Статья 678 ГК РФ. Обязанности нанимателя жилого помещения
Новая редакция Ст. 678 ГК РФ
Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Комментарий к Ст. 678 ГК РФ
1. Пределы использования жилого помещения по договору социального найма расширены нормой ст. 17 ЖК, которая допускает использование жилого помещения не только для проживания, но и для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает ничьих прав и требований к жилым помещениям. Размещение в жилых помещениях промышленных производств запрещено.
2. Наниматель обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, т.е. не допускать выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его порче, а также поддерживать надлежащее состояние жилого помещения: соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования; принимать меры к устранению неисправностей жилого помещения и находящегося в нем оборудования (п. 10 Правил пользования жилыми помещениями 2006 г.).
3. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ст. 25 ЖК). Под реконструкцией понимается объединение помещений.
4. Безусловной обязанностью нанимателя по договору социального найма (ст. 67 ЖК) является также проведение текущего ремонта жилого помещения. Кроме того, в его обязанности входит информирование наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Другой комментарий к Ст. 678 Гражданского кодекса Российской Федерации
Основное и главное право нанимателя – право владения и пользования предоставленным жильем. В комментируемой статье подчеркивается необходимость использования жилого помещения строго по назначению. Кроме того, наниматель обязан обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
О переустройстве (перепланировке) говорится в гл. 4 ЖК. В частности, согласно ч. 1 ст. 25 ЖК переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, тогда как согласно ч. 2 ст. 25 ЖК перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переоборудование и перепланировка жилых помещений и мест общего пользования, перестановка отопительных и санитарно-технических приборов могут проводиться только с письменного разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Если против перепланировки и переоборудования возражают остальные соседи, заинтересованное лицо может обратиться по этому вопросу с иском в суд. Суд при рассмотрении иска исходит из того, что жилищные условия одного собственника не могут быть улучшены за счет ухудшения жилищных условий других собственников. Например, если при ремонте квартиры собственник увеличил занимаемое помещение за счет коридора общего пользования путем перестановки перегородки, в результате чего остальные соседи лишились части коридора, суд обяжет его установить перегородку на прежнее место.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 26 декабря 1984 г. N 5 указал на то, что, разрешая споры, связанные с переустройством, перепланировкой жилых и подсобных помещений, следует выяснять, имеется ли на это согласие не только нанимателя, но и наймодателя (ст. 84 ЖК РСФСР) и как наиболее целесообразно переустроить указанные помещения, для чего необходимо в соответствии с ч. 2 ст. 42 ГПК РСФСР привлекать к участию в деле органы жилищно-коммунального хозяйства. Если такой спор возник между нанимателями, проживающими в домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, надлежит учитывать, что для какого-либо переустройства в этих домах необходимо не только разрешение местной администрации, но и согласие собственника дома, которому в силу ст. 209 ГК принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В комментируемой статье также говорится об обязанности нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение.
Права нанимателя жилого помещения
Одним из наиболее очевидных способов улучшения жилищных условий является перепланировка жилого помещения, включающая в себя его частичную реконструкцию. Подобное переустройство допустимо не только в собственной квартире, но и в помещениях, снимаемых по договору социального найма.
К сожалению, современный вариант жилищного и гражданского законодательства, действующего в Российской Федерации, не обеспечивает полноценную защиту имущественных прав арендаторов жилья, решивших произвести перепланировку помещения.
Сложившееся положение вещей обусловлено тем, что действующие правовые нормы не предоставляют развернутых объяснений самим понятиям «реконструкция» и «перепланировка». В связи с этим, в практике часто возникают неоднозначные толкования существующей терминологии.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Права нанимателя жилого помещения
Статья 678 Гражданского кодекса – единственная законодательная норма, которая описывает правовые отношения между съемщиком жилья и его владельцем. Она предусматривает возможность проведения арендатором реконструкции жилого помещения исключительно после получения согласия со стороны владельца недвижимости.
Общее объяснение терминов «перепланировка» и «переустройство помещения» дано в статье 25 ЖК РФ. Там же в главе 4 можно ознакомиться с порядком регулирования правовых отношений, в связи с переустройством функциональности жилых помещений. В частности в нее внесены предписания, которыми обязан руководствоваться наниматель жилья, проживающий в нем, согласно договору социального или коммерческого найма.
Переустройство и перепланировка жилых помещений: жилищный кодекс
Исключительным правом инициировать перепланировку или реконструкцию помещения наделен собственник объекта или лицо, уполномоченное собственником.
В соответствии с данной нормой, арендаторы, наниматели и другие категории граждан, пользующиеся объектом недвижимости, не могут самовольно начать процесс реконструкции, за исключением тех случаев, когда собственник предоставляет им соответствующий набор полномочий.
Заявка о будущем переустройстве жилого помещения, согласно статье 26 ч.2 ЖК, должна подаваться лицом, являющимся собственником недвижимости или уполномоченным им посредником.
Как узаконить уже сделанную перепланировку квартиры и еще нет?
Об информации для владельца квартиры касательно проекта перепланировки читайте тут.
Прием заявления осуществляется соответствующим муниципальным органом по месту нахождения объекта недвижимости. Полный список документов, которые необходимо представить на согласование, выглядит следующим образом:
- Заявление, составленное согласно утвержденному местным органом власти образцу, в котором указывается желание провести перепланировку или реконструкцию на конкретном объекте недвижимости. На сегодняшний день форма подобного заявления должна соответствовать нормам правительственного Постановления №266 от 28 апреля 2005 года.
- Оригинал или нотариально засвидетельствованные копии правоустанавливающих документов, относящихся к жилому помещению, которое планируется переустроить. Это могут быть:
- свидетельство, подтверждающее право собственности на жилье;
- договор купли-продажи;
- документы, подтверждающие получение недвижимости в дар, в результате обмена или другим законным способом.
- Проектная документация, оформленная и подготовленная согласно действующему порядку, описывающая цели и методы перепланировки жилого помещения. Отдельным разделом в проекте должно быть прописано заключение, подтверждающее, что в результате реконструкции не будут нарушены строительные, противопожарные, санитарные нормы и правила. Перепланировка не приведет к ухудшению жилищных стандартов, не возникнет угроз здоровью и имуществу других граждан. Заключение должно быть согласовано с профильными службами.
- Техпаспорт жилого помещения, в котором запланирована реконструкция. Согласно статье 19 ЖК, под техническим паспортом подразумевается документальное свидетельство, содержащее полную техническую информацию об объекте жилой недвижимости и подтверждающее соответствие данного объекта действующим требованиям жилищного законодательства.
- Письменное согласие с будущей перепланировкой, полученное от проживающих в квартире членов семьи квартиросъемщика (включая временно отсутствующих лиц), арендующего жилье согласно договору о социальном найме. Согласие жильцов также потребуется при подаче заявки лицом, уполномоченным владельцем недвижимости на представление своих прав.
- Членами семьи квартиросъемщика, проживающего в помещении по договору, согласно статье 69 ч.1 Жилищного кодекса, считаются супруг, дети, а также родители арендатора. В данную категорию также могут входить родственники и нетрудоспособные граждане, находящиеся на иждивении у нанимателя, при условии, что данные лица были специально вселены квартиросъемщиком как члены семьи и заняты вместе с ним ведением общего хозяйства. В ряде случаев внесение в категорию членов семьи нанимателя на условиях социального найма может проводиться в судебном порядке.
- Если жилое помещение находится в доме, относящемся к памятникам архитектуры, или данный объект недвижимости обладает культурной ценностью, проект реконструкции должен содержать заключение, выданное органам защиты исторических и культурных ценностей. В нем должно быть указано, что будущая перепланировка не окажет негативных воздействий на культурную и историческую ценность здания.
- Вместе с заключением о допустимости реконструкционных работ не требуется отдельно прописывать заключение о том, что жилое помещение не относится к памятникам архитектуры, имеющим историческую и культурную ценность.
Служба, проводящая согласование перепланировки, не может расширять список необходимых документов помимо тех, что указаны в статье 26 ч.2 ЖК.
В качестве примера рассмотрим реальный случай, описанный в журнале «Жилищное право» (№4, 2006 г.). В одной из статей рассматривалась ситуация, когда после подачи заявления и полного пакета документов на перепланировку квартиры, муниципальный орган дополнительно потребовал от заявителя нотариально засвидетельствованную копию согласия его дочери на реконструкцию.
Поскольку вместе с заявлением подавались все документы, перечисленные в статье 26 ЖК, заявитель отказался предоставлять дополнительную информацию. В подобных случаях съемщики квартир по договору социального найма могут обращаться для защиты своих прав в органы прокуратуры, поскольку требования органов являются незаконными.
Форма заявления о функциональном переустройстве жилого помещения должна соответствовать утвержденному образцу, требованиям, которые перечислены в правительственном Постановлении №266. Муниципальный орган, принявший на рассмотрение заявку, обязуется выдать расписку, в которой подтверждается факт принятия заявления на рассмотрение и перечисляются все сопутствующие документы, предоставленные заявителем. Также в расписке должна быть указана дата приема заявления.
Процедура подтверждения, осуществляемая на завершающем этапе перепланировки или переустройства помещения, должна соответствовать нормам, описанным в статье 28 ЖК.
Документальное подтверждение оформляется в виде акта приемочной комиссии. Также данная статья назначает ответственный орган, в который будет отправлен акт с последующим внесением данных в реестр жилой недвижимости.
В данный момент компетентным органом, рассматривающим акты, назначено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Оно подчинено Минэкономразвития, а функции агентства сформулированы в президентском Указе №724 от 12 мая 2008 года.
Самовольная перепланировка квартиры: последствия
За самовольно проведенную перепланировку помещения предусмотрена административная ответственность, согласно нормам действующего законодательства.
При обнаружении самовольно переустроенной перепланировки, муниципальные органы должны назначить срок, в течение которого помещение следует вернуть в прежнее состояние. Данные действия поручаются либо собственнику жилой недвижимости, либо съемщику жилья, проживающему в помещении по договору социального найма.
Обратившись в судебную инстанцию, собственник самовольно переустроенного жилья или съемщик, может опротестовать решение муниципальных органов и настоять на сохранении изменений в планировке.
Суд может разрешить сохранение новой планировки, если проведенное переустройство помещения не привело к нарушению прав других граждан, не несет в себе угрозы их здоровью и жизни.
Если ответственная сторона, на которую была возложена обязанность по возращению жилого помещения в прежнее состояние, не справилась с задачей в отведенный срок, муниципальный орган вправе подать судебный иск.
В результате судебного разбирательства могут быть приняты следующие решения:
- Если самовольную перепланировку осуществил домовладелец, происходит продажа жилого помещения на открытых торгах с возмещением стоимости реализованного имущества его бывшему собственнику. Из компенсации вычитается сумма, которая потребуется для выполнения судебного решения. Новый собственник обязуется провести переустройство планировки для возвращения помещению его бывшего состояния.
- Если самовольное переустройство помещения осуществил квартиросъемщик, происходит расторжение договора социального найма с квартиросъемщиком. Обязанность по возвращению изначального состояния помещения возлагается на владельца недвижимости. Если домовладелец не выполнил свои обязательства, помещение будет продано на открытом аукционе с последующей выплатой компенсации ее бывшему владельцу.
Какую ответственность несут новые владельцы жилья
Покупатель жилого помещения, в котором было проведено самовольное переустройство его бывшими владельцами, является согласно Жилищному кодексу ответственным за приведение такого жилья в нормальное состояние.
Данное обстоятельство может существенно осложнить положение новых жильцов (как владельцев, так и арендаторов), поскольку вместе с правами собственности, они получают дополнительную ответственность, также предполагающую серьезные денежные затраты на проведения необходимых работ.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, рекомендуется тщательно изучать документы на квартиру перед ее приобретением. Нужно выяснить, не проводилась ли там перепланировка, а если проводилась, то законны ли эти изменения.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Прокуратура Московской области
Понятие реконструкции закреплено в Градостроительном кодексе Российской Федерации и применительно к объектам капитального строительства — зданиям, сооружениям. При реконструкции выполняются работы, в результате которых изменяются параметры самого объекта или его частей, либо производится замена, восстановление несущих строительных конструкций, кроме их отдельных элементов. Таким образом, если работы проводятся в отношении здания (сооружения) или нежилого помещения, которое в нем находится, и в результате меняются параметры такого объекта (или помещения) либо заменяются, восстанавливаются несущие конструкции, то такие работы будут являться реконструкцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, образуют состав административного правонарушения, и влекут наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц. Кроме административного штрафа также возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства, перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет заявление, к которому прикладывает правоустанавливающие документы на жилое помещение, проект переустройства, перепланировки жилого помещения; технический паспорт и иные необходимые документы.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Самовольно переустроившее или перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. В этом случае собственник (наниматель) жилого помещения обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Порча жилых домов, жилых помещений, самовольные переустройство, перепланировка жилых домов (жилых помещений) либо использование их не по назначению является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан (ст. 7.21 КоАП РФ).
Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, жилых помещений лицами, ответственными за их содержание, является административным правонарушением, за которое возможно наложение штрафа на должностных и юридических лиц (7.22 КоАП РФ).
Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
Комментарий к статье 25
Статья дает определение переустройства жилого помещения.
1. В это понятие входит замена, демонтаж или установка инженерного оборудования, которые, как правило, влекут за собой изменение назначения помещений или увеличение нагрузок на общедомовые сети (например, при замене газовых плит на электрические) и другое. Переустройством (переоборудованием) считается также устройство туалетов, ванных и кухонь в квартирах без отделки. Все указанные выше изменения вносятся в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка – это все, что связано со стенами и горизонтальными перекрытиями. При этом изменения, затрагивающие несущие стены, потолки и полы, требуют внесения в технический паспорт жилого помещения.
Из статьи 19 ЖК РФ следует, что технический паспорт жилого помещения – это документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям, то есть санитарным и техническим правилам и нормам.
Из настоящей статьи понятно, что любые перечисленные в ней действия, не требующие изменений в техническом паспорте жилого помещения, не могут рассматриваться как переустройство или перепланировка такого помещения.
Статьей 12 ЖК РФ (п. 10) установлено, что определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений относится к компетенции органов государственной власти РФ.
Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Комментарий к статье 26
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения только тогда не будут считаться самовольными, противоправными, а проведенными с соблюдением требований законодательства, когда будет получено на то согласование с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
К примеру, в городе Москве все полномочия по выдаче разрешений на внутриквартирное переустройство перешли к Мосжилинспекции на основании Постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы”. Инспекторов Мосжилинспекции обязали принять все необходимые документы в режиме “одного окна” и в течение установленного законом времени выдать разрешение на перепланировку (переустройство) помещения или мотивированный отказ.
2. Право выступить с инициативой проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения имеет только собственник или уполномоченное им лицо. Не обладают таким правом наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, если только они не уполномочены собственником на совершение этих действий.
Наниматель жилого помещения, занимающий его по договору социального найма, может быть заявителем в случае, если он уполномочен на представление предусмотренных настоящей статьей документов наймодателем. В соответствии с ГК РФ (ст. 672) договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством, а также к такому договору применяются правила ст. ст. 674, 675, 678, 680 и других статей ГК РФ. Статья 678 ГК РФ указывает на то, что наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
Помимо согласия наймодателя нанимателю переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения потребуется предоставить также согласие всех членов семьи (в том числе временно отсутствующих), занимающих помещение на основании договора социального найма.
Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения (его форма утверждается Правительством РФ), а также документы, исчерпывающий перечень которых дан в настоящей статье, подаются в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Из всех требуемых документов (правоустанавливающие документы на помещение, его технический паспорт и другие), исчерпывающий перечень которых дан в настоящей статье, особым является проект переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Он должен быть подготовлен и оформлен в установленном порядке.
Для того чтобы подготовить проект, нужно обратиться в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление такой деятельности. Лучше всего, конечно, сходить в ДЕЗ или управляющую компанию и узнать, кто делал проект дома, в котором находится переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение. Дело в том, что проект перепланировки (переустройства) лучше всего заказывать в той же самой проектирующей организации, поскольку ее специалистам известны все слабые места этого дома и им будет проще получить все необходимые согласования. Затем заключается договор между организацией-проектировщиком и собственником либо иным уполномоченным им лицом переустраиваемого (перепланируемого) помещения. В договоре необходимо указать пункт о том, что все необходимые согласования проектировщик получает сам, иначе собственнику помещения либо уполномоченному им лицу нужно будет лично получать их в Мосгорэкспертизе.
По проекту выполняются следующие работы.
– устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках (когда помещения объединяются по горизонтали);
– устройство проемов в перекрытиях (когда помещения объединяются по вертикали);
– установка внутренних лестниц;
– устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен;
– изменение конструкций полов (с увеличением нагрузок);
– изменение формы оконных и наружных проемов;
– ликвидация оконных и наружных дверных проемов;
– устройство оконных и наружных дверных проемов;
– изменение входов в здание;
– устройство входов в здание;
– пристройка тамбуров входов;
– ликвидация балконов, тамбуров, козырьков;
– изменение формы балконов, лоджий, тамбуров и козырьков;
– остекление лоджий и балконов;
– замена столярных элементов фасада;
– изменение материалов и пластики внешних конструкций;
– объединение лоджий (балконов) с внутренними помещениями (при наличии разрешения Москомархитектуры);
– другие работы, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
– замена технологического, инженерного и сантехнического оборудования (под новое функциональное назначение помещения);
– устройство туалетов, ванных комнат, кухонь;
– перестановка нагревательных (отопительных) сантехнических и газовых приборов (кроме переноса радиаторов в застекленные лоджии и на балконы);
– установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
– замена и (или) установка дополнительного инженерного оборудования, увеличивающая энерго-, водопотребление, с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (за исключением устройства полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления);
– установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн и других);
– другие работы, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Собственнику переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, которое находится в доме, являющемся памятником архитектуры, истории и культуры, нужно предоставить в орган, осуществляющий согласование, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры.
3. ЖК РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки. Таким образом, местное законодательство не может устанавливать свои правила, вносить в этот перечень изменения и требовать от заявителя предоставления каких-либо других документов.
В подтверждение принятия документов у заявителя орган, осуществляющий согласование, выдает ему расписку с перечнем принятых документов. В такой расписке обычно указывается дата не только получения вышеупомянутым органом представленных документов, но и получения согласования.
4. Не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов должно быть принято решение о согласовании или об отказе в согласовании.
5. При положительном решении заявитель не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения получает соответствующий документ, форму которого устанавливает Правительство РФ. Если заявитель не явился лично для получения указанного документа, орган местного самоуправления, осуществляющий согласование, направляет документ в день предполагаемого получения заявителем документов по адресу, указанному в заявлении.
6. Документ, выдаваемый органом, осуществляющим согласование, на основании принятого решения о согласовании, служит юридическим основанием для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.
Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Комментарий к статье 27
1. Не позднее 45 календарных дней может быть принято решение и об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Такой отказ должен быть мотивированным, тем более что настоящий Кодекс определяет исчерпывающий перечень оснований отказа в согласовании. Отказано заявителю в согласовании может быть только в трех случаях. Указанные в настоящей статье ЖК РФ основания отказа не могут быть изменены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Причины отказа толкуются довольно-таки широко, поэтому, несмотря на то что их всего три, орган, осуществляющий согласование, может отказать заявителю по многим причинам, которые прямо не указаны в статье, но подразумеваются (смотрите также комментарий к статье 24 настоящего Кодекса). Например, такое основание для отказа в согласовании, как несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, уже дает основание полагать, что это будет основная причина отказа в согласовании. Дело в том, что большинство субъектов РФ принимало свои нормативные правовые акты, регулирующие проведение переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, которые также должны учитываться при составлении проекта. Однако настоящий Кодекс все же возлагает все полномочия относительно регулирования вопросов перепланировки и (или) переустройства на органы государственной власти РФ, поэтому смеем надеяться, что будут приняты законы на федеральном уровне, устанавливающие единые правила для всей России.
2. Решение об отказе в согласовании представляет собой определенный письменный документ, форма которого может утверждаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку ЖК РФ не акцентирует внимание на форме такого решения. Однако обязательным условием содержания такого документа, какой бы формы оно ни было, являются указание на основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и ссылка на нарушения, предусмотренные настоящей статьей.
3. Не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения об отказе в согласовании орган местного самоуправления выдает такое решение лично заявителю или уполномоченному им лицу либо отправляет по адресу, указанному в заявлении, в случае, если заявитель не явился.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке по общим правилам процессуального законодательства РФ.
Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Комментарий к статье 28
1. Когда работы по переустройству и (или) перепланировке закончены, наступает стадия приема объекта. Создается комиссия (требования к составу которой могут регулироваться нормативными правовыми актами как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления), которая подписывает соответствующий акт.
В состав этой комиссии обычно входят представители:
– муниципального органа (районной управы);
Если все в порядке, комиссия зафиксирует это в соответствующем документе – акте приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии является подтверждением завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
2. На основании акта приемочной комиссии будут внесены изменения в технический паспорт БТИ по данному жилому помещению. Такой акт направляется в организацию по учету объектов недвижимого имущества органом, осуществляющим согласование, в сроки и в порядке, не установленные настоящим Кодексом.
Сроки могут быть установлены и на уровне законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Хотя юридическим основанием завершения переустройства и (или) перепланировки является акт приемочной комиссии, на практике лишь после того, как будут внесены изменения о проведенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения в документы органов по учету и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, перепланировку и (или) переустройство жилого помещения можно считать окончательно завершенным.
Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения
Комментарий к статье 29
1. Если переустройство и (или) перепланировка жилого помещения были проведены собственником такого помещения или уполномоченным им лицом при отсутствии согласования – документа, выдаваемого органом местного самоуправления, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, подтверждающим положительное решение такого органа о согласовании, или работы по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения были проведены в нарушение проекта, предоставляемого собственником переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения либо уполномоченным им лицом для согласования, то проведенные переустройство и (или) перепланировка считаются самовольными.
2. При определении мер ответственности для лица, которое самовольно переустроило и (или) перепланировало жилое помещение, ЖК РФ делает ссылку практически на все законодательство, предусматривающее ответственность за указанные действия.
В частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает следующую ответственность за:
– самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений (п. 1 ст. 7.21) – предупреждение или наложение административного штрафа от 10 до 15 МРОТ;
– самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах (п. 2 ст. 7.21) – административный штраф от 20 до 25 МРОТ;
– самоуправство (ст. 19.1) – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ;
– нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.
3. ЖК РФ также устанавливает ответственность для лица, осуществившего самовольную перепланировку и (или) переустройство жилого помещения.
Настоящий Кодекс обязывает лицо, совершившее указанное правонарушение, а именно собственника жилого помещения или нанимателя, занимающего помещение по договору социального найма, привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом местного самоуправления, осуществляющим согласование.
4. Собственник самовольно переустроенного и (или) перепланируемого жилого помещения или наниматель, занимающий такое помещение по договору социального найма, может сохранить свое жилое помещение в переустроенном и (или) перепланируемом состоянии лишь на основании решения суда. Это серьезно осложняет дело. К примеру, ранее в городе Москве на основании закона города, особенно если самовольное переустройство (перепланировка) было сделано предыдущими нанимателями (по договору социального найма), можно было его легализовать и власти должны были этому содействовать.
Теперь для сохранения самовольного переустройства (перепланировки) помещения его собственнику (нанимателю по договору социального найма) нужно подать в суд по месту нахождения такого помещения исковое требование по общим правилам гражданского судопроизводства. При этом, если проведенным переустройством и (или) перепланировкой не нарушаются права и законные интересы граждан либо этим не создается угроза их жизни или здоровью, суд вправе принять решение о сохранении проведенного переустройства и (или) перепланировки.
5. Если же собственника (нанимателя по договору социального найма) обязали-таки привести помещение в прежнее состояние, а он не выполняет вынесенные требования, исковое требование к такому собственнику в суд подает орган, который осуществляет согласование. Суд вправе принять решение:
– о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику средств, полученных от продажи, за вычетом расходов на исполнение судебного решения и обязав нового собственника привести помещение в прежнее состояние;
– расторжении с нанимателем договора социального найма и возложении на собственника помещения (наймодателя) обязанности привести помещение в прежнее состояние.
6. Для нового собственника самовольно переустроенного и (или) перепланируемого жилого помещения и для собственника, который является наймодателем такого помещения, устанавливается новый срок для приведения помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов. В отношении частного собственника это справедливо. Однако как будут применяться на практике указанные положения в отношении собственников-наймодателей, которыми могут быть государство или муниципалитет?
Большая разница: перепланировка, переустройство или реконструкция?
На первый взгляд, между всеми этими понятиями особой разницы нет. Но это только на первый. На самом деле процессы разные. И почти все они требуют разрешений и согласований с заинтересованными службами. Давайте посмотрим на работы внимательнее, пойдем от самого простого к сложному.
Ремонт
Ремонт квартиры или дома подразумевает проведение внутренних или внешних строительных и отделочных работ без изменения конфигурации помещения и его инженерных систем. Вы можете изменить цвет и материал покрытия стен, пола и потолка. Заменить сантехнические изделия и электрические приборы. Поменять двери и окна на новые.
Ремонтом считаются работы, которые не вносят изменений в план квартиры. Например, вы можете сменить деревянные окна на пластиковые или поменять старую модель унитаза. Но поставить новый унитаз необходимо на то же самое место, где стоял старый. Перенос его на другое место — уже переустройство, а его проведение уже требует разрешений и согласований.
Переустройство
Переустройство — процесс, в результате которого вносятся изменения в инженерные сети дома или квартиры. Инженерными считаются газовые и электрические сети, система водоснабжения, канализации и вентиляции.
Например, перенос кухонной мойки из одного угла кухни в другой, с прокладкой дополнительных водопроводных и канализационных труб считается переустройством, прокладка дополнительного кабеля для установки еще одной розетки в комнате — тоже. Вроде бы несложная работа, которую часто делают во время косметического ремонта, но и это изменение электрической сети необходимо согласовать.
Согласовывать переустройство нужно у профильной службы (например, перенос газовой плиты — в районной газоснабжающей организации), а все изменения должны быть внесены в план квартиры и утверждены в БТИ.
Перепланировка
Перепланировка — это изменение конфигурации помещения. Полный или частичный демонтаж стен и перегородок и возведение новых, добавление или ликвидация оконных и дверных проёмов, изменение их размеров. Можно даже переносить несущие конструкции или изменять их конфигурацию.
Так, если вы хотите объединить кухню с гостиной, прорубив дополнительный дверной проем в стене между ними, — это классическая перепланировка. Превращение открытой лоджии в теплое жилое помещение — тоже.
Перед тем, как проводить перепланировку, проект будущих изменений обязательно надо согласовать в органах местного самоуправления. О том, какие документы вам потребуются, как и где их согласовывать — читайте в специальном материале.
Реконструкция
Реконструкцией принято называть изменение технических характеристик и общих параметров объекта. Она предполагает изменение этажности дома, сооружение надстроек и пристроек, изменение инженерных систем. Несущие конструкции во время реконструкции можно восстанавливать и ремонтировать, но не заменять.
Реконструкция — более широкое понятие, чем перепланировка, хотя эти два термина часто путают. Процесс реконструкции может включать в себя и перепланировку, и переустройство, и ремонт. Естественно, для проведения реконструкции до ее начала нужно рассчитать и утвердить проект, а после — согласовать и утвердить во всех инстанциях внесенные изменения.
Чем отличается реконструкция от перепланировки
- При реконструкции можно менять конфигурацию помещения, добавляя какие-то площади (пристройки, этажи, дополнительные комнаты). Перепланировка же проводится в рамках исходной имеющейся площади, которая остается неизменной
- Во время реконструкции можно работать и с фундаментом (если вы проводите реконструкцию частного дома), и с фасадом. Например, утеплить его или сделать вентилируемым. Перепланировка же касается работ только внутри помещения
- Реконструкция не затрагивает изменение несущих конструкций здания. Задача реконструкции — восстановить изношенные части здания, вернуть несущим элементам первоначальные проектные параметры. Например: когда-то в несущей стене прорубили дверной проем, сделали перепланировку. Позже этот дверной проем заложили кирпичом или залили бетоном так, что исходные свойства несущей стены были восстановлены. Это уже реконструкция
- Реконструкция в большинстве случаев подразумевает полную или частичную замену инженерных сетей. Перепланировка может и не затрагивать эти коммуникации
Если проще: допустим, вы желаете добавить второй этаж или жилую мансарду к своему одноэтажному коттеджу — это реконструкция. А если хотите из одной большой комнаты сделать две, соорудив перегородку — это перепланировка. А если собираетесь протянуть после перепланировки дополнительные электрические кабели во вторую комнату для розеток и люстры — переустройство.
Нормативная база
Жилищный кодекс РФ – один из основных документов, регламентирующих реконструкцию и переустройство. Особое внимание стоит обратить на 4 главу. Там всего 5 статей, в которых подробно описано, как подать заявление на перепланировку, почему могут отказать, и к чему приведет нарушение данных законов.
Также обратите внимание на ФЗ РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009. В нем, как в Яндексе, найдется все: от требований пожарной безопасности до качества воздуха и микроклимата.
246 статья ГК РФ и 6 глава ЖК РФ напомнят, что распоряжаться имуществом, находящимся в долевой собственности, можно только с согласия всех владельцев. Поэтому покрасить фасад дома в розовый получится только в мечтах или во сне. Общее имущество, как-никак.
Как получить согласие на реконструкцию/перепланировку?
Чтобы сделать реконструкцию или переустройство, ваши намерения сперва придется согласовать с органом местного самоуправления. Документов совсем немного, поэтому мороки с их сбором быть не должно. Итак, приготовьте следующие бумаги:
1. Заявление по утвержденной форме
2. Правоустанавливающие документы на жилое помещение
3. Готовый и оформленный в установленном порядке проект реконструкции или перепланировки
4. Технический паспорт жилого помещения
*5. Согласие в письменной форме всех членов семьи, которые занимают жилое помещение (если вы не собственник)
*6. Специальное разрешение на реконструкцию или перепланировку (если жилое помещение или дом являются памятниками истории, архитектуры или культуры)
Решение, быть в квартире объединенному санузлу или нет, примут в течение 45 дней. На то, чтобы получить соответствующий документ, уйдет еще 3 рабочих дня. И, наконец, согласие на перепланировку у вас в руках!
Как узаконить самовольную реконструкцию/перепланировку?
Что предпринять, если вы все-таки изменили планировку самовольно (настоятельно не рекомендуем это делать: велик риск навредить не только себе, но и окружающим)? По закону вы можете обратиться в суд и доказать, что снесенная стена или совмещенный санузел не нарушают права и интересы других граждан, а также не угрожают их жизни и здоровью. Если это соответствует действительности, велика вероятность, что Жилищная инспекция пойдет навстречу.
Теперь, когда вы понимаете разницу между этими вещами, можно смело приступать к изменению жилища. Если меняете самостоятельно, работайте по принципу “семь раз отмерь – один раз отрежь”. Дело серьезное. Но обратиться к инженеру, дизайнеру или архитектору будет проще. Сэкономите время и нервы.
Перепланировка и переустройство жилых помещений
Переустройство (встречается также понятие переоборудование) жилого помещения – установка (возведение), замена или перенос инженерных сетей (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования), санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство (переоборудование) жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных, сантехнических (ванны, мойки, умывальника, унитаза) и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, “джакузи”, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилого помещения – изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (т.е. изменение или возведение архитектурных конструкций). Например, объединение ванной комнаты и туалета будет являться перепланировкой.
При переустройстве все комнаты остаются в старых границах, а при перепланировке – изменяются.
Запрещаются работы, в результате которых ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе, если затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов – изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.
Запрещается затрагивать характеристики здания (несущие стены, перекрытия, балки), изменять фасад и границы смежных помещений, а также присоединять к квартире части общего имущества в многоквартирном доме.
Размещение над жилыми комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2-х уровнях.
Если переустройство (перепланировка) помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие переустройство (перепланировку) помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Чтобы понять подпадают ли действия под термин «перепланировка» – нужно посмотреть в технический паспорт (экспликацию) жилого помещения и убедиться: если меняется расположение помещений, их площадь (за счет переноса и демонтажа перегородок, переноса кухни или санузлов, а также за счет уменьшения площади вспомогательных помещений), изменяется устройство дверных проемов – это перепланировка.
Проект переустройства или перепланировки должен соответствовать требованиям законодательства. Все изменения фиксируются в техническом паспорте объекта.
И переустройство, и перепланировку необходимо согласовывать с органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения (статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации). В каждом муниципальном образовании приняты административные регламенты по приему заявлений и выдаче документов о согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения.
Проект переустройства дополнительно следует согласовать с профильными организациями. Например, для изменения установки газового обогревателя или установки нового газового оборудования необходимы проект газоснабжения квартиры, дома, получение технических условий по присоединению к сетям, согласование с организацией, уполномоченной обслуживать и обследовать дымоходы и т.д. А для переноса электросетей и изменения схем электроснабжения квартиры необходим другой проект – электрооборудования и электроосвещения.
Оформление разрешительной документации не требуется при ремонте помещений, установке или разборке встроенной мебели, шкафов, антресолей, замене (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.
Если жилое помещение передано по договору социального найма, для перепланировки (переустройства) необходимо обратиться за разрешением к наймодателю.
Стоит обратить особое внимание собственников (нанимателей) жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, что существует отдельное понятие «реконструкция», которое подразумевает под собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Выдача разрешений на реконструкцию объектов капитального строительства, проведение осмотров зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений осуществляется органом местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок получения решения о согласовании в перепланировке (переустройстве) жилого помещения
Для проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого (перепланируемого) жилого помещения непосредственно либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru или многофункциональный центр представляет:
- заявление о переустройстве (перепланировке) по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое (перепланируемое) жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства (перепланировки) переустраиваемого (перепланируемого) жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого (перепланируемого) жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое (перепланируемое) жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого (перепланируемого) жилого помещения по договору социального найма);
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов заявителя. В случае представления заявителем документов через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления заявления о переустройстве (перепланировке) через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Полученный документ о согласовании является основанием проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения.
Отказ в согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения допускается в случае:
- непредставления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
- поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (технического паспорта переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, правоустанавливающие документы на жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе). Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить отсутствующий документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
- представления документов в ненадлежащий орган;
- несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В самом решении об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержаться основание отказа.
Решение об отказе в согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Завершение переустройства (перепланировки) жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (БТИ).
Последствия самовольного переустройства (самовольной перепланировки) жилого помещения
Самовольными являются переустройство (перепланировка) жилого помещения, проведенные при отсутствии принятого решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, или с нарушением проекта переустройства (перепланировки), представлявшегося в заявлении.
Собственник (пользователь) жилого помещения, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законодательством ответственность и обязан будет привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном (перепланированном) состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок в установленном органом, осуществляющим согласование (органом местного самоуправления), порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, принимает решение:
- в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
- в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов.
Контроль за осуществлением порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения производит орган местного самоуправления, выдавший решение о согласовании (отказе в согласовании) проведения переустройства и (или) перепланировки такого помещения, надзор за соблюдением требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений производит орган государственного жилищного надзора.
По разъяснениям Верховного суда Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, владельцы помещений, не являющиеся собственниками, а также объединения собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, вправе самостоятельно обращаться в суд с требованиями к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение, в порядке, предусмотренном статьями 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, и такие требования подлежат рассмотрению судами.