунальных услуг напрямую зависит от комфортности и обеспеченности определёнными инженерными сетями конкретного жилого дома.

В том случае, если в доме нет некоторых инженерных коммуникаций, то и плата за них взиматься не будет. Следовательно, стоимость его содержания будет ниже за счёт отсутствия соответствующего пункта вычета.

Постановление Правительства 354 с последними корректировками

ПП номер 354 о предоставлении коммунальных услуг, принятое в 2011 году, является основным законодательным актом, который регулирует всю деятельность жилищно-коммунального хозяйства. Данный документ достаточно часто редактируется, а, следовательно, актуальным будут являться самые новые правила предоставления коммунальных услуг, то есть их последнее издание.

Данное постановление общедоступно, а следовательно, изучить его и проконтролировать соблюдение правил предоставления коммунальных услуг и действия расчётно-кассовых центров в области начисления оплаты услуг может каждый интересующийся гражданин.

В последней редакции постановления правительства РФ уточнено описание нежилого помещения. Чтобы конкретизировать статус помещения и оплату соответствующей его категории, нужно обратиться к новой версии законодательства. Все спорные ситуации между собственниками жилья и жилищными хозяйствами по вопросам содержания и оплаты за нежилые помещения можно решить в судебном порядке.

В соответствии со ст. ст.80 и 81 постановления Правительства теперь коммунальное предприятие обязано проверять установленные приборы учёта. То есть после заявления потребителя коммунальная служба должна в десятидневный срок снять показания счётчика и проверить его исправность. Ранее законодательство предусматривало проверку счётчиков 1 раз в 6 месяцев. Теперь данный промежуток времени сократился до квартала, то есть 1 раз в 3 месяца.

Когда сотрудники коммунальных служб по какой-либо причине не имеют доступа к частным приборам учёта, то рассчитываться оплата будет исходя из количества прописанных жильцов в данном конкретном помещении.

Оплата жилищных услуг

Правила, по которым должна производиться оплата коммунальных услуг, описаны в главе 6 ФЗ. Каждый собственник жилья должен в полном объёме оплатить оказанные ему коммунальные услуги. Однако помимо обязанности, каждый гражданин также наделён правом на проверку обоснованности начислений. Принимается в учёт также и качество предоставленных услуг, и их соответствие нормам. В случае если управляющая компания завышает тарифы и некачественно выполняет свои обязательства, жильцы вправе сменить её на другую путём расторжения и переоформления договора.

Все цифры, входящие в «жировку», рассчитываются специалистами обслуживающей конторы ежемесячно. В квартплату внесено множество пунктов, по которым они должны быть обоснованы и соответствовать тарифным единицам, действительным на текущую дату.

Все пункты квитанции можно разделить на 2 вида затрат:

  • частные;
  • общедомовые.

В пункте 54 новых Правил прописан расчёт платы за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, если исполнитель самостоятельно желает произвести расчёт.

Договор

При составлении договора по оказанию коммунальных услуг следует учесть все условия, обязанности и ответственность сторон. В случае упущения какого-либо условия конфликтная ситуация будет разрешена на основании законодательных норм и правил. Основным документом по составлению договора на поставку услуг является пункт 124 Правил.

При составлении типовой формы договора о предоставлении коммунальных услуг следует провести ряд действий:

  • письменно заявить о желании заключить договорные обязательства на предоставление услуг и приложить весь обязательный пакет документов;
  • получить предварительный проект договора у поставщика услуг и откорректировать разногласия по пунктам, если они будут;
  • оформить дополнительное соглашение об отсутствии претензий и устранении разногласий;
  • завизировать контракт на предоставление услуг.

Что же касается непосредственно самого договора, то в нём в обязательном порядке должны быть указаны тарифы предоставляемых услуг. Помимо этого, предусматривается ответственность как предоставляющей услугу стороны за некачественное её оказание, так и потребителя за нарушение условий настоящего договора.

Есть ситуации, когда договор оформляется задним числом. Законодательство предусматривает, что предоставляющая услугу сторона может передать потребителю проект договора в течение 20 дней с момента начала оказания этих самых услуг.

Перечень документов

Для оформления описываемого договора поставщику услуг следует передать следующий пакет обязательных документов:

  • если заявитель является физическим лицом, документ, подтверждающий право собственности на жилье;
  • если на услуги заявляет юридическое лицо, то необходимо свидетельство о регистрации ТСЖ (товарищества собственников жилья);
  • документы на расположенные в доме приборы учёта и срок их поверки и установки пломбы.

В случае наличия неточностей в представленной документации либо предоставления неполного пакета бумаг поставщик услуг должен уведомить о данном факте потребителя не позднее 5 рабочих дней

Права и обязанности сторон

Помимо условий заключённого контракта, стороны должны строго соблюдать правила, прописанные в главах 4 и 5 Федерального закона №354 и регулирующие отношения между сторонами.

Выбирать прямого поставщика услуг жилищная компания имеет право самостоятельно, так же как и заключать с ним договорные отношения. В случае планирования ремонта, аварий и иных приводящих к сбою поставки услуг компания должна оповещать жильцов посредством объявления в специально отведённых для него местах. Законодательство поддерживает собственников и квартиросъёмщиков в борьбе с недобросовестными поставщиками услуг таким способом, как защита прав потребителей.

В случае оказания услуг неудовлетворительного качества пользователь имеет право зафиксировать свои претензии в книге жалоб и предложений. Последняя, в свою очередь, должна обязательно быть в наличии у каждого поставщика услуг.

Что обязан потребитель

Основные права и обязанности потребителя, статьи 33, 34:

  • получить нужный объём качественных услуг, соответствующих нормам и правилами законодательства;
  • при образовании сомнений в правильности расчётов жилец наделён правом проверить их и потребовать корректировки при наличии неточностей, то есть управляющая компания должна сделать перерасчёт за коммунальные услуги;
  • запросить оформления соответствующей документации, которая будет являться подтверждением случившихся аварий, а также претендовать на возмещение понесённых расходов;
  • оповестить аварийные службы при возникновении соответствующих ситуаций;
  • в установленный промежуток времени и в полном объёме совершать ежемесячные платежи по квартплате.

Согласно статье 35 жилец не имеет законных прав производить запрещённые ему действия, за это государство предусматривает большие штрафы.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса России все обязательства следует исполнять надлежащим образом в соответствии с договорными условиями и действующим законодательством. Единолично менять условия договора стороны не имеют права, так же как и не исполнять свои обязательства.

Что грозит за неуплату коммунальных платежей

За однократную неуплату суммы, по 354 постановлению, изменённому с 1 января 2017 года с внесёнными изменениями, законодательство не предусматривает какой-либо ответственности.

Ранее неуплата в установленный срок грозила начислением штрафов и пени. На сегодняшний день данное наказание предусматривается в случае, если гражданин опоздал с оплатой более чем на 30 дней.

Причиной для внесения соответствующих изменений послужила кризисная обстановка в стране, которая повлекла за собой задержку выплат заработной платы гражданам.

Однако параллельно были ужесточены санкции к тем гражданам, которые умышленно не осуществляют оплату коммунальных услуг.

До начала 2017 года размер ставки пени был равен 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

На сегодняшний день ставки распределены следующим образом:

  • 1/300 за промежуток времени неуплаты 31-90 дней;
  • 1/130 за неуплату 91 и более дней.

Пользователь жилья должен знать следующее о порядке предоставления коммунальных услуг.

Основную ответственность за неуплату коммунальных платежей несёт непосредственно сам владелец квартиры, в отличие от пользователей муниципального жилья.

Правила коммунальных услуг заключаются для владельца жилья в том, чтобы своевременно оплачивать квитанции.

При регулярном отсутствии ежемесячных платежей по оказанным услугам представители сферы ЖКХ могут:

  1. Письменно предупредить и предложить оплатить задолженность без наложения штрафных санкций.
  2. Навестить неплательщика и устно разъяснить грозящие последствия и взыскания.
  3. Осуществить приостановление оказания услуг.
  4. Начать судебный процесс по взысканию задолженности по платежам.

Последний способ является самым неудобным и затратным для обеих сторон, следовательно по возможности коммунальные службы пытаются урегулировать вопрос мирным путём.

Что же касается непосредственно самой задолженности, то за время процесса за счёт начисления на неё штрафных санкций данная сумма может значительно вырасти.

Если суд примет решение в пользу коммунальных служб погасить размер задолженности обяжут полной суммой.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам РФ

Предоставление гражданам услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства строго регламентировано государством на законодательном уровне. Помимо федерального закона на уровне местных органов власти принимаются правила, положения и иные правовые акты, которые призваны защищать интересы жильцов в сфере ЖКХ.

При этом в правилах предоставления коммунальных услуг определены обязанности не только стороны, оказывающей их, но и самих граждан. Поскольку содержание хозяйства многоквартирного дома составляет немалые суммы, жильцы должны их оплачивать вовремя и в полном объеме. Но и следует учитывать, что коммунальные службы не вправе неоправданно завышать тарифы платежей, которые итак составляют весомую часть бюджета владельцев квартир.

Законодательное регулирование

Основным правовым документом, регламентирующим коммунальную сферу, является Постановление Правительства от 2011 года № 354. В нем можно выделить основные разделы:

  1. Правила оказания жилищно-коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений.
  2. Порядок и условия оказания ЖКХ.
  3. Установка приборов учета потребления ресурсов, а также правила их эксплуатации. Формулы и расчеты платы по снятым показаниям.
  4. Каким образом происходит перерасчет платы по ЖКХ, условия изменения их стоимости.

В течение действия этого нормативного акта в него постоянно вносились поправки. Одной из значимых можно отметить обязанность владельцев жилых помещений устанавливать приборы учета потребляемых ресурсов. Помимо индивидуальных счетчиков требуется установка общедомовых.

Тем собственникам, кто игнорирует это требование, применяются повышенные коэффициенты по расчетам за ресурсы. В ряде случаев установить приборы невозможно, но это должно быть подтверждено документально решением комиссии с выходом на место. Тогда повышающие коэффициенты не используют.

Помимо этих положений Постановление обязывает поставщиков воды осуществлять контроль за ее качеством с периодическим забором проб и их лабораторным исследованием. Эти данные должны заноситься в журнал и предоставляться заинтересованным лицам.

Помимо вышеуказанного документа в сфере ЖКХ используют и другие нормативные акты:

  • Жилищный и Гражданский кодексы РФ;
  • документы, касающиеся конкретных областей: водоснабжения, водоотведения, содержания помещений, газоснабжения и т.д.;
  • нормативное регулирование тарифов;
  • порядок субсидирования платы за ЖКХ (существует ряд категорий граждан, кто имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг);
  • КоАП РФ в части наказания за нарушение требований законодательства.

Общие положения

Поскольку Правила, утвержденные Постановлением 354, являются основным документом для коммунальщиков, то именно в нем изложены все моменты регулирования отношений между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками. Здесь же подробно расписан порядок применяемых расчетов для домов с установленными счетчиками для учета потребленных ресурсов и без них.

В разделах документа присутствует полное описание следующих процедур:

  • заключения договоров на оказание коммунальных услуг;
  • порядок расчета платы, условия его изменения, сроки внесения платежей;
  • права и обязанности участников договорных отношений;
  • ответственность каждой из сторон.

Права и обязанности гражданина

Все граждане жилых помещений должны получать коммунальные услуги согласно определенного законодательством перечня. Предоставляются они постоянно и круглый год. Исключение составляет лишь отопление, которое подается и прекращается в зависимости от определенных условий.

К списку коммунальных услуг относятся:

  • холодное водоснабжение по сетям городских коммуникаций с периодически проводимым контролем за качеством ресурса;
  • горячее водоснабжение централизованное либо с использованием нагревательных газовых колонок, бойлеров;
  • водоотведение по сетям канализации;
  • электроснабжение надлежащего качества и в постоянном режиме;
  • газоснабжение в домах, где это предусмотрено и разрешено;
  • отопление в определенных условиях, установленных для отопительного сезона
  • с 2019 года добавился вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО).

Договор на оказание услуг составляется в зависимости от наличия тех или иных технических возможностей, позволяющих предоставлять ресурсы гражданам в квартиру. Это значит, что при отсутствии возможности газифицировать дом, плата за данный ресурс взиматься не может.

Поэтому можно выделить пункты, по которым потребитель вправе получать коммунальное обслуживание:

  • качественное;
  • своевременное;
  • бесперебойное;
  • в полном объеме.

При этом собственник имеет право потребовать от исполнителя (управляющей компании) повысить качество, если оно окажется ниже установленных норм. Одновременно при обнаружении факта оказания услуг ненадлежащего качества потребитель может обратиться за перерасчетом платы по ней за тот период, который будет зафиксирован документально.

Вся документация, информация и нормативная база в сфере ЖКХ должна находиться в свободном доступе, чтобы каждый собственник жилья или наниматель мог ознакомиться с ней по каждой услуге.

К обязанностям граждан можно отнести:

  • своевременную оплату коммунальных услуг по установленным тарифам и в полном объеме;
  • в необходимых случаях не препятствовать представителям коммунальных служб в жилое помещение;
  • следить за надлежащим содержанием инженерных сетей в своем помещении.

Расчет и оплата услуг

Для расчета платы за потребленные коммунальные услуги применяются установленные поставщиками тарифы. Они утверждаются местными властями и распространяются на данной территории для всех жильцов. При этом в платежном документе должны быть строки по каждому из ресурсов с указанием потребленного объема, стоимости и конечной суммы к оплате.

Помимо этого по жилому помещению к расчету принимаются общедомовое потребление. Оно является разницей между показаниями общедомовых приборов учета и суммарного потребления ресурса по счетчикам квартир, где они установлены. Если в квартире их не имеются, для исчисления платы принимается норматив на каждого прописанного на данной жилплощади гражданина.

Расчетным периодом принимается месяц, за который квитанция выставляется в начале следующего месяца. По правилам плата должна вноситься не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, если иные сроки не указаны в договоре с управляющей компанией.

В коммунальных квитанциях помимо расчетов по счетчикам содержатся строки, которые влияют на комфортное пребывание в многоквартирном доме. Многие постоянно пользуются услугами, которые также необходимо оплачивать:

  • текущий ремонт дома;
  • уборка и содержание придомовой территории;
  • обслуживание и текущий ремонт лифтов;
  • вывоз мусора;
  • расходы на содержание в чистоте мест общего пользования.

С недавнего времени к расходам жильцов многоквартирных домов прибавились траты на капитальный ремонт.

Все эти затраты отражены в квитанциях, которые оформляет бухгалтерия управляющей организации и доставляет жильцам. Они, в свою очередь, должны сверить и оценить обоснованность начислений, а затем обязательно оплатить в полном объеме и вовремя, не допуская накопления задолженности.

Нюансы

Нередко при исчислении платы за коммунальные услуги могут возникать спорные ситуации. Чаще выделяют следующие причины:

  • неверные расчеты по количеству израсходованных ресурсов или применению завышенных тарифов;
  • некачественное оказание услуг работниками коммунальных служб, которое должно стать причиной снижения платы.

При обнаружении разногласий необходимо сначала обратиться с письменным заявлением в адрес управляющей компании. Правила предусматривают порядок рассмотрения таких заявлений и принятия мер. Если же представители управляющей компании не могут обоснованно ответить на обращение или проигнорировали его, потребитель имеет право обратиться с жалобой в надзорные органы и суд.

Чаще всего все спорные вопросы решаются путем досудебного урегулирования. В противном случае суд рассматривает дело по предоставленным с обеих сторон доказательствам и обязывает управляющую компанию исполнить или отказать требования потребителя услуг.

Видео: Новые права и обязанности предоставления коммунальных услуг с учетом ПП РФ от 26.12.2016 № 1498

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

8 () 565-33-84 (Санкт-Петербург)

Ссылка на основную публикацию