Нормативно правовые акты земельного надзора

Нормативно правовые акты для осуществления земельного надзора

Перечень нормативных правовых актов, применяемых при осуществлении государственного земельного надзора

Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображен перечень НПА, применяемых при осуществлении государственного земельного надзора

Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображен перечень НПА, применяемых при осуществлении государственного земельного надзора

Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображен перечень НПА, применяемых при осуществлении государственного земельного надзора

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  5. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
  6. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  7. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
  8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
  9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  13. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  14. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.09.2011 № 532 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  15. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.06.2011 № 318 «Об утверждении
    Административного регламента исполнения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (зарегистрировано в Минюсте Российской федерации 20.10.2011 № 22094.
  16. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  17. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313 «О порядке
    формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  18. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях».

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Нормативно-правовая база государственного земельного надзора

Осуществление государственного земельного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан проводится в соответствии с:

– Конституцией Российской Федерации, которая следующие основы.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

  • – Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 N 195-ФЗ), предусматривающим ответственность за нарушения требований земельного законодательства.
  • – Земельным кодексом Российской Федерации (от 25.10.2001 N 136-ФЗ).
  • – Гражданским кодексом Российской Федерации (от 30.11.1994 N51-ФЗ).
  • – Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного надзора муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора, муниципального контроля;
  • – Федеральным законом от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
  • – Федеральным законом от 18 июня 2011г N78-ФЗ «О землеустройстве».
  • – Федеральным законом от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
  • – Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, определяющий порядок, сроки и последовательность действий при проведении проверок Росреестром и территориальными органами Росреестра (далее – территориальные органы) при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок соблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований земельного законодательства, охраны и использования земель по вопросам, отнесенным к компетенции Росреестра (его территориальных органов);

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689 “О государственном земельном надзоре”, которое устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами (далее – специально уполномоченные органы).

Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель[14].

Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами;

  • – Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного надзора и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, устанавливающий порядок подготовки органами государственного надзора и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению.
  • – Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009г. N349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ».
  • – Постановлением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012г.N1435 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии».
  • – Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля”.
  • – Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 178 “Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях”.
  • – Приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11 августа 2010г. N313 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • – Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012г. N297-Р «Об утверждении основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017гг».

За несоблюдение законодательства Российской Федерации граждане привлекаются к следующим ответственностям.

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности – преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а нескольких нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.

Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них – самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.

Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица, но и юридические лица (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф.

Штраф за нарушении требований земельного законодательства может быть наложен в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа.

Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении.

Росреестр рассматривают дела об административных правонарушениях согласно со ст. 23.21 КоАП РФ:

  • – самовольное занятие земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • – уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • -невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Нормативно правовые акты земельного надзора

Эффективность всякого явления определяется, во-первых, необходимостью этого явления всему обществу, во-вторых, наличием у него правовой основы. Данное утверждение в полной мере относится к понятию государственного земельного надзора, деятельность которого основана на нормативно-правой базе.

Нормативно-правовая база – это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни.

Нормативно-правовая база подчиняется вертикали, логически соединяющей уровень федерального, областного и муниципального законодательства. Началом такой вертикали является закон, принятый на федеральном уровне, и носящий рамочный характер, то есть определяющий основные положения по применению тех или иных норм. Конкретные нормативные правовые акты принимаются затем на региональном и муниципальном уровне [15].

Нормативный правовой акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера [16].

Нормативные правовые акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные правовые акты характеризуются следующими ниже признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются (нормативные правовые акты – это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах).

Во-вторых, нормативные правовые акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные правовые акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты:

– вид нормативного акта;

– наименование нормативного акта;

– орган, принявший нормативный акт;

– место принятия нормативно акта;

– номер нормативного акта

– письменная форма (способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций).

В-четвертых, каждый нормативный правовой акт должен соответствовать Конституции Российской Федерации и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные правовые акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций (должны быть опубликованы), и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции.

Нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы. Нормативные правовые акты в Российской Федерации разделены на уровни[4]. В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Виды нормативных правовых актов в Российской Федерации

Наименование объекта принявшего нормативный акт

Вид нормативного акта

Международные акты, ратифицированные государством

Конституция Российской Федерации

Государственная дума Российской Федерации

Законы Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Думы (законодательные собрания)

Губернаторы краев, областей, правительства республик

Администрации краев, областей, правительства республик

Органы местного самоуправления

Из сказанного выше следует, что система нормативных правовых актов составляет законодательство Российской Федерации.

В связи с проблемой рационального использования и охраной земель, изменения социально-экономических условий жизни, российское государство принимает меры к усилению государственного земельного надзора и его правовой базы. Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В утвержденных Правительством Российской Федерации положениях о государственных органах, в том числе о министерствах, государственных комитетах, федеральных службах, агентствах и иных ведомствах, предусматриваются их полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий государственный земельный надзор[17].

Нормативные правовые акты, применяемые при осуществлении государственного земельного надзора:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Земельный кодекс Российской Федерации.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 -ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений».

8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Положение о государственном земельном надзоре».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1248 “О внесении изменений в Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 821 «Об утверждении правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании».

15. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 № 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора».

16. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений федерального закона «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля».

17. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 № 532 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

18. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

19. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

20. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178 “Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях”.

Вышеуказанные нормативные правовые акты в области деятельности государственного земельного надзора не противоречат друг другу и являются нормативной формой взаимодействия между уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органами государственного земельного надзора) и гражданами, являющимися участниками земельных отношений, упорядочения их связей, координации их деятельности, предотвращения недопониманий и конфликтов[2].

Требования действующих законов, нормативных правовых актов в сфере земельного законодательства в области государственного земельного надзора достаточны, объективны, доступны для исполнения собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земли; признаков коррупциогенности в нормативно-правовом регулировании не содержится[18].

Нормативно-правовые документы Курского отдела государственного земельного надзора

Нормативно-правовые документы

Приказы Россельхознадзора

Приказ Россельхознадзора № 939 от 11 сентября 2019 года «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 2017 Г. N 908 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ПРОВЕРОЧНОГО ЛИСТА (СПИСКА КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ), ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА” Скачать (*.pdf)

Приказ Россельхознадзора № 908 от 18 сентября 2017 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ПРОВЕРОЧНОГО ЛИСТА (СПИСКА КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ), ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА Скачать (*.pdf)

Федеральные Законы

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Открыть (*.pdf)

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) Открыть (*.pdf)

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Открыть (*.pdf)

Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Открыть (*.pdf)

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Открыть (*.pdf)

Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мелиорации земель» Открыть (*.pdf)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) Об охране окружающей среды Открыть (*.pdf)

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) Об отходах производства и потребления Открыть (*.pdf)

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) Открыть (*.pdf)

Постановления и распоряжения Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 08.09.2017) Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре Открыть (*.pdf)

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 года № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Открыть (*.pdf)

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1515 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» Открыть (*.pdf)

Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N “О проведении рекультивации и консервации земель” (вместе с “Правилами проведения рекультивации и консервации земель”) Открыть (*.pdf)

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (утв. Минсельхозпродом РФ 26.05.1998) Открыть (*.pdf)

Законы и Постановления Курской области

Закон Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО (ред. от 03.04.2017) Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области (принят Курской областной Думой Открыть (*.pdf)

Закон Курской области от 02.05.2012 N 39-ЗКО (ред. от 28.11.2012) «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Курской области» (принят Курской областной Думой 26.04.2012) Открыть (*.pdf)

Закон Курской области от 11.02.2010 N 2-ЗКО (ред. от 02.12.2016) Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курской области (принят Курской областной Открыть (*.pdf)

Постановление Администрации Курской области от 29.06.2011 N 278-па «Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Курской области, использование которых для других целей не допускается» Открыть (*.pdf)

Постановление Администрации Курской области от 28.04.2015 N 243-па «О Порядке использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а также строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков» Открыть (*.pdf)

Постановление Администрации Курской области от 23.01.2015 N 23-па (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Курской области» Открыть (*.pdf)

Санитарные нормы и правила

Министерство здравоохранения Российской Федерации Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Постановление от 25 июля 2001 г. №19 «о введении в действие санитарных правил» – сп 2.1.5.1059-01 Открыть (*.pdf)

Санитарные правила и нормы Санпин 2.1.5.980-00 (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 04.02.2011 № ГКПИ10-1751) Открыть (*.pdf)

Министерство здравоохранения Российской Федерации Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Постановление от 30 мая 2001 г. № 16 «О введении в действие санитарных правил» Открыть (*.pdf)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995) Открыть (*.pdf)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 53 (ред. от 25.04.2007) «О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287-03″ (вместе с «СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.04.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2003 N 4500) Открыть (*.pdf)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17 (ред. от 10.06.2016) “Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10” (вместе с “СанПиН 1.2.2584-10. Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы”) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2010 N 17126) Открыть (*.pdf)

Госты

Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 5 мая 1985 г. N 1294) Открыть (*.pdf)

Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 17 декабря 1985 г. N 4046) Открыть (*.pdf)

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53381-2009 «Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 20.08.2009 n 304-ст «Об утверждении национального стандарта») Открыть (*.pdf)

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия»(утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 n 537-ст «Об утверждении национального стандарта») Открыть (*.pdf)

Межгосударственный стандарт ГОСТ 31461-2012 «Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия.» (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.11.2012 г. N 883-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта») Открыть (*.pdf)

ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84) ОХРАНА ПРИРОДЫ. ПОЧВЫ Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ Открыть (*.pdf)

ОХРАНА ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ГОСТ 17.5.1.02-85 Открыть (*.pdf)

Охрана природы ЗЕМЛИ Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель ГОСТ 17.5.1.03-86 Открыть (*.pdf)

Охрана природы. ЗЕМЛИ. Общие требования к рекультивации земель ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85) Открыть (*.pdf)

Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них загрязняющих средств ГОСТ 17.4.3.06-86 (СТ СЭВ 5301-85) Открыть (*.pdf)

Охрана природы. РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ. Термины и определения ГОСТ 17.5.1.01-83 Взамен ГОСТ 17.5.1.01-78 Открыть (*.pdf)

Охрана природы. ЗЕМЛИ. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель ГОСТ 17.5.1.03-86 Открыть (*.pdf)

ОХРАНА ПРИРОДЫ. РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЛЕВАНИЮ. ГОСТ 17.5.3.05-84 Открыть (*.pdf)

Охрана природы. ЗЕМЛИ. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ ГОСТ 17.5.3.06-85 Открыть (*.pdf)

ЗЕМЛИ. Термины и определения ГОСТ 26640-85 Открыть (*.pdf)

Почвы. Термины и определения ГОСТ 27593-88 Открыть (*.pdf)

“ГОСТ 17.4.4.02-2017. Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа”(введен в действие Приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 202-ст) Открыть (*.pdf)

“ГОСТ 17.4.3.01-2017. Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб” (введен в действие Приказом Росстандарта от 01.06.2018 N 302-ст) Открыть (*.pdf)

Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор возлагается на федеральные исполнительные органы власти.

Под государственным земельным надзором следует понимать комплекс мер со стороны уполномоченных государством органов, которые нацелены на то, чтобы предупредить, выявить, а также пресечь нарушение норм действующего земельного законодательства.

Государственный земельный надзор, его суть

Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.

В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.

Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.

Надзорные органы и поднадзорные лица

Государственный земельный надзор исполняется несколькими организациями:

  • управлением Росреестра;
  • Федеральной службой в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
  • Федеральной службой, ответственной за природопользование.

Кроме того, исполнять функции могут их представители в конкретной местности (территориальные органы). На каждую из организаций, представляющих федеральную исполнительную власть, возложены определенные полномочия.

Применяется же государственный земельный контроль к таким участникам отношений в рамках земельного права, как:

  • представители органов государственной власти;
  • частные физические лица;
  • представители местных органов самоуправления;
  • руководители и представители любых юридических лиц;
  • индивидуальные предприниматели.

Каждый из участников земельных отношений имеет право обратиться в компетентные органы в том случае, если речь идет о нарушении их прав. А те, в свою очередь, обязаны провести все соответствующие процедуры для установления факта нарушения.

Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора

Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:

  • плановые проверки;
  • внеплановые проверки;
  • наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
  • анализ за исполнением норм земельного права;
  • различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.

Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.

Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.

По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования. О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.

Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.

Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Управление Росреестра и полномочия его сотрудников

Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:

  • в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
  • в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
  • в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
  • в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
  • в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).

В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.

В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.

Служба по надзору природользования

Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:

  • выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
  • разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
  • требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.

Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.

При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.

Фитосанитарный и ветеринарный надзор

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:

  • требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
  • требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
  • требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.

Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.

Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.

Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.

Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности

Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.

О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.

Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений. Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности. На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.

За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.

Перечень нормативно правовых актов, регулирующих осуществление муниципального земельного контроля, содержащих обязательные требования

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Земельный кодекс Российской Федерации;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

7. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

10. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»;

11. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

12. Постановление от 16 февраля 2015 года N 50 об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Забайкальского (с изменениями на: 24.01.2017);

13. Постановление от 20 июля 2011 года N 266 О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг (с изменениями на 14 марта 2019 года);

14. Постановление администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от 15.05.2018 № 73 «Об утверждении административного регламента администрации муниципального района «Нерчинский район» по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за использованием земель на территории сельских поселений муниципального района «Нерчинский район»;

Руководство по соблюдению обязательных требований, предъявляемых при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю

Обязанности правообладателей земельных участков

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Возникновение прав на земельный участок

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Документы о правах на земельные участки

В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Оформление прав на земельный участок

Оформление права на земельный участок включает в себя:

– подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве;

– принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

– государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельских поселений муниципального района «Нерчинский район».

Платность использования земли

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

В соответствии с Градостроительным, Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, утверждены Правила землепользования и застройки сельских поселений муниципального района «Нерчинский район», включающие в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяются территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков и землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Ответственность за нарушение обязательных требований предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства, получить квалифицированную помощь по существу возможно устно (лично или по телефону) или в письменной форме. Информация по вопросам осуществления муниципального земельного контроля предоставляется должностными лицами органа муниципального контроля администрации муниципального района «Нерчинский район».

Ссылка на основную публикацию