Разрешение земельных споров

Разрешение земельных споров

Земельный спор – это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.

Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений.

Разрешение земельного спора – это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.

Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядка пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями Ерофеев Б. В. Земельное право России : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Профобразование, 2003. С.486..

Земельные споры могут быть классифицированы в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а также по объекту, субъекту спора и другим основаниям.

  • 1. Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков. Они бывают следующих разновидностей:
    • а) по поводу нарушения правил предоставления земельных участков;
    • б) по поводу нарушения границ землепользовании, происшедшего при отводе земельных участков.
  • 2. Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли. Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду:
    • а) вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды;
    • б) создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.
  • 3. Споры, возникающие при изъятии земельных участков, могут быть:
    • а) по поводу незаконного решения об изъятии земельного участка;
    • б) по поводу незаконных требований (или законных требований) досрочного прекращения договора аренды земли в связи с нарушением договорных обязательств арендатором.
  • 4. Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков. В случае нарушения земельных прав собственников или других землепользователей они вправе обратиться в суд о прекращении неправомерных действий со стороны нарушителя и о возмещения причиненных им убытков.
  • 5. Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами. Такие споры часто встречаются в жизни. Они, как правило, имеют сложный юридический состав. Специфика этих споров заключается в том, что ответчиками или соответчиками в этих спорах являются, как правило, органы государственной власти, которые осуществляют в отношении этих земель свои земельные права. Эти споры возникают, когда ведут строительство крупных объектов (водохранилищ, железных и автомобильных дорог; таких, например, как скоростная дорога Москва – Санкт-Петербург и др.) и когда затрагиваются интересы многих пользователей землей.
  • 6. Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений, можно подразделить следующим образом:
    • а) взыскание по суду убытков, причиненных правомерными действиями, которые в свою очередь подразделяются:
      • – на взыскание убытков, причиненных изъятием земель или временным занятием земельных участков, ограничением прав лиц, использующих землю, или ухудшением качества земель, которые совершены в соответствии с законом или не в противоречии с ним;
      • – взыскание убытков, причиненных иными правомерными действиями, например причинение убытков, совершенное в состоянии крайней необходимости;
    • б) взыскание убытков, причиненных неправомерными действиями.

По предмету земельные споры можно подразделить на споры, возникающие по поводу:

  • – определенных земельных прав, например права собственности на земельный участок, права преимущественного перед другими лицами возобновления арендных отношений, права на наследование земельного участка и т.п.;
  • – признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельных участок, например право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т.п.;
  • – признания имущественных прав, например права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т.п Ковязина Н.А. О некоторых вопросах рассмотрения земельных споров в Российской Федерации // Юрист. 2006.С.321..

Разрешение земельных споров, осуществляемое компетентными судебными органами, является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Земельные споры могут быть рассмотрены в судебном порядке.

В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.

Досудебный (административный) порядок разрешения земельных споров новым ЗК РФ не предусматривается.

Земельные споры рассматриваются судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.

Земельные споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассматриваются арбитражными судами.

Защита нарушенных субъективных земельных прав может быть осуществлена в порядке разрешения земельных споров, предметом которых является тот или иной земельный участок.

К земельным спорам также относятся споры, которые связаны с обжалованием решений уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.

Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Земельный спор имеет своим объектом субъективное право на конкретный земельный участок.

До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на рассмотрение в третейский суд. Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда, только если между сторонами заключено третейское соглашение, которое может затрагивать все возможные споры либо определенную их категорию.

Решения третейских судов исполняются добровольно. В противном случае они исполняются принудительно по исполнительным листам, которые выдаются судом.

В случае удовлетворения требований истца ответчик принуждается к исполнению предписанных судом правомерных действий либо к правомерному бездействию. Ответчик должен выполнить определенные положительные действия, направленные на признание права истца на земельный участок, пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев, исполнение обязанности в натуре, возмещение вреда, причиненного нарушением субъективного права на земельный участок Земельное право России: практикум: учеб. пособие для вузов (Гриф УМО) / под ред. А. К. Голиченкова. М.: БЕК, 2001. С.159..

37. Разрешение земельных споров. Понятие и виды земельных споров. Порядок разрешения земельных споров.

Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т. д. Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца. Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений. Разрешение земельного спора — это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядки пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями. В юридической литературе различают три категории споров, возникающих из земельных отношений. В частности, В. Романов классифицирует их следующим образом:

земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права. Сторонами в земельном споре являются: а) исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо – с другой при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа; б) граждане и юридические лица по спорам между собой – в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства. Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли, – купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др.;

земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде такие споры подлежат рассмотрению в одном производстве;

имущественные споры, возникающие из земельных отношений. В последнем случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд (ст. 49, 57 Земельного кодекса). Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке. Как уже было сказано, ЗК РФ предусмотрена возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда. Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указываются время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде по заявлению заинтересованной в этом стороны.

38.Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный земельным правонарушением. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и т. п. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В Гражданском кодексе РФ предусматриваются правила, которые применяются в случаях причинения вреда:

1) вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред;

2) законом или договором может быть установлена обязанность лица, причинившего вред, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;

3) лицо, причинившее вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины;

4) вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия лица, причинившего вред, не нарушают нравственные принципы общества; 5) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;

6) если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность;

7) юридическое лицо, гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых обязанностей. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении ими предпринимательской или иной деятельности товарищества, или кооператива;

8) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)органов власти, должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования;

9) юридические лица, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Возмещение убытков, вреда производится добровольно либо по решению суда. Решением суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре. На ответчика с согласия сторон может быть возложена обязанность по устранению последствий земельного правонарушения за счет своих средств. Под исполнением обязанности в натуре понимается восстановление плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведение снесенных зданий, строений, сооружений, снос незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановление межевых и информационных знаков, устранение иных последствий земельных правонарушений и исполнение возникших обязательств.

39.Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектами земельных правонарушений, при совершении которых применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В п. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состава земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматриваются следующие правонарушения в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность:

-в области охраны собственности – самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией; самовольное занятие водного объекта или пользование им без лицензии; самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом и др.;

-в области охраны окружающей среды и природопользования – несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации;

-нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

-нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

-нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

-нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;

-уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов;

-порча сельскохозяйственных и других земель; несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Земельное право

Разрешение земельных споров

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на споры:

  • рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдиционной) несудебной процедуры;
  • рассматриваемые непосредственно в судебных органах;
  • переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

  1. споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур; в случае недостижения согласованного решения спор разрешается в суде;
  2. споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст. 47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

В 2002 г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ (действует с 1 сентября 2002 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ1.

В новом процессуальном законодательстве в основном сохраняется порядок определения подведомственности споров между судами исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон.

В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда . При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статуса юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законодательстве закрыт.

К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Защита конституционных прав граждан и их объединений (в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ .

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться мировым судьей . Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков, по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Необходимость в признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях, когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком «как своим собственным».

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения. В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Они решаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из публичных правовых отношений:

  • по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или их объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на местности, либо решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);
  • по жалобам на действия органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с нарушением административных взысканий за допущенные нарушения земельного законодательства;
  • об оспаривании законности нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

Разрешение земельных споров

В статье рассматриваются способы защиты прав на землю, классификация земельных споров и порядок их рассмотрения

Закон защищает права лиц, владеющих землёй на праве собственности или аренды благодаря:

– во-первых, запрету на вмешательство в деятельность по использованию земли землевладельцами и землепользователями со стороны различных государственных, хозяйственных и иных органов или организаций, кроме случаев препятствования нарушению земельного законодательства,

– во-вторых, необходимости восстановления нарушенных прав субъектов земельных правоотношений и возмещению в полном объёме убытков, причинённых нарушениями земельных прав.

Способы защиты прав на землю

Разрешение земельных споров осуществляется по общим правилам защиты гражданских прав, способы защиты которых закреплены статьёй 12 ГК РФ, а ряд из них воспроизведён в ЗК РФ.

В первую очередь к рассматриваемым способам относится признание права на земельный участок. Обратиться к таким способам вправе только обладатели права на земельный участок.

Другим способом является восстановление положения, нарушенного правонарушением. Восстановление права на земельный участок возможно, когда суд признаёт недействительность акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, который привёл к нарушению права на земельный участок. ГК РФ предполагает более широкую возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения мер по восстановление нарушенного права. Так, защита прав лиц в отношении земельного участка возможна, когда недействительным признаётся акт не только государственного органа исполнительной власти или местного самоуправления, но также и законодательных органов. Право на земельный участок подлежит восстановлению, если произошло самовольное занятие земельного участка.

Выделяется и такой способ как признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы физических или юридических лиц. Данный способ выступает в качестве формы судебного контроля по отношению к российскому законодательству, в частности по вопросам использования и охраны земель. В соответствии с ГПК РФ судом может быть вынесено решение о признании незаконными действий административного органа или должностного лица, нарушающих права и свободы граждан.

В пользу лиц, права и законные интересы которых были нарушены (в области использования и охраны земель), взыскиваются убытки. Возмещение убытков производит орган, нарушивший права собственников или арендаторов земли, в результате принятия незаконного нормативного акта.

Защита прав собственников и иных титульных владельцев земли может производиться также способами, не названными в ЗК РФ, но предусмотренными ст. 12 ГК РФ, к которым – помимо рассмотренных выше – относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным решения собрания;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • а также иные предусмотренные законом способы.

Классификация земельных споров

Юридическая литература содержит множество классификаций споров, возникающих из земельных отношений. Наиболее наглядной можно назвать классификацию, в которой выделяется три категории таких споров:

  1. Земельные споры, вытекающие из нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю (в том числе право владения, пользования и распоряжения землей). Возникновение этих споров может быть связано с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, а также иных ситуациях, связанных с нарушением субъективных прав лица. Кроме того, возникновение спора может быть связано с заблуждением лица в отношении своих реальных прав.

Сторонами таких споров выступают:

  • с одной стороны – исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с другой – физическое или юридическое лицо. Основанием спора является отказ в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа
  • физические и юридические лица по спорам между собой – по причине нарушения границ землепользования, самовольного занятия земли, создания помех в отношении прав владения земельным участком, пользования или распоряжения им.

Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.

  1. Земельно-имущественные споры. Они связаны как с нарушением земельных прав, так и с возмещением убытков и вреда, причинённых этим нарушением. В суде и арбитражном суде дела по этим спорам подлежат рассмотрению в одном производстве.
  2. Имущественные споры, возникшие из земельных правоотношений. Эта категория не предполагает наличия спора о праве на землю, но включает в себя имущественные споры в области пользования и распоряжения землей.

Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством голосов. Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.

Порядок разрешения земельных споров

Разрешение компетентными судебными органами земельных споров является одним из наиболее результативных способов защиты прав и интересов собственников либо арендаторов земельных участков. Судебный порядок рассмотрения этих споров (по всем категориям дел: споры, связанные с отказом в предоставлении земельного участка; возмещением убытков, причинённых в результате загрязнения земельного участка; устранением препятствий в пользовании земельным участком и другие) предусмотрен статьёй 64 ЗК РФ.

Действующий ЗК РФ не предусматривает досудебного (административного) порядка разрешения земельных споров. Однако п. 2 ст. 64 ЗК РФ устанавливает право сторон на передачу земельного спора в третейский суд до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При этом, передача спора на рассмотрение третейским судом возможна только если между сторонами заключено третейское соглашение.

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная. Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Ссылка на основную публикацию