Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета тепловой энергии?

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. “Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

24.04.2019 | Мифы ЖКХ: Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.

Суть лжетеории

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).

Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.

Кому принадлежат ОПУ?

Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.

Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество)».

Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.

Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.

А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.

Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.

Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.

Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 – 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

Выводы

В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.

Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.

Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Содержание

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

    оплачивать за потребление ресурса по факту; разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками; фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

    централизованного теплоснабжения; централизованного водоснабжения; централизованного газоснабжения; другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

    мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч; максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч; максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

    для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей; для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 – 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Как установить общедомовой счетчик тепла и сэкономить

Как жильцы без счетчиков переплачивают за тепло

Оплата за тепло в домах, где не установлен общедомовой счетчик тепла, происходит не за количество тепла, которое используется, а по проектным (расчетным) данным.

В проектные данные, как правило, закладывается максимальное потребление тепла на тот или иной дом.

Фактический расход тепла практически всегда ниже проектного (максимального) потребления.

Единственное исключение — очень старые и аварийные дома с изношенными коммуникациями, дома с тонкими стенами и без утеплителя.

Таким образом, жильцы, которые живут в домах без общедомовых счетчиков, платят по максимуму.

Из нашей практики, фактическое потребление тепла примерно в 2 — 2,5 раза ниже проектного.

Переплачивать в 2 раза за тепло, это много.

Но, это еще не все.

В сетях, по которым в ваш дом поступает тепло, возникают разного рода потери.

Нормативные потери

Часть потерь тепла является запланированными (нормативными) потерями.

Тепло, которое путешествует по длинным трубопроводам, к вашему дому, так или иначе, немого охлаждается.

Это и есть нормативные — «нормальные» потери тепла.

За эти потери платят все — жильцы домов с общедомовыми счетчиками и без них.

Вторая часть потерь тепла — не нормативная (не запланированная).

Ненормативные потери

Ненормативные потери, как правило, возникают по вине теплоснабжающей организации.

Причина ненормативных потерь:

  • изношенная или отсутствующая теплоизоляция труб,
  • прорывы труб,
  • износ,
  • устаревшее оборудование,
  • сбои,
  • отсутствие наладки сетей и

другие «косяки» теплоснабжающих организаций.

Теплоснабжающие организации не могут точно отследить причины, место и количество потерь в сетях.

Поэтому, все ненормативные потери тепла перекладывают на жильцов домов без общедомовых счетчиков.

Еще одна проблема, которая возникает в домах без общедомовых счетчиков тепла — качество теплоносителя.

Жильцы домов без общедомовых счетчиков платят за тепло высокого качества, а могут получать тепло более низкого качества.

Если, например, температура теплоносителя ниже обусловленной в договоре, доказать это без счетчика невозможно, поэтому придется оплатить все по полной.

Если в доме установлен общедомовой счетчик тепла, жильцы могут потребовать перерасчета платы за тепло с температурой ниже обусловленной в договоре.

Жильцы в домах без общедомовых счетчиков переплачивают по трем причинам:

  • Оплата за тепло происходит по проектным (максимальным) показателям потребления, которые, как правило, в 2 раза выше фактических.
  • Оплата за ненормативные потери, которые возникают в сетях, как правило перекладывается на дома без общедомовых счетчиков.
  • Дома без счетчиков оплачивают за качество тепла по договору, а по факту могут получать тепло с более низкой температурой. Без счетчика эту переплату возместить нельзя.

Стоимость установки общедомового счетчика тепла

Стоимость установки общедомового счетчика около 180 — 250 тысяч рублей.

Вот каким образом складывается эта стоимость:

  • Разработка и согласование проекта — 50 тысяч рублей
  • Теплосчетчик — 60 тысяч рублей
  • Расходомеры, датчики — 40 тысяч рублей
  • Вспомогательные материалы — 10 тысяч рублей
  • Монтаж — 80 тысяч рублей
  • Сдача в эксплуатацию — 10 тысяч рублей

Планируя установку счетчика тепла необходимо учесть все расходы: проект, оборудование, материалы, монтаж, ремонт, реконструкцию объекта.

Чем выше потребление тепла (расчетная тепловая нагрузка), тем выше затраты на установку общедомового счетчика.

Вместе с тем, чем больше дом, тем меньше стоимость на один квадратный метр жилой площади или на одну квартиру.

Например, стоимость установки общедомового счетчика тепла на небольшой дом (20 квартир) — 200 тысяч рублей.

Соответственно, стоимость на одну квартиру — 10 тысяч рублей.

Стоимость установки счетчика тепла на большой дом (50 квартир) — 300 тысяч рублей.

А на одну квартиру — 6 тысяч рублей.

Отсюда следует — чем больше размер дома, тем выгодней устанавливать общедомовой счетчика тепла и тем быстрей он окупится.

Таким образом, мы плавно переходим к следующей важной теме — кто должен оплачивать установку общедомового счетчика?

Все требования касательно счетчиков установлены в ФЗ №261 об энергосбережении, поэтому, давайте посмотрим на основные разделы этого закона.

Кто должен оплатить установку общедомовых счетчиков

В соответствии с ФЗ №261 «Об энергосбережении» — жильцы (собственники квартир и помещений) должны оплачивать установку общедомового счетчика тепла.

Общедомовой счетчик тепла необходимо было установить до средины 2012 года.

Вот выдержка из ФЗ №261. Статья 13. Часть 5.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.

ФЗ №261. Статья 13. Часть 6.

До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к системам централизованного теплоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если счетчик не установлен, то теплоснабжающая организация может самостоятельно установить общедомовой счетчик тепла и включить расходы на установку в счета за оплату теплоснабжения.

Решение, об установке общедомового счетчика тепла, должно быть принято на общем собрании собственников жилья.

Кто обязан устанавливать общедомовые счетчики

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 4 собственники зданий, домов, квартир должны были установить общедомовые счетчики до начала 2011 года.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 3 требование установить счетчики тепла также касается всех государственных организаций.

До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

На каких объектах на надо устанавливать общедомовой счетчик тепла

В ФЗ №261. Статья 13. Раздел 1 можно узнать на каких объектах не надо устанавливать счетчики:

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.

Энергосервисный контракт как способ не платить за установку счетчика

Общедомовой счетчик тепла можно установить бесплатно.

Вот как это работает.

Энергосервисная компания заключает контракт с ТСЖ или УК, устанавливает общедомовой счетчик тепла за свой счет и передает его в лизинг собственникам дома.

Собственники оплачивает тепловою энергию по счетчику + 80% экономии, которую удалось получить после установки счетчика.

Таким образом, жильцам дома не надо искать сумму на установку счетчика.

Установку оплачивает энергосервисная компания.

Экономия, которая получается после установки общедомового счетчика, делится между собственниками многоквартирного дома и энергосервисной компанией.

После того, как энергосервисная компания вернула сумму начальной инвестиции с небольшой прибылью, счетчик переходит в собственность жильцов.

Вся экономия идет в карман собственников дома.

Давайте посмотрим на пример.

Расходы на оплату тепла до установки общедомового счетчика составляли 500 тысяч рублей.

Расходы на тепло после установки счетчика составляют 450 тысяч рублей.

Экономия 50 тысяч рублей в месяц.

Энергосервисная компания забирает 80% суммы экономии на покрытие расходов установки счетчика — 40 тысяч рублей.

Начальная инвестиция — 300 тысяч рублей

Запланированная прибыль энергосервисной компании — 100 тысяч рублей

Итого, энергосервисная компания должна получить 400 тысяч рублей.

400 тысяч / 40 тысяч = 10 месяцев

10 месяцев необходимо для того, чтобы полностью окупить установку общедомового счетчика.

После того, как расходы на установку счетчика покрыты (в нашем примере 10 месяцев), счетчик переходит в собственность жильцов многоквартирного дома.

Собственники начинают получать полную сумму экономии, которая возникла от установки общедомового счетчика тепла (в нашем примере 40 тысяч рублей в месяц).

Таким образом, с помощью энергосервисного контракта, можно установить общедомовой счетчик тепла бесплатно, быстро окупить его установку и сократить затраты на оплату тепла.

Что необходимо знать перед установкой общедомового счетчика тепла

Перед тем как покупать и устанавливать общедомовой счетчик тепла, необходимо разобраться, какой счетчик вам больше подходит.

Мы советуем обратить внимание на следующие характеристики счетчиков:

  • цена счетчика,
  • стоимость монтажа,
  • надежность,
  • простота обслуживания,
  • технические характеристики.

Существует 4 вида счетчиков тепла:

  • Механические счетчики
  • Ультразвуковые счетчики
  • Электромагнитные счетчики
  • Вихревые счетчики

Далее, мы кратно опишем основные плюсы и минусы всех типов счетчиков, а также посоветуем для каких зданий подходит тот или иной тип счетчика.

Механические счетчики тепла

Механический общедомовой счетчик тепла подойдет для небольшого дома с незначительным потреблением тепла.

Механические счетчики просты в обслуживании и неприхотливы к окружающей среде.

Это самый бюджетный вариант.

Механический счетчик подойдет для частного сектора или небольшого многоквартирного дома.

Вместе со счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей, железных частиц, окалины.

Если вода достаточно грязная, фильтр будет необходимо часто менять.

За этим надо следить.

Если фильтр засорится, напор горячей воды и тепла может сократиться в несколько раз.

Ультразвуковые теплосчетчики

Ультразвуковые счетчики можно устанавливать только в новых домах, с новыми системами и коммуникации.

Принцип работы ультразвукового счетчика основывается на прохождении ультразвукового сигнала через воду.

Вода должна быть без примесей и посторонних частиц.

Трубопроводы должны быть без отложений и ржавчины.

В иных условиях ультразвуковой счетчик будет работать не правильно, давать сбои и завышать потребление тепла.

В связи с высокой чувствительностью и плохим качеством воды в наших трубопроводах, ультразвуковые счетчики тепла выходят из строя чаще других.

Электромагнитный общедомовой счетчик тепла

Электромагнитные счетчики нуждаются в качественном обслуживании и монтаже,

Обслуживание и монтаж очень важны, так как принцип работы электромагнитного счетчика основывается на измерении малых токов, которые возникают при прохождении жидкости через магнитное поле.

Без продолжительного ухода, электромагнитный счетчик покрывается внутри налетом, что значительно искажает и завышает показатели потребления тепла.

Также, важно, чтобы вода была без железных примесей и частиц, иначе показатели электромагнитного счетчика могут быть искажены.

Несмотря на некоторые минусы, электромагнитный счетчик это один из лучших вариантов для зданий и многоквартирных домов с высоким потреблением тепла.

Вихревые счетчики тепловой энергии

Вихревые счетчики также достаточно популярны.

Для установки вихревого счетчика требуется прямой участок трубы.

Участок трубы может быть вертикальным или горизонтальным.

Принцип работы вихревого счетчика базируется на измерении вихрей, которые возникают после прохождении воды через препятствие.

Перед вихревым счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей.

После очистки воды, счетчик будет вести достаточно качественный и точный учет.

Вихревой общедомовой счетчик тепла чувствительный к грязи и примесям в воде, но менее чувствительный к железу.

Железные частицы на вихревой счетчик практически не влияют.

Покупка и монтаж общедомового теплосчетчика

Перед покупкой, мы рекомендуем обратиться в компанию, которая специализируется на монтаже и обслуживании счетчиков.

Специалисты смогут лучше

  • оценить все технические требования вашего здания,
  • подобрать и порекомендовать оптимальный счетчик,
  • разработать проект, установить общедомовой счетчик тепла, а в будущем, возможно и обслуживать его.

Общедомовой счетчик тепла — другие полезные фишки

Современные счетчики также ведут учет расхода горячей воды.

У некоторых моделей есть очень полезная функции — при понижении температуры ниже 40 С, горячая вода учитывается как холодная.

Существуют счетчики с радиоинтерфейсом, что позволяет передавать данные на расстоянии.

Также, радиоинтерфейс позволяет следить за исправностью счетчика на расстоянии. и в случае возникновения неполадок оперативно их устранять.

Как установить общедомовой счетчик тепла и сократить затраты на отопление

Сам по себе счетчик тепло не экономит.

Он лишь правильно считает потребление тепла вашим домом.

Если у вас более-менее новый дом (не старше 15-20 лет) — поздравляем, сразу после установки общедомового счетчика тепла вы будите платить меньше.

Если дом не новый, счетчик не только не сократит ваши расходы, но и может увеличить ваше затраты на тепловую энергию.

Поэтому, мы рекомендуем:

  1. Провести энергетическое обследование здания и системы отопления,
  2. Устранить все проблемы и утечки, выявленные во время энергоаудита.
  3. Дополнительно утеплить здание.

Начинать необходимо с энергетического обследования.

Энергообследование поможет вам выявить все проблемы и утечки, и сфокусировать ваше внимание и финансы на их устранение.

После того, как самые острые проблемы устранены, стоит утеплить ваше здания.

Старые здания, особенно построенные в советское время, теряют очень много тепла.

В советское время никто не беспокоился об энергоэффективности.

Дешевых ресурсов было много.

Можно было отапливать улицу.

Сейчас газ, уголь и, как результат, тепловая энергия стоят дорого.

помогут вам значительно сократить потребление тепла.

Срок службы и поверка общедомовых счетчиков тепла

Срок службы счетчика тепла колеблется от 10 до 14 лет.

Межповерочный интервал — 4 года.

Мы рекомендуем регулярно проводить диагностику, обслуживание и поверку общедомового счетчика тепла.

Без регулярного техобслуживание и поверки, счетчик будет работать не корректно, данные могут быть искажены, как правило, в большую сторону, а вы будите переплачивать за тепло.

Общедомовые счетчики тепла: кто должен устанавливать?

Главная » ЖКХ » Общедомовые счетчики тепла: кто должен устанавливать?

Общедомовые домовые приборы учета тепла

Общедомовой прибор учета тепла позволит пользователю сократить сумму коммунальных платежей за отопление жилого помещения. Однако в России не торопятся оборудовать многоквартирные дома подобными счетчиками. Прежде всего, это связано с большими затратами.

В 2009 году Правительством Российской Федерации было принято решение об оборудовании многоквартирных домов специальными приборами учета тепла. Однако вступило оно в силу в 2012 году. Но крупных продвижений со стороны управляющих компаний по установке подобного оборудования до сих пор нет.

Правило регламентировано Федеральным законом Российской Федерации N261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009. Обратите внимание, что в этот нормативно-правовой акт планируется внести поправки в 2018 году, которые вступят в силу в 2019 году.

Федеральный закон не обязывает всех собственников, управляющих компаний оборудовать многоквартирные дома приборами учета тепла, а всего лишь рекомендует установить их. Наверное, поэтому УК неохотно производят обслуживание.

Решение об установке прибора учета тепла принимают собственники многоквартирного дома на общем собрании путем голосования. Оно принимается при наличии большинства голосов «за».

Раньше потребление тепловой энергии было безучетным. Плата за пользование – это фиксированная сумма, устанавливаемая в каждом регионе. Приборы учета тепла позволят сэкономить на коммунальных платежах.

Расчет суммы коммунального платежа зависит от тарифа, принятого в регионе, и общей площади жилого помещения. Например, если собственник владеет квартирой площадью 42 м2, а тариф по области равен 50 рублей, то ежемесячно он обязан уплатить сумму, равную 2100 рублей.

Законодательство РФ не обязывает устанавливать индивидуальные приборы учета тепла. Нет нормативно-правовой документации, которая регламентирует правила исчисления суммы платежа согласно счетчику. Будем надеяться на то, что в скором времени правительство обяжет поставляющие тепло компании взимать плату только за фактически потребленную энергию.

Куда обращаться, если управляющая компания бездействует, читайте тут.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Индивидуальный или общедомовой прибор учета тепловой энергии позволит определить фактическое потребление ресурса пользователями. Собственники квартир не будут платить за тепло, которое им не поставлено. К сожалению, множество отопительных организаций не соблюдают общеустановленные нормативы, в связи с чем в квартирах жильцов холодно.

Важно! Счетчик позволит доказать нарушение со стороны поставляющей тепло компании и не платить за неполученную энергию.

Сумма коммунальных платежей в отношении отопления зависит от двух важных факторов:

  • тариф в конкретном регионе страны поставляющей услугу компании;
  • объем потребления услуги.

Сейчас подразумевается, что абонент получает услугу в полном объеме, так как отапливается жилая площадь полностью. Поставляемую температуру измерить невозможно, поэтому при определении платежа этот факт не учитывается и принимается за единицу.

Ежегодно тарифы на тепло увеличиваются. Правило на изменение цен регламентировано действующим Российским Законодательством. Это связано с инфляцией. Пользователь никак не сможет повилять на ценообразование в своем регионе. Однако сэкономить на оплате тепла можно с помощью установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

В целом оборудование дома специальным счетчиком позволит пользователям:

  • вносить плату только за фактически полученное тепло;
  • определить происхождение убытков и разграничить их между участниками теплообмена;
  • своевременно фиксировать нарушения со стороны поставляющей услугу компании в отношении соблюдения установленных нормативов.

Без специального прибора учета тепловой энергии пользователи никогда не узнают об объеме фактически поставляемой энергии.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Установка ОДПУ в многоквартирных домах

Установка специального прибора учета тепла для многоквартирного дома – процедура трудоемка и затратная. Для оборудования одного многоквартирного жилища численностью около 100 помещений жилого назначения, площадью каждого до 60 м2 будет стоить от 50000 до 500000 тысяч рублей. Разница в ценообразовании зависит от вида оборудования, монтажа, территориального предназначения, а также от конкретного объема дома.

Оплата установки общедомового счетчика ложится на плечи жителей дома. Однако если управляющая компания взимает средства на осуществление капитального ремонта, то оборудовать дом можно согласно этой программе.

Если средств недостаточно, можно собрать общее собрание и путем голосования определить возможность организации внеочередного сбора средств на конкретные нужды. Не всегда жильцы понимают, на что идут их деньги, поэтому прежде чем проводить голосование, необходимо объяснить все плюсы и минусы установки счетчика.

После принятия решения жильцами управляющая компания находит компанию, которая предоставит оборудование и установит его. Некоторые организации предоставляют услугу в рассрочку с условием проведения ежегодного обслуживания.

Важно! Управляющая компания от имени всех собственников заключает договор об обслуживании конкретного дома.

Кто должен устанавливать ОДПУ

Управляющая компания имеет право самостоятельно принять решение о возможности установки прибора учета тепловой энергии. Об этом она уведомляет собственников в установленные сроки. Если жители не согласны, они имеют право опротестовать решение УК.

Если УК не соблюдает сроки оповещения собственников, ее ждет ответственность в виде штрафных санкций. Но факт прежде необходимо доказать в судебном порядке.

Если собственники самостоятельно оборудовали свои квартиры индивидуальными приборами учета тепла, встает вопрос, зачем нужен общедомовой счетчик. Индивидуальное оборудование не дает четких показаний. Крупнокалиберный прибор позволит получать максимально верную информацию. Если поставляющая компания отклоняется от нормы хотя бы на один градус, факт фиксируется в специальной документации. Нет необходимости вызывать специальную комиссию для отражения нарушения.

Учтите! Собственники квартир многоквартирного дома при установке общедомового прибора учета тепловой энергии получают возможность:

  • определять соответствие фактического значения поставки услуги нормативам, принятым в конкретном регионе;
  • отражать факт нарушения;
  • определять вид нарушения, а также виновного в утечке тепла;
  • устранять риск потери части водного ресурса от водопоставляющей компании;
  • претендовать на получение компенсации за потери, некачественно поставленную услугу;
  • перейти на оплату услуги по фактическим показателям;
  • снизить стоимость коммунальных услуг.

Федеральный закон Российской Федерации N261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 определяет круг лиц, кто обязан оплачивать установку общедомового счетчика. Это сами собственники.

Однако если они ежемесячно вносят сумму на капитальный ремонт здания, управляющая компания имеет возможность провести работы за счет накопленных средств жильцов.

Фирма, осуществляющая монтаж приборов учета тепловой энергии имеет возможность предоставить рассрочку сроком на два месяца. В таком случае придется именно с ней заключить договор на обслуживание дома.

Управляющие компании имеют право взимать средства на установку общедомовых счетчиков. При этом средства, предназначенные для капитального ремонта, не расходуются.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец требования о предоставлении информации о начислении коммунальных услуг по общедомовым приборам учета:

Нужно ли проводить общее собрание

Перед проведением оборудования дома общедомовым прибором учета тепловой энергии в обязательном порядке проводится собрание. Управляющая компания обязана в установленные законом сроки оповестить собственников квартир о намерении произвести монтаж нового оборудования. Правило связано с затратами. Ведь все расходы ложатся на плечи собственников. Только они решают, за что им платить, а за что – нет.

Решение управляющей компании может быть оспорено путем голосования. Однако если УК намеревается произвести установку счетчиков, значит, средства на осуществление работ есть. Собственникам только нужно согласиться.

Если управляющая компания не желает проводить установку оборудования, жители дома имеют право самостоятельно принять решение об оборудовании многоквартирного дома. На собрании следует определить, из какого фонда будут направлены денежные средства на осуществление работ.

Денежные средства можно собрать в определенном размере с каждого собственника. Вносить их можно по частям, за три раза. Многие компании, монтирующие приборы учета, предоставляют рассрочку сроком на два месяца, поэтому возможность частичного внесения денег предусмотрена.

Запомните! Если не удается сразу собрать необходимую сумму, можно оформить услуг в кредит. При этом процентная ставка устанавливается Центральным банком России.

После принятия решения обязанность по поиску компании, которая будет монтировать оборудование, ложится на плечи управляющей компании. Однако она обязана предоставить список возможных поставщиков с подробным прайс-листом жителям для ознакомления. Собственники имеют право выбрать ту организацию, которая, по их мнению, подходит.

Каким образом расплачиваются собственники за установку

Оплатить установку общедомового счетчика можно из собственных средств жильцов или из фонда, предназначенного для осуществления капитального ремонта.

Если жители решили самостоятельно вносить оплату, предоставляется возможность выбрать способы:

  • единоразовая оплата стоимости оборудования, а также произведенных работ;
  • внесение оплаты по частям в течение трех месяцев с использованием возможности рассрочки;
  • внесение оплаты по частям в течение пяти лет с возможностью использования кредита (при этом процентная ставка по займу устанавливается минимальная, на основании предоставленных данных Центральным банком России).

Решение о возможности оплаты и о выборе компании, осуществляющей работы по установке оборудования, принимают собственники жилья на общем собрании путем проведения голосования.

Посмотрите видео. Кто обязан оплачивать установку общедомовых счетчиков:

Если собственники отказываются платить

Если решение об установке общедомового прибора учета тепловой энергии принято на общем собрании путем голосования, то оборудование устанавливается. Расходы возмещают жильцы. Случается так, что некоторые жители не согласны с решением. В этом случае счетчик устанавливается, а доля, подлежащая внесению, с несогласного списывается в принудительном порядке.

Управляющая компания самостоятельно не имеет права установить оборудование без согласия жильцов. В настоящее время установка счетчика на основании Федерального закона N261 носит рекомендательный характер. Поэтому если жильцы не желают оборудовать дом прибором учета, то производить монтаж, а также взимать средства никто не имеет права.

Почему работы по установке не могут проводиться за счет средств текущего ремонта

Работы по установке прибора учета тепловой энергии невозможно оплатить из бюджета, сформированного на текущий ремонт. Средства направляются на решение ежегодных проблем дома, поэтому уменьшение фонда может спровоцировать неосуществление некоторых плановых работ, что является поводом для возникновения административной ответственности.

Установка общедомовых приборов тепла может проводиться за счет средств капитального ремонта. Правило отражено в действующем законодательстве РФ.

Жители имеют право направить средства, предназначенные для осуществления текущего ремонта, на оборудование дома счетчиками тепла только на основании проведенного голосования. При этом придется отказаться от выполнения некоторых ежегодных работ.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец искового заявления для потребителей, не оплативших суммы, начисленные за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета:

Порядок установки прибора

Порядок установки прибора учета тепловой энергии следующий:

  • определение возможности установки оборудования на общем собрании;
  • поручение управляющей компании приобретения специального счетчика тепла;
  • согласование с УК выбора компании, осуществляющей монтаж оборудования;
  • установка и опломбирование счетчика.

Компания, поставляющая тепло, имеет возможность самостоятельно монтировать и предоставить прибор учета тепловой энергии.

Когда происходит ввод ОДПУ в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии происходит с его опломбированием. Для этого приглашаются сотрудники поставляющей тепло организации, которые устанавливают специальную пломбу.

При этом составляется специальный акт. Информация заносится в диспетчерские документы. На следующий месяц после регистрации данных пользователи имеют право уплачивать коммунальную услугу согласно показаниям счетчика.

Общедомовой прибор учета – выгоды для многоквартирного дома

Важно! Установка общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме имеет множество плюсов:

  • собственники сокращают сумму коммунальных платежей;
  • имеется возможность своевременно фиксировать нарушение в отношении поставки тепла;
  • исключается риск потери тепловой энергии;
  • исключается риск потери горячего водоснабжения;
  • определение фактического потребления тепловой энергии;
  • определение причин допущения нарушений, а также виновников;
  • своевременное обнаружение и устранение недостатков.

Все абоненты, которые установили в доме прибор учета тепловой энергии, вносят оплату только за фактически потребленный ресурс.

Посмотрите видео. Все нюансы установки и оплаты общедомовых приборов учета:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 () 322-73-27

Москва, Московская область

8 () 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.

Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования – единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2022 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

Ссылка на основную публикацию