Виды назначения земельных участков по ЗК РФ

Какие категории назначения земельных участков существуют в рф

Земля во все времена представляла собой особо ценный ресурс. Сейчас это один из самых дорогостоящих объектов недвижимости. Вся территория РФ вне зависимости от того, кто ей владеет — частные лица или государство — поделена на участки с особыми видами использования. Классификация земель по целевому назначению имеет важное практическое значение. Принадлежность участка к тому или иному виду определяет, как и для каких целей его можно использовать.

Какие категории назначения земельных участков существуют в РФ сегодня? Какие есть способы использования земли? Расскажем об этом в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Какие виды земельных участков в РФ бывают

Что такое категория земельного участка? В широком смысле это способ его использования.

7 статья Земельного Кодекса РФ (далее — ЗК РФ) определяет следующие 7 категорий земель в зависимости от цели использования:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения. Как следует из названия, эти территории предназначены для ведения на них сельского хозяйства. Расположены они вне населенных пунктов. В их составе выделяют непосредственно сельскохозяйственные угодья, территории, направленные на их защиту (лесополосы и водоемы), территории, содержащие необходимые для функционирования коммуникации и постройки, поддерживающие сельскохозяйственную деятельность.
  2. Земли населенных пунктов. К ним относят территории, используемые под застройку и развитие населенных пунктов. Границы земель определяются территорией непосредственно населенного пункта.
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Это земли, используемые для функционирования вышеназванных объектов промышленности. Расположены вне населенных пунктов.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. Они особо ценны с эстетической, рекреационной, научной, исторической и культурной точек зрения. В их отношении государством установлен особый правовой режим и на их территории не допускается осуществление хозяйственной деятельности.
  5. Земли лесного фонда. Это лесные массивы и территории, на которых планируется восстановление лесной растительности.
  6. Земли водного фонда. Это земли, покрытые водами — реки, моря, озера и иные водные объекты.
  7. Земли запаса. Это фонд земель, не распределенных в пользование гражданам и организациям. Использование их представляется возможным только после перевода участка в одну из вышеописанных категорий.

В научных монографиях и статьях на земельную тематику авторы неоднократно поднимали вопрос о важности включения в этот список горного фонда. Главный аргумент — не учитывается специфика экологически уязвимой горной местности. И это не зависит от того, строят ли на ней курорты, либо ведут промышленное строительство.

Оборотоспособность земельных участков

Земли также принято систематизировать по признаку оборотоспособности. Оборотоспособность — это свойство, выражающееся в способности свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

С указанной позиции выделяют:

  • оборотоспособные;
  • ограниченные в обороте;
  • изъятые из оборота.

Оборотоспособные земли используют для различных целей в соответствии с действующим законодательством, возможно проводить их отчуждение (продажу, дарение и иные действия) и менять собственника.

Ограниченные в обороте земли — это те, которые принадлежат лишь определенным субъектам, и (или) разработка на которых допускается только при наличии специального разрешения.

Пункт. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ выделяет следующие ограничения:

  • особо охраняемые природные зоны;
  • участки из состава лесного фонда;
  • земли, покрытые водными объектами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники;
  • участки, обеспечивающие оборону и безопасность, содержащие объекты оборонной промышленности, таможенных нужд;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • площади, предоставленные для организации транспортного сообщения (портов, вокзалов, аэропортов, терминалов и других объектов);
  • площади, предоставленные для нужд связи;
  • части космической инфраструктуры;
  • земли для строительства гидротехнических сооружений;
  • земли, предоставленные для производства токсичных веществ;
  • территории, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации;
  • зарезервированные для государства или муниципалитета участки;
  • участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водоемов, потребляемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Изъятые из оборота земли не участвуют ни в каких видах сделок, они не предоставляются в частную собственность.

К ним относятся:

  • заповедники и национальные парки;
  • территории базирования вооруженных сил РФ;
  • места расположений военных судов;
  • территории расположения объектов Федеральной службы безопасности (ФСБ) и органов государственной охраны, а также органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН);
  • территории с объектами ядерной промышленности и полигоны хранения ядерных веществ;
  • земли, на которых производятся захоронения;
  • участки, на которых расположены коммуникации, обеспечивающие защиту и охрану границ РФ.

Владение и распоряжение земельными участками

С категориями земель разобрались. Кто же обладает правами на ту или иную территорию?

Право на землю определяется одним из возможных способов ее использования — владением, использованием или распоряжением.

В нормативных документах выделяют следующие виды прав на земельные участки:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • безвозмездного (срочного) пользования;
  • сервитут;
  • аренда.

Они находятся в федеральном, муниципальном, частном или владении субъекта РФ.

Все виды прав регулируются 17 главой ГК РФ и ЗК РФ.

Право собственности позволяет владельцу совершать с участком любые, не противоречащие закону действия: продавать, сдавать в аренду, менять, дарить, отдавать в залог.

Право постоянного бессрочного пользования позволяет пользоваться землей, но не распоряжаться ей. Распоряжение участком невозможно даже с согласия владельца, о чем свидетельствует п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Срок окончания пользования участком не ограничен и не определен.

Справка. Правом постоянного бессрочного пользования обладают только юридические лица, бюджетные и казенные предприятия.

Право предоставлялось исключительным организациям и предприятиям, которые получили его еще во времена существования СССР, когда такого понятия, как частная собственность, не существовало. С 2001 года все владельцы такого права обязаны оформлять свои участки в собственность или аренду. Правило установлено ЗК РФ.

Право пожизненного наследуемого владения подразумевает владение и использование участка, а распоряжение им — лишь в части передачи по наследству. Как и право постоянного бессрочного пользования в настоящее время не предоставляется, а лишь регламентирует те отношения, возникновение которых датировано до 2001 года.

Справка. Правом пожизненного наследуемого владения обладают только физические лица.

Земельные участки, на которые распространяется это право, находятся в собственности государства или муниципалитета.

Право безвозмездного срочного пользования исключает возможность распоряжения землей. Предоставляется юридическим и физическим лицам на бесплатной основе на срок, закрепленный в договоре. Устанавливается для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности частных лиц или на период трудовых отношений (служебные наделы).

При этом государственные и муниципальные участки передаются в пользование только юридическим лицам, а остальные — на усмотрение владельца. В рамках заключаемого договора одна сторона на безвозмездной основе передает в пользование земельный участок, а вторая принимает его и обязуется использовать по назначению, а по окончании договора вернуть в надлежащем состоянии.

Сервитут — это возможность использовать чужой земельный участок для собственных нужд. Он не дает возможности распоряжаться имуществом. Бывает двух видов: публичный, установленный в интересах общества, и частный — накладываемый в интересах конкретного гражданина или группы лиц.

Примером частного сервитута служит дорога, проходящая по частной территории, но являющаяся единственным вариантом проезда. Пример публичного сервитута — прокладка коммуникаций по частной территории, обеспечивающих инфраструктуру города.

Аренда земельных участков — вопрос обширный и многосторонний. Он регулируется 22 статьей ЗК РФ. Взять в аренду земельный участок возможно только для определенных целей, таких как ведение сельского хозяйства или строительство ИЖС. Договор заключается как с частными собственниками, так и с государством или муниципалитетом.

Назначение земельных участков

Как мы выяснили ранее, все земли РФ разделены на 7 категорий. Но кроме категорий существует такие понятия, как целевое назначение и разрешенное использование земельных участков.

Целевое назначение земли — это вид деятельности, допустимый на конкретно взятой территории.

Виды разрешенного использования:

  1. Основные. Установлены и закреплены в Градостроительном регламенте. Определяют главное назначение земель.
  2. Условно разрешенные. Для их использования требуются дополнительные согласования специальных комиссий.
  3. Вспомогательные. Служат дополнением к двум предыдущим видам. Назначение — обеспечить и оптимизировать их использование.

Виды целевого назначения земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Важно! Разрешенное использование участка зависит от его функциональных возможностей.

Для земель сельскохозяйственного назначения выделают следующие виды разрешенного использования:

  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • садоводство;
  • создание дачного некоммерческого партнерства (ДНП);
  • строительство ИЖС;
  • иные виды.

Для земель населенных пунктов виды использования следующие:

  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • индивидуальное строительство;
  • ДНП;
  • ведение сельского хозяйства;
  • коммерческое использование земли;
  • строительство многоквартирных домов;
  • иные виды.

Если изменить категорию земельного участка крайне сложно, то изменение вида ее использования — вполне доступная процедура.

Узнать назначение земли возможно по публичной кадастровой карте, размещенной на сайте Росреестра. Эта информация носит справочный характер. Если требуется документальное подтверждение, сделайте запрос в Россреестр (возможно при личном обращении или через онлайн-портал) или через МФЦ.

Заключение

Главным правовым средством земельных правоотношений, применяемом в Российской Федерации, выступает разделение земель по их целевому назначению, а также применение правового режима к ним в зависимости от принадлежности к соответствующей категории. Вся территория России разделена на 7 категорий земель, каждая из которых имеет свои особенности.

Так как земля — крайне важный ресурс, основная цель регулирования в Российской Федерации земельных отношений — обеспечение эффективного использования земли и контроль за ее сохранностью. Требования к целевому назначению земельного участка определяются на законодательном уровне. Нарушения законодательства в отношении участков предусматривают различные меры наказания к нарушителям.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Статья 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарии к ст. 7 ЗК РФ

1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий. Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.

При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий – охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.

Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.

3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст. 7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” и от 7 мая 2001 г. “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” коренные малочисленные народы Российской Федерации – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Категория земельного участка – что такое, какие виды бывают?

Категории земель

Чтобы эффективно использовать территории, контролировать состояние и сохранять биосистемы, весь земельный фонд РФ поделен на категории и виды разрешенного использования. О том, что такое категории и виды земель , какие бывают виды назначения земельных участков , порядок перехода территорий из одной категории в другую и какое наказание предусмотрено за использование участок не по назначению расскажем в статье.

Что такое категория земельного участка

Категории земель — это система классификации всех территорий РФ, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь, целевое назначение — это система характеристик: экологических, биологических, геологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Общее количество категорий — 7 .

Раздел на категории помогает сохранить и защитить земли как природный объект, поэтому при классификации учитывают фактическое состояние территории. Для каждой категории на законодательном уровне устанавливают режим использования.

Например, если на участке растет лес, его относят к землям лесного фонда. Соответственно, в силу природных характеристик местности, использовать эту территорию для строительства завода или фабрики нерационально. Под промышленные объекты, обычно, выделяют безжизненные территории: пустоши, каменистые равнины. Благодаря этому, биосфере наносится минимальный вред. По этой же системе оценки, под сельское хозяйство отводят земли с плодородной почвой, а охране подлежат территории с уникальным, исчезающим ландшафтом и природным миром.

Вцелом, категория земель — это описание свойств и правовой режим использования территорий, соблюдение которого контролируется на законодательном уровне.

Категории земель по земельному кодексу РФ

? Территории населенных пунктов. Отведены для строительства жилых домов, объектов инфраструктуры и путей сообщения между ними. Предназначены для плановой застройки, строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства. Кроме жилых объектов в состав населенного пункта могут входит общественно-деловые, производственные, рекреационные зоны, инженерно-транспортная инфраструктура.

? Сельскохозяйственного назначения. Территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции: выращивания, хранения с/х и кормовых культур, содержания и выпаса с/г животных и птицы. К ним относят вспомогательные объекты: дороги и коммуникации в рамках одного хозяйства, водоемы, которые используют для полива, элеваторы, сооружения для первичной переработки с/х продукции, защитные насаждения вокруг полей.

? Земли промышленности и специального назначения. Отведены для строительства и работы предприятий промышленного комплекса: фабрик, заводов, энергостанций, транспорта, связи, радио, телевидения, объектов космической программы и обороны. Степень допустимого загрязнения таких земель и порядок выброса отходов предприятий жестко контролируется органами надзора.

? Особо охраняемые природные территории. Заповедники, национальные парки, заказники. Находятся в собственности Российской Федерации и регионального муниципалитета. Отличаются особыми природными, эстетическими, историко-культурными и научными характеристиками. На территории природоохранных объектов запрещены все виды производства. Строительство жилых зданий допускается с разрешения контролирующих органов.

? Лесного фонда . Участки, которые покрыты лесной растительностью, а также просеки, лесные дороги и заболоченные местности в черте леса. Используются для ведется лесного хозяйства, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании.

Земли лесного фонда занимают наибольшую часть территории России — около 65% или 1122,3 миллионов гектар. Для сравнения, земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся на втором месте, занимают чуть больше 22% или 386,5 миллионов гектар. Общая площадь населенных пунктов России, включая города, поселки и деревни, составляет лишь 1,2% всех земель.

? Водного фонда . Территории, которые заняты водными объектами, а также прибрежные зоны водоемов. Сюда относят участки под природными и искусственными водоемами, ледниками, гидротехническими сооружениями и объектами водного хозяйства.

? Государственного запаса . Включены участки, которые не относятся ни к одной из перечисленных категорий. Земельный резерв страны.

Интересно! В местах традиционного проживания коренных малочисленных народностей, которые входят в состав Российской Федерации, могут действовать особые правила эксплуатации земель. Такая возможность предусмотрена на законодательном уровне для сохранения уклада жизни этнических общин.

Чтобы узнать, к какой категории относится тот или иной участок, используйте каталог на сайте Росреестра.

В каких нормативно правовых документах указывается категория участка

Государственный кадастр недвижимости;

документы о государственной регистрации прав на земельные наделы;

акты о предоставлении земельных участков, которые выдают федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления;

договоры и другие документы, которые оформляются в процессе сделок, предметом которых являются земельные участки.

Чем отличаются понятия категория земель и вид разрешенного использования

Понятие разрешенного использования дает более точное описание категории земель в РФ по целевому назначению . Разделение всех объектов одной категории на виды разрешенного использования позволяет провести детальное зонирование территорий всех субъектов РФ.

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует два термина — “категория” и “целевое назначение” земель, значение этих двух понятий идентично, так как изменение категории ведет за собой смену целевого использования территории.

Чтобы привести пример такой расширенной классификации, рассмотрим характеристики участка в садовом некоммерческом товариществе. Категория/целевое назначение земли СНТ — для ведения сельского хозяйства, вид разрешенного использовании — для ведения садоводства и огородничества;

Важно! Разрешенное использование земельных наделов и форма собственности — это два совершенно разных понятия. Например, в рамках одного населенного пункта могут размещаться объекты, которые находятся в частной, федеральной или муниципальной собственности. Также, следует помнить, что между отдельными строениями и населенными пунктами существует разница. Дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не относятся к категории земель населенных пунктов.

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 — 5.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Ст. 87 ЗК РФ

1. Статья 87 ЗК для характеристики данной категории земель использует наименование «земли промышленности и иного специального назначения». Полное наименование данной категории земель включает перечисление всех их видов.

В соответствии со ст. 87 ЗК к землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Это самостоятельная категория земель. Поэтому предоставление земель для объектов обороны и иного специального назначения нередко обусловлено их предварительным изъятием или выкупом с соответствующим возмещением для государственных нужд. Однако при изъятии, например, земель связи для нужд обороны не должен производиться перевод таких земель из одной категории в другую.

Земли специального назначения располагаются за границей земель населенных пунктов. Они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Земли, занятые такими объектами, но расположенные в населенных пунктах, не относятся к категории земель специального назначения.

Предусмотренная законодательством «предназначенность», т.е. неиспользование земель специального назначения в данное время, представляет собой резервирование земель для расширения объектов специального назначения на этих землях и направлена на минимизацию случаев возмещения убытков при изъятии земель для государственных нужд. Необходимость резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта предусмотрена и п. 7 ст. 90 ЗК. Порядок такого резервирования установлен ФЗ о резервировании земель и должен быть детализирован Правительством РФ.

Примером законодательного регулирования резервирования земель является также положение п. 1 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии с которым территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития. Такая «предназначенность» земель специального назначения подразумевает запрет их предоставления частным лицам, а на уже предоставленных — нежелательность застройки. Исходя из этого резервирование земель можно определить как деятельность, направленную на ограничение и (или) изъятие земельных участков из оборота с целью их перспективного использования по определенному назначению.

2 — 4. Земли специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются ст. 87 ЗК на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Статьей 87 ЗК определены лишь типичные виды земель специального назначения, поскольку все специальные задачи, для которых они могут предоставляться, закреплять в ЗК нет необходимости. Особенности правового режима земель специального назначения устанавливаются законодательством и учитываются при зонировании территорий.

В состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации различных объектов могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земли специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. Поэтому многие земельные участки специального назначения изъяты из оборота, а государственные организации, эксплуатирующие объекты на них, освобождены от платы за землю.

5 — 6. Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

1) Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, земли специального назначения могут находиться не только в государственной, но и в муниципальной собственности. Нахождение отдельных земельных участков из состава таких земель (например, земель связи) в частной собственности также не запрещено, но существенно ограничено, поскольку многие земли специального назначения отнесены к землям, изъятым из оборота или ограниченным в нем. Поэтому п. 6 ст. 87 ЗК ориентирует на то, что земли специального назначения «могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования».

Земельный кодекс (ЗК РФ)

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 5 апреля, 14 июня, 1, 11, 18, 19, 21 июля, 21, 30 ноября, 6, 7, 8, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 22 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 1, 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 18, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27, 29 июня, 1, 3, 19 июля, 3 августа, 18, 25 декабря 2018 г., 27 июня, 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к ЗК РФ

Президент Российской Федерации

25 октября 2001 г.

Закреплены правовые основы использования и охраны земель (далее – земельные отношения).

Установлено, что земельное законодательство состоит из кодекса, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними региональных законов. Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, объектов культурного наследия применяются нормы соответствующих отраслей законодательства и специальных федеральных законов. Их положения распространяются на земельные отношения, если последние не урегулированы земельным законодательством.

По общему правилу имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей, а также по совершению сделок с ней регулируются гражданским законодательством. Исключение – случаи, когда земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами предусмотрено иное.

Определены основные принципы земельного законодательства. Так, установлен приоритет охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Все прочно связанные с землей объекты следуют судьбе соответствующих участков (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Категория зависит от целевого назначения. Выделяют земли с/х назначения, населенных пунктов, спецназначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, запаса.

Земля может находиться в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав.

Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.

Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования.

Внимание

Текст или статус документа будет изменен. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 477-ФЗ

Внимание

Текст или статус документа будет изменен. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 502-ФЗ

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

Настоящий Земельный кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования

Текст Кодекса опубликован в “Российской газете” от 30 октября 2001 г. N 211-212, в “Парламентской газете” от 30 октября 2001 г. N 204-205, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 мая 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 мая 2016 г.

Подпункт 4 пункта 6 статьи 71.1 настоящего Кодекса действует до 1 января 2040 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 октября 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г., за исключением пункта 6 статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 марта 2015 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N -ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением пунктов 4 – 7 статьи 4 изменений, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г., за исключением пунктов 4 – 7 статьи 6 изменений, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 марта 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июня 2012 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июля 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 июня 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 августа 2009 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2009 г.

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 марта 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 октября 2008 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса, вступающих в силу с 25 июля 2008 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступает в силу с 16 мая 2008 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 мая 2008 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2007 г.

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2007 г.

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 мая 2007 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 марта 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 января 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 апреля 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением пунктов 3 и 8, подпункта “б” пункта 9, пунктов 13 и 14 статьи 25 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2006 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 августа 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2006 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июня 2006 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 августа 2005 г.

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2005 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 18 названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 октября 2004 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарии к ст. 7 ЗК РФ

1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий. Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.

При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий – охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.

Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.

3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст. 7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” и от 7 мая 2001 г. “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” коренные малочисленные народы Российской Федерации – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Ссылка на основную публикацию