Признание жилья непригодным для проживания

Признание квартиры непригодной для проживания

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Для того, чтобы перевести свое жилье в разряд непригодных, необходимо обратиться с заявлением (приложив пакет документов на недвижимость) в администрацию района о создании специальной комиссии, которая займется оценкой условий конкретного жилья, претендующего на такой статус. Решение может быть обжаловано в судебном порядке. После признания жилья непригодным, собственник имеет право на получение компенсации или другого жилища.

Основные признаки жилья, непригодного для проживания

В нашей стране «квартирный вопрос» стоит достаточно остро, многие люди проживают в аварийных жилых помещениях долгие годы, при этом они имеют право на достойное жилье, которое могут получить, только доказав непригодность своей квартиры для проживания.

Признаки непригодного жилья:

  • Значения санитарных и эпидемиологических показателей имеют существенные завышения (вибрации, шум, скопление химических и биологических веществ в воздухе).
  • Само строение находится на территории, подверженной сходам снежных лавин, селевым потокам, паводкам, землетрясениям и т.д. Только в том случае, если нельзя препятствовать природным явлениям. Такие дома со временем разрушаются и становятся опасными для проживания людей.
  • Слишком близко находятся линии электропередач, при этом они должны создавать на высоте не менее 1,5 м от земли напряженность электрического поля 50 Гц более 1 кВ/м.
  • Здание имеет повреждения вследствие различных аварий, пожаров, техногенных катастроф.
  • Под окнами квартиры находится автомобильная магистраль, из-за которой завышен уровень шума. Если при этом не представляется возможным снизить его показатель при помощи специальных ограждений.

Вышеописанные факторы отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье, проживающих в таком жилье людей, они вызывают различные заболевания от мигрени до раковых болезней. В тоже время нельзя считать жилье непригодным, если отсутствует мусоропровод, централизованное водоснабжение.

Анисимова Валентина Петровна длительное время проживала в квартире на двадцатом этаже многоквартирного дома, в один из морозных дней, поскользнувшись, она упала и сломала левую ногу. С этого момента могла передвигаться только на костылях, но в доме, где она живет, отсутствовал лифт, и она лишилась возможности выходить на улицу. Валентина Петровна решила написать заявление в администрацию своего района, в котором просила признать ее жилье непригодным для проживания, так как отсутствует лифт и поэтому она не может спускаться на улицу самостоятельно.

В течение 30 дней из администрации пришел ответ, в котором ей отказали в ходатайстве по созыве межведомственной комиссии, так как отсутствие лифта в многоэтажном доме не является основанием для признания его непригодным для проживания.

Анисимова на время болезни переехала к своей дочери, которая проживает по соседству на первом этаже многоквартирного дома.

Порядок признания квартиры непригодной для проживания

Жилье может быть признано непригодным только специально созданной комиссией, однако, в случае несогласия с ее решением собственник имеет право обраться в суд (обжаловать).

Административный порядок

Для того, чтобы жилье признали непригодным, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором нужно ходатайствовать о создании межведомственной комиссии с целью установления непригодности жилья для дальнейшего проживания.

В течение 30 суток с момента подачи такого ходатайства, администрацией должен быть инициирован сбор комиссии, о чем самого заявителя уведомляют в письменном виде. Если по истечении ответ не получен, то он имеет право пожаловаться на бездействие в прокуратуру района или суд.

По такому заявлению комиссия проводит исследование жилья с целью установления его непригодности для проживания. По результатам выносится одно из следующих решений:

  • о необходимости проведения капитального ремонта или иных изменений в конструкции квартиры с целью снижения уровня отрицательных факторов;
  • о признании непригодным для последующего проживания в таком жилище людей;
  • о том, что дом является аварийным, который необходимо отремонтировать или снести;
  • о необходимости дальнейшего исследования квартиры.

Заключение оформляется в установленной форме, изготавливается в трех экземплярах, один из которых в течение пяти дней с момента его вынесения отправляется заявителю и собственнику.

Судебный порядок

Данный порядок применяется после того, как межведомственная комиссия приняла какое-либо решение в отношении обследуемого жилья, а именно признала его пригодным. Если собственник не согласен с такими выводами, то он может обратиться в суд для оспаривания в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Для того, чтобы обосновать свои доводы заявителю желательно обратиться с просьбой к суду провести строительную судебную экспертизу, с целью подтверждения или опровержения доводов комиссии.

Перед экспертом необходимо поставить следующие вопросы при исследовании жилья:

  • дать техническую оценку состояния жилья;
  • возможность проведения капитального ремонта и его целесообразность.

Документы для признания квартиры непригодной для проживания

Для того, чтобы районная администрация могла собрать комиссию по оценке состояния жилья, к заявлению необходимо приложить:

  • копии документов на квартиру (дом), которые подтверждают наличие в собственности заявителя;
  • план помещения, технический паспорт;
  • заключение, по обследованию помещения административно-технической инспекции.

Это перечень основных документов, без них заявление рассматриваться не будет, однако, желательно еще приложить письменные претензии граждан, которые недовольны своими условиями проживаний в этом доме.

Последствия признания для жильцов

Законодательство РФ напрямую не предусматривает последствия, которые следуют после признания жилья непригодным.

Путем анализа различных законодательных актов можно выделить некоторые последствия:

  • жилье, которое признано непригодным выкупается органом местной власти или меняется на другое, но не обязательно новое и равноценное по размерам, характеристикам;
  • если в квартире проживают несколько семей, то скорее всего, они не получат каждый отдельное жилье;
  • для нанимателей и собственников жилья они отличаются, нередки случаи, когда съемщики оказываются в выгодном состоянии, получая право без очереди заключить договор социального найма на новую недвижимость. Хозяин же дома или квартиры имеет право на получение компенсации или другой жилищной площади. При получении нового жилья, как правило не учитываются параметры непригодного, оно должно находится в пределах того же населенного пункта, что и аварийное.

Согласно сложившейся судебной практики, если собственником является инвалид, нуждающийся в медицинском обслуживании в конкретном учреждении, то в случае предоставления жилья в другой части населенного пункта с учета его не снимают по возможности, должно быть, предоставлено жилище как можно ближе к такой организации.

Заключение

Признание квартиры непригодной для проживания осуществляется по определенному порядку. Для этого создается специальная межведомственная комиссия, осуществляющая свою деятельность по следующему алгоритму:

Признание жилья непригодным для проживания

Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Основной документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

При обращении представителя заявителя представляется копия всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации заявителя.

Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, или решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа (в отношении недееспособных, ограниченно дееспособных граждан, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если таковые являются заявителем), оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя заявителя по представлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и (или) подписанию запроса (заявления) на предоставление государственной услуги, и (или) получению результата предоставления государственной услуги.

Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на жилые помещения (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, в случае отсутствия сведений о правах на такие жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости.

Заявления, письма, жалобы на неудовлетворительные условия проживания (оригинал, 1 шт.)

  • Необязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются при наличии.

Сроки предоставления услуги

76 рабочих дней

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Результат оказания услуги

  • Правовой акт префектуры о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания с указанием о дальнейшем использовании помещения (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящихся в собственности Российской Федерации) с приложением заключения Окружной межведомственной комиссии (оригинал, 1 шт.)

Формы получения

Через законного представителя

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Отказ в приеме документов у заявителя может быть обжалован заявителем у должностных лиц – у префекта административного округа города Москвы, у заместителя префекта, а также в суде.
Решения окружной МВК могут быть отменены Городской МВК в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, по заявлению физических и юридических лиц либо обжалованы в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц префектуры, работников МФЦ

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы и их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в префектуре, работников МФЦ.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих префектуры рассматриваются префектом (уполномоченным заместителем префекта).

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с префектурой, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее – органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.3. Почтовым отправлением.

5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством Российской Федерации срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Признание жилых помещений непригодными для проживания

Порядок признания помещения непригодным для проживания предусмотрен следующими нормативными правовыми актами:

  • – постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;
  • — постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое»;
  • — постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов, жилых помещений к категории ветхих или аварийных» [1] . Ветхими признаются дома с физическим износом, при котором их прочность и деформационные характеристики находятся на пределе допустимого либо ниже этого предела.

Современное жилищное законодательство регулирует правовое положение не только собственников и нанимателей жилья, но и следующих лиц, не являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений:

  • — проживающих на основании завещательного отказа (легатарии);
  • – проживающих по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • — ссудополучателей;
  • — членов семьи собственника [2] .

Помещения, непригодные для постоянного проживания, не должны предоставляться гражданам, а если они заселены, то проживающим в них гражданам должны быть предоставлены пригодные для проживания помещения. Основанием для предоставления пригодного для проживания помещения является признание помещения, в котором проживают граждане, непригодным для проживания. Работу по такому признанию осуществляет межведомственная комиссия, назначаемая местным исполнительным органом (администрацией). В состав этой комиссии входят:

  • — заместитель главы администрации;
  • — представитель жилищно-эксплуатационной организации или архитектора;
  • — представитель БТИ;
  • — представитель санитарного надзора;
  • — представитель пожарного надзора;
  • — технические эксперты.

Основанием для создания межведомственной комиссии могут быть:

  • — заявление владельца жилого дома;
  • – представление органов санитарного либо пожарного надзора;
  • — запрос суда и прокуратуры;
  • — аварийная ситуация.

В случае если основанием для создания межведомственной комиссии является заявление владельца жилого дома, последний должен приложить к заявлению следующие документы:

  • — технический паспорт дома;
  • — план помещений дома;

акты осмотра помещении за последние три года с перечнем выполненных ремонтных работ;

  • — заключение санитарно-эпидемиологической станции;
  • — заключение государственного пожарного надзора;
  • — письменные жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания;
  • — техническое заключение о целесообразности и стоимости ремонтных работ.

Основания для признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания:

  • — физический износ дома (для каменных домов он должен быть выше 70%, а для деревянных — 65%);
  • — неудачное расположение дома (в пределах опасных зон промышленных предприятий и транспорта);
  • — аварийное состояние дома, возникшее из-за стихийных явлений (землетрясения, просадки, неравномерной осадки, наводнения и др.);
  • — жилое помещение является бараком — строением, предназначенным для временного проживания, срок службы которого не более 20 лет;
  • – угроза аварии дома из-за износа его строительных конструкций;
  • — невозможность технической эксплуатации дома;
  • – наличие в жилом доме предприятия, создающего шум, вибрацию, загрязнение воздуха в том случае, если вывести его из дома невозможно;

дефекты планировки и уровня благоустройства, предусмотренные соответствующими перечнями;

  • – несоответствие санитарно-технических условий в жилом помещении показателям, утвержденных перечнем;
  • – аварийное состояние дома в случае угрозы обрушения единичных строительных конструкций (балок, панелей, колонн и т.п.).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным требованиям:

  • — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • — об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • — о выявлении оснований для признания помещения:
    • • подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием),
    • • непригодным для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома:
  • • аварийным и подлежащим реконструкции,
  • • аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в трех экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Комиссия в пятидневный срок со дня принятия решения направляет в письменной или электронной форме но одному экземпляру распоряжения и заключения заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, заключение комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Выявление непригодных для проживания жилых помещений должно осуществляться в плановом порядке представителями следующих служб:

  • — проектной организации жилищно-коммунального хозяйства;
  • — бюро технической инвентаризации;
  • — управляющей организации.

Перечисленные лица должны систематически осматривать жилые помещения, опрашивать их жильцов и документировать полученные результаты, в частности создавать списки таких помещений.

Признание жилого помещения нежилым влечет за собой два правовых последствия:

  • а) такое помещение исключается из жилого жилищного фонда и переводится в нежилой жилищный фонд;
  • б) у лиц, проживающих в таком помещении, возникает право на получение другого жилого помещения.

Особое место занимает вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате чрезвычайных ситуаций. Он регулируется БК РФ и ЖК РФ, а также следующими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ:

  • — Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • — Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • – Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • — постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями»;
  • – постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации но предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»;

постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Кроме названных нормативных актов имеются и другие, нормы которых касаются определенных территорий, например Чеченской Республики (постановление Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510), Сахалинской области (распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 1281 -р).

Наличие нескольких действующих нормативных актов, изданных в разное время, затрудняет работу судей при применении этих актов на практике. Поэтому следует одобрить предложения авторов, направленные на устранение этих недостатков [3] .

Как признать жилье непригодным для проживания

При выявлении причин для признания жилья подлежащим сносу, собственники, наниматели и третьи заинтересованные лица имеют законное право обратиться в местное жилищное действующее управление, чтобы подтвердить факт документально и претендовать на переселение или финансовую компенсацию. Кроме того, после проведения ряда экспертиз, решением межведомственной комиссии может стать проведение капитального ремонта или же реконструкции дома.

Комиссия должна состоять из уполномоченных государственных лиц местных органов самоуправления, жилищной инспекции, сотрудников санитарно-эпидемиологической станции, противопожарного надзора, прочих.

Непригодность домов

Признание какого-либо жилого эксплуатируемого дома аварийным, непригодным для постоянного полноценного проживания или вовсе подлежащим сносу происходит посредством проверки его несущей конструкции, планировки, благоустройства внутри, соответствий гигиеническим и санитарным условиям. Жилые дома могут представлять угрозу для здоровья и жизни российских граждан и официально считаться непригодными в качестве жилья, если:

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

  • Износ любого существующего жилого многоквартирного или же частного дома из камня составляет более семидесяти процентов;
  • Износ деревянного частного жилого дома составляет более шестидесяти процентов;
  • Жилые дома располагаются в черте санитарно-защитного, пожароопасного, в том числе взрывоопасного объекта, промышленного предприятия, инженерной сети или находятся на территории, вблизи которой строительство жилья запрещено;
  • Расположение недвижимого объекта в опасной зоне с точки зрения природных катастроф, к которым относятся обвалы, наводнения, сели, оползни, паводки прочее;
  • Находящиеся в эксплуатации более десяти-двадцати лет бараки, которые не предназначены и непригодны для постоянного проживания;
  • Есть риск обвала или возникновения аварийной ситуации в связи с естественным износом, деформацией жилого эксплуатируемого дома или нанесённых повреждений;
  • Дом пострадал из-за стихийных бедствий, пожаров, прочего;
  • Нет возможности проводить должное техническое, коммунальное обслуживание, провести системы коммуникаций.

Непригодность помещений

Чтобы межведомственная комиссия приняла правильное решение относительно признания жилого помещения непригодным для проживания, должны присутствовать такие основания:

  • Нахождение оговоренной квартиры в здании предприятия или прочего юридического учреждения, которое не относится к жилому фонду;
  • Квартиры и оговоренные помещения располагаются в здании, которое комиссия решила признать непригодным в качестве жилья;
  • Жилье имеет дефект при строительстве и планировании, в результате чего уровень внутреннего благоустройства не соответствует законодательным требованиям;
  • Несоответствие жилья санитарным и гигиеническим требованиям;
  • Квартира документально признана аварийной.

Что касается квартиры, если речь идёт относительно жилого помещения, а не целого здания, то такие вопросы решаются сугубо индивидуально по инициативе собственника данного жилья. То есть, жилищный отдел и межведомственная комиссия должна получить соответствующий запрос и документы, чтобы получить право действовать и приступить к рассмотрению ситуации. Комиссия будет учитывать:

  • Тип и площадь имеющейся квартиры;
  • Износ многоквартирного дома в целом;
  • Финансовые затраты на капитальный ремонт, реконструкцию;
  • Можно ли провести работу по улучшению условий жилья.

Дефекты планирования

Несмотря на то, что каждый собственник может реализовать своё право на безопасность и получить новое жилье взамен того, которое признано документально аварийным и подлежащим последующему сносу, необходимо знать, что именно служит причиной беспокойства. Непригодным для постоянного проживания можно признать многоквартирный или частный дом при наличии каких-либо дефектов планировки жилого объекта недвижимости.

К таким дефектам относится размер комнат, который имеет меньшие параметры, чем они должны быть в соответствии с требованиями (высота стен менее 2,25 м, ширина пола менее двух метров, его нахождение на уровне ниже уличного двора, дверные проёмы менее семидесяти сантиметров в ширину с невозможностью их расширить). Также жилье может быть признано непригодным, если расстояние от окна до противоположного соседнего здания менее трёх метров или окна выходят в закрытый двор пять на пять метров. Кроме того, внутри квартиры не может находиться люк в подвал или выход на чердак дома.

Что касается дефектов благоустройства, расположение канализационных труб и систем не должно быть над жилым помещением. Также они не могут проходить через комнату квартиры, и вход в санитарный узел из комнаты также недопустим.

Нарушения санитарно-гигиенических условий

Право на проведение экспертизы собственники жилья и заинтересованные лица могут реализовать также при нарушении санитарных и гигиенических условий. К ним относится отсутствие освещения в комнате или отсутствие комнат, выход окон под навесные арки или крытые галереи, регулярные вибрации, снизить уровень которых не представляется возможным. Выявить их предельно допустимый уровень самостоятельно невозможно. Для этого необходимы специальные приборы. Это же касается повышенного уровня шума, который законодательными нормами строго регламентирован. Шум служит причиной признания жилья непригодным для нормального и безопасного проживания, если ликвидировать его исходную причину или снизить с помощью какой-либо звукоизоляции нельзя.

К санитарно-гигиеническим нарушениям относится влажность и температурный режим помещения. Без специализированного оборудования не обойтись и здесь. Также как и в предыдущих пунктах, недочёт должны устранить либо переселить граждан в безопасное жилье. Учитываются также вредоносные испарения при расположении дома рядом с промышленным объектом.

Основные принципы

Законом предусмотрено право получения жилья вне очереди для некоторых категорий российских граждан. К этой группе относятся лица, пострадавшие от стихийных бедствий, которые сделали оговоренные жилые дома неоспоримо непригодными для нормального в них проживания. Однако самого факта непригодности недостаточно. Переселение осуществляется в регламентированный порядок, ссылаясь на статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, только после того, как собранная комиссия вынесет соответствующее документированное решение.

Когда имеющиеся в населённом пункте жилые дома официально признаются ветхими, а объект недвижимости зафиксирован аварийным и подлежащим последующему сносу, собственникам полагается предоставление равноценной жилплощади или денежная социальная компенсация в безналичном виде на приобретение нового жилья.

Поскольку признание жилого дома подлежащим сносу никоим образом не меняет изначальное целевое назначение объекта недвижимости и не отменяет требований к нему, неправильно считать равноценным обменом его с классифицирующим признаком пригодности. Это значит, что последняя определяет лишь возможность и право использовать дом, квартиру для постоянного проживания, а непригодное жилье служит основанием для того, чтобы исключить объект из жилого фонда и перевести в нежилой.

Законодательные нормы

Обязанностями соответствующих государственных органов являются постоянные плановые осмотры, которые затрагивают имеющиеся на балансе объекты социального и жилого фонда. При выявлении законодательных оснований признать дом непригодным для безопасного и нормального проживания, но не подлежащим ближайшему сносу, государственные органы обязуются провести в нём капитальный ремонт или реконструкцию. Если никакие действия не смогут исправить недочёты, его признают подлежащим сносу. В некоторых случаях принимается решение о переводе жилья в нежилой фонд и переоборудование его под какое-либо производственное здание.

Порядок проведения экспертизы для каждого региона предусмотрен исполнительной властью Российской Федерации и местным самоуправляющим органом, на который возложена ответственность за жилые объекты недвижимости.

Признание объекта аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу, контролируется жилищной инспекцией.

Основные задачи жилищной инспекции:

  • Соблюдать нормы действующего жилищного законодательства в отношении граждан и государства;
  • Защищать право потребителя относительно предоставления коммунальных услуг, соответствующих требованиям;
  • Выявлять и устранять нарушения в эксплуатации жилого фонда.

Контроль инспекций

Жилищная региональная инспекция, куда необходимо обращаться с запросом о проведении экспертизы и назначении межведомственной комиссии, осуществляет непосредственный строгий контроль относительно:

  • Использования жилого учётного фонда с придомовыми земельными участками;
  • Технического состояния жилого фонда с его инженерным оборудованием и своевременным проведением работ в соответствии с утверждённым проектом;
  • Реализации установленных и оговоренных заранее рамок взаимоотношений между участниками заключённого договора с управляющей компанией, соблюдения их прав и обязанностей;
  • Обоснованности установленных норм предоставления коммунальных услуг;
  • Санитарного состояния каждого помещения жилого фонда в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологической станции;
  • Осуществления мероприятий подготовки жилого фонда для каждого сезонного использования;
  • Использования водоснабжения и отопительных систем;
  • Соблюдения норм уровней и режимов предоставления коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение, отопление, газ, прочее);
  • Исполнения всех условий и требований законодательного предписания;
  • Соблюдения правил и порядка признания многоквартирного или частного дома непригодным для проживания.

Права межведомственной комиссии

После того, как в жилищную инспекцию будет подано заявление с документами, которые рассмотрят в срок около десяти дней, будет назначена межведомственная комиссия для проверки достоверности фактов и проведения экспертизы объекта недвижимости. При этом, подавая запрос, нужно иметь в виду, что данный орган имеет право на:

  • Проведение собственных обследований и проверок каждого без исключения недвижимого объекта, который находится в ведомстве учреждения, при этом форма его собственности значения не имеет;
  • Оформление заключений и предписаний владельцам жилья и управляющим компаниям относительно устранения каких-либо недостатков;
  • Проверку лицензии у юридических лиц на проведение тех или иных предоставляемых услуг гражданам;
  • Требование у собственников и организаций любых документов;
  • Подачу постановлений об аннулировании лицензии юридических лиц, если выявлены грубые нарушения;
  • Применение и взыскание штрафов за нарушения норм и требований эксплуатации и сохранности жилого фонда;
  • Проверку соблюдения порядка и правил относительно признания дома как непригодного для проживания граждан;
  • Внесение предложений относительно привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности.

Обязанности комиссии

После назначения межведомственной комиссии решить жилищные вопросы, её обязанности заключаются в следующем:

  • Определить пригодность дома, квартиры, иного помещения для жилья, ссылаясь на законодательные требования и положения об оценке жилых объектов недвижимости;
  • Рассмотреть поступившую жалобу от собственников или организаций в установленный срок;
  • Определить технические возможности проведения капитального ремонта, реконструкции, перепланировки, прочее.

Контролирует и направляет деятельность межведомственной комиссии её председатель, который в свою очередь уполномочен:

  • Привлечь к процессу разнообразных специалистов жилищной инспекции, прочих соответствующих организаций, управляющих компаний;
  • Проводить вскрытие конструктивных элементов здания;
  • Привлечь к экспертизе сотрудников жилищных эксплуатационных учреждений;
  • Опросить собственников и нанимателей жилья для уточнения нюансов и принятия окончательного решения комиссии;
  • Распоряжаться об устранении выявленных дефектов и предписаний с указанный срок;
  • Вызвать ответственных сотрудников ведомства на заседание по рассмотрению вопроса конкретного дома.

Как обратиться с запросом

Поскольку работа межведомственной комиссии начинается с поступления соответствующего заявления с жалобой, заинтересованное лицо должно обратиться с ним к местному органу самоуправления, который контролирует жилые строения. Основанием для его подачи служит указание вышестоящего учреждения, признать дом аварийным, представление санитарной или противопожарной службы о несоответствиях, судебный запрос или ходатайство прокуратуры, а также личная инициатива собственника.

Чтобы заявление действительно было рассмотрено в короткий срок и решение было принято незамедлительно, важно заранее подготовить необходимые документы:

  • Техническая документация из Бюро технической инвентаризации с зафиксированным фактом процента износа здания и его отдельных несущих конструкций;
  • Схема и план квартиры из Бюро технической инвентаризации;
  • Акт независимых осмотров за три последних года с обязательным обозначением даты последнего ремонта и его объёма;
  • Заключения санитарных органов противопожарной инстанции;
  • Прочие документы в зависимости от индивидуальной ситуации, например, личный паспорт заявителя, правоустанавливающие бумаги, прочие.

Правила осуществления запроса

После получения запроса межведомственная комиссия должна самостоятельно проверить фактический износ объекта недвижимости, убедиться в наличии дефектов и степени их опасности для граждан, а также проверить все существующие основания для признания дома непригодным для проживания. В итоге комиссия выносит одно из следующих решений:

  • Признание дома, квартиры, прочего помещения пригодным для проживания;
  • Признание объекта недвижимости на момент проведения экспертизы непригодным для постоянного проживания, но с обозначением действий, которые устранят выявленные несоответствия (капитальный ремонт, реконструкция);
  • Признание недвижимого объекта аварийным, непригодным для проживания без возможности устранить дефекты и подлежащим сносу.

После проведения проверок и вынесения решения составляется акт с его официальным фиксированием. Если кто-либо из членов межведомственной комиссии не согласен с решением, его протест должен быть оформлен в письменном виде и приложен к акту. Окончательное решение выносит местный орган самоуправления, а не сама комиссия. После принятия вердикта собственники уведомляются о нём в письменном виде не позднее, чем через пять дней, после чего последние могут реализовать своё право. Если здание признано аварийным и подлежащим сносу, это право на переселение или денежную компенсацию.

Как производится признание дома аварийным

Признание жилого дома аварийным и непригодным для проживания позволяет получить новое жилье взамен имеющемуся, которое находится в угрожающем состоянии. Изначально подготавливается заявление для проведения проверки. Собирается комиссия, которая проводит экспертизу и решает, можно ли признать дом аварийным.

Понятие аварийности жилого дома

Аварийным признается постройка, возведенная давно и своим ресурсным износом или плохим состоянием представляющая опасность при длительном проживании. Аварийность жилого дома становится следствием повышенного износа материалов и конструкций. Она признается и при запредельных шумовых показателях. Иногда для материала перекрытий и стен используются материалы, в которых превышены показатели вредных компонентов. А это всегда отрицательно сказывается на общем состоянии людей.

Жилье предоставят только в том случае, если принимается решение о невозможности дальнейшего проживания в доме. По ст. 16 ФЗ № 185 используется специальная программа по переселению.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, аварийным могут признать только тот дом, общее состояние которого опасно для дальнейшего нахождения людей. Наблюдается износ больше половины конструкций. Подобный статус присваивает межведомственная комиссия, работающая при муниципалитете. Независимая экспертиза не может считаться основой для придания статуса. Несущие конструкции подвергаются изменению под воздействием не только естественного износа, но и внешних факторов.

Если в течение длительного периода не предпринимались никакие меры по укреплению постройки, первоначальная прочность теряется. В результате заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным гражданам предлагают жилье в новых домах.

Критерии признания дома аварийным

Определяются следующие критерии, когда дом признают подлежащим расселению:

  • износ превышает 70%;
  • санитарные нормативы не соблюдаются и не могут быть соблюдены без переселения жильцов и серьезного переустройства;
  • постройка находится в районе катастрофы или погодных катаклизмов;
  • дом разрушен частично в результате воздействия стихии или пожара;
  • неподалеку оживленная магистраль, создающая повышенные шумы.

Внимание! Если отсутствует центральное водоснабжение или канализация, дом аварийным не признается. Также это невозможно, если помещение меньше, чем установлено нормативами на каждого члена семьи. Если подобные обстоятельства невозможно исправить, жильцов будут расселять по другому основанию.

Чем отличается аварийное жилье от ветхого

Устанавливается понятие аварийности фонда по закону. Это совокупность помещений многоквартирного дома, который подлежит сносу на основе изданных распоряжений. В местную администрацию необходимо предоставить сведения о признании строения ветхим или аварийным. Объект проверяет комиссия на основе поданной заявки. Учитываются имеющиеся повреждения и серьезные поломки. Так как нет специальной формулы и методики, каждый объект рассматривается индивидуально.

В ветхом доме можно проживать в течение более длительного срока. Если он находится в тяжелом аварийном состоянии, его необходимо освободить и снести быстро. Но бывают ситуации, когда происходит срочное расселение по новому адресу в течение суток. Серьезный ремонт или меры по реконструкции возможны в ветхих постройках, если несущие элементы остались в хорошем состоянии и есть возможность произвести работы, не нарушив их целостности.

Государственная программа расселения аварийного жилья

По государственной программе жильцов переселяют из старых домов, который имеют официальный статус аварийных. Определяются такие условия:

  1. Выделяется жилье, сравнимое по метражу или несколько его превышающее.
  2. Жилье оснащено коммуникациями, в каждой квартире устанавливается плита.
  3. Желания граждан могут не учитываться, если они не соглашаются ни с одним из 3 предоставленных вариантов.
  4. Муниципальная квартира выдается на таких же условиях, какие имеются в предыдущей (узнайте, как приватизировать муниципальную квартиру).
  5. Очередникам выдается жилье с недостающим метражом.
  6. Не выселяют жильцов в коммуналки.
  7. Здание располагается в пределах этого района.

Порядок признания дома аварийным

Запустить проверку дома на процент износа и аварийность могут следующие стороны:

  • проживающие лица;
  • пожарная инстанция;
  • ответственные лица из Роспотребнадзора;
  • муниципалитет, в ведении которого находится контроль за домами на вверенной территории.

Далее ответственными лицами выявляется степень аварийности. Выдается решение, по которому дом для дальнейшего проживания признается непригодным. Если при явных показателях и результатах экспертизы администрация не предоставляет новое жилье, можно обратиться в судебный орган с коллективным иском.

Как признать дом непригодным для проживания

Согласно Главе IV Постановления Правительства № 47, устанавливается следующий порядок:

  1. Жильцы пишут коллективное заявление в администрацию о расселении дома.
  2. На его основе формируют комиссию экспертов, которая оценивает общее состояние.
  3. Оформляется заключение, экземпляр которого передается обратившимся.
  4. Решение принимают в среднем за 5 дней.
  5. Когда дом признают непригодным для проживания, жильцов расселят в течение 2 недель. Но часто срок затягивается до нескольких месяцев.

Для заполнения можно использовать образец заявления, включающий следующие сведения:

  • адрес расположения дома со сведениями о заявителях;
  • просьба о переселении с приведением описания разрушений и износа;
  • перечень документов, используемых в качестве приложений;
  • подписи заявителей.

Перечень документов

Чтобы с первого раза получить статус негодного жилья, прикладывается список документов:

  • заявление от жильцов;
  • копии гражданских паспортов;
  • правоустанавливающие документы;
  • экспертное заключение;
  • жалобы на содержание и пагубные условия, подаваемые ранее.

Комиссия затребует и дополнительные справки, чтобы принять окончательное решение. Они оформляются надлежащим образом, должны иметь печати и подписи ответственных сотрудников.

Включение в реестр сноса

Если дом признается к дальнейшему проживанию непригодным, необходимо узнать, когда его планируют снести. Информацию можно выяснить в департаменте архитектуры или у местной администрации. Планы по сносу и строительству готовятся на несколько лет. Сведения обновляются оперативно. Обычно при выселении дома жильцы получают соответствующее уведомление.

Срок предоставления нового жилья

После вынесения экспертного заключения дом вносят в региональный реестр по переселению. Его располагают согласно очереди. Каждый орган может установить свои периоды переселения. В случае экстренной ситуации жильцы выселяются незамедлительно, после чего в короткие сроки выдаются ключи от новых квартир. В остальных случаях период определяется наличием очередности и нового жилого фонда.

Внимание! Выселение всех проживающих осуществляется в течение 12 месяцев после признания здания аварийным, если немедленное выселение не запланировано.

Права жильцов аварийного дома

Те, кто проживает в доме, подлежащем переселению, сохраняют права на аналогичное жилье по метражу и количеству комнат. Предоставление объектов без отделки поверхностей запрещается. Должны быть не только подключены коммуникации, но и работать без длительных перебоев. Если к проживанию дом не готов, придется ждать полного ввода в эксплуатацию и запуска всех систем.

Жильцу следует обращаться к ответственному лицу в администрации, где предлагаются варианты переселения. Можно отказаться от одного из вариантов в пользу более приемлемого. Но лучшие варианты предлагаются в первый раз. У жильцов аварийных домов есть право на скорейшее переселение, если дом находится в опасном для жизни и проживания состоянии.

На что может рассчитывать собственник

Принимаются меры по отношению к собственникам:

  • направляется письменное уведомление по почте;
  • оценивается состояние жилья;
  • подписывается соглашение о переселении.

У собственника есть возможность как получить аналогичную квартиру, так и рассчитывать на компенсацию. У государства появляется обязанность выплатить средства по желанию собственника. Предлагается выкупная стоимость, с которой можно или согласиться, или установить более высокую цену. Если нет согласия, спор решается в судебном порядке. Допускается выдача квартиры большей площади, но с доплатой.

На что может рассчитывать наниматель

Жилье предоставляется и тем, кто проживает в муниципальных квартирах на основе социального найма. Предлагается жилье, которое предварительно следует посмотреть. Компенсация не предоставляется, ведь основанием для ее выплаты является собственность на недвижимость. Наниматель пользуется квартирой бессрочно, может проживать, но не распоряжаться.

Согласно ст. 85, 86 и 89 ЖК РФ, при переселении из муниципальной квартиры местные власти обязаны предоставить аналогичное жилье. При этом заключается новый договор социального найма на тех же условиях. Квартира должна быт благоустроенной, не менее предыдущей по площади.

Требования к новому жилью

Квартира, предоставляемая взамен аварийной, оборудуется санузлами и коммуникациями. Обязательно производится чистовая отделка, и устанавливаются плиты. Территория перед домом облагораживается должным образом. Устанавливаются места для парковки в пешей доступности, зоны отдыха и детские площадки. Оборудуются зоны под сбор бытовых отходов. Новое жилое помещение должно быть не меньшей площади.

В результате существует возможность признания здания аварийным. Процедура включает предоставление стандартного перечня документов и выполнение строгой последовательности действий. Принимается решение о предоставлении жильцам квартир в новом доме.

Как признать жилье непригодным для проживания?

Со временем все строительные объекты ветшают и приходят в непригодность. Сейчас в таких домах проживает много людей, хотя они имеют полное право на замену его новым.

Возникает вопрос: как получить новую квартиру взамен аварийной? Прежде всего, нужно осуществить процедуру признания данного жилья аварийным. Такая процедура осуществляется в соответствии с законами нашего государства.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Какое жилье считается непригодным для проживания

Чтобы зданию был присвоен статус непригодного для жизни в нем, его необходимо тщательно обследовать. При этом учитываются результаты проверки фундамента, несущих стен, планировки здания и отдельных помещений, внутреннего состояния.

Обязательно учитываются санитарные и гигиенические условия жилья и их соответствие нормам.

По официально принятым нормам, жилище может представлять весомую угрозу для жизни людей, если:

  • 70% всей площади жилого многоквартирного дома или частного дома изношены;
  • 60% отдельного дома, построенного из дерева, изношено;
  • жилое здание находится в пределах санитарно-защитного, пожароопасного или взрывоопасного объекта. Также опасным соседством может быть завод или отдельный цех, инженерные сети или территории, где возведение жилых объектов вообще рискованно;
  • дома находятся на земельных участках, которым угрожают последствия природных катастроф. К ним относятся наводнения, оползни, обвалы, схождение селей и так далее;
  • временное жилье, которое было предназначено для краткосрочного проживания людей, но на самом деле эксплуатируется больше десяти, а то и двадцати лет;
  • износ здания, его деформация, а также нанесенные дому повреждения могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации или обвала;
  • недвижимому объекту был нанесен весомый ущерб от пожаров, стихийных бедствий и прочих техногенных катастроф;
  • для воссоздания естественного функционирования здания, нет возможности осуществлять техническое или коммунальное обслуживание.

Помещения, в которых нет условий для жизни людей

Постановление о признании здания неприменимым для жизни людей принимает межведомственная комиссия.

Жильем, в котором категорически нельзя жить, могут считаться объекты недвижимости в том случае, если:

  • оно размещено в здании завода, фабрики или учреждения, которые по своей сути не причислены к жилым помещениям;
  • исследуемые на непригодность объекты находятся в строении, которое не должно выделяться под жилой фонд, и признано нежилым;
  • во время планировки и возведения здания, были допущены нарушения, которые делают невозможным его нормальное благоустройство согласно законодательным нормам;
  • здание не отвечает ни санитарным, ни гигиеническим нормам;
  • существует официальная документация, согласно которой строения были признаны аварийными.

Бывают ситуации, когда жильцы отдельной квартиры, находящейся в многоквартирном доме, по собственному желанию подают заявку на проведение процедуры признания жилого помещения непригодным для проживания.

В этом случае, в жилищный отдел и межведомственную комиссию должно поступить заявление, подтвержденное необходимыми документами о возможности проведения осмотра и оценки данного жилого помещения.

Переселение из ветхого и аварийного жилья собственников.

О признании дома аварийным и подлежащим сносу читайте тут.

При рассмотрении вопроса, соответствующая ситуации комиссия будет иметь в виду следующие факторы:

  • к какому типу относится жилое помещение, его размеры;
  • насколько изношено многоквартирное здание;
  • какие финансы необходимо затратить на осуществление капитального ремонта и перестройки;
  • существует ли реальная возможность улучшения условий квартиры.

Нарушения в планировке

Согласно законам нашего государства, любой владелец имеет право на получение нового жилья взамен изношенного или создающего риск для жильцов.

Для реализации такого права, квартира должна быть признана аварийной и подлежать сносу. Но для этого стоит изначально разобраться с причинами, вызвавшими волнение жителей.

Когда комиссия обнаруживает в многоквартирном или отдельном доме изъяны в планировке, строение может быть признано непригодным для жизни.

Таких несоответствий в планировке проявляется большое количество. Среди них такие, как несоответствие высоты стен с их запланированными данными (менее 2, 25 м.), в ширину пол достигает менее двух метров, или находится ниже уровня покрытия двора, проемы двери меньше 70 см. и т. д.

Большое значение в принятии решения комиссией имеет расстояние окон до разных соседних объектов. Например, если до стены соседнего здания менее трех метров или периметр дворика, куда выходят окна, составляет не менее двадцати пяти метров квадратных. Веским основанием для непригодности квартиры к проживанию считается наличие выхода на крышу дома или в подвал.

Нарушением планировки считается расположение труб канализации над квартирой или их прокладка непосредственно в жилом помещении. Неправильным принято считать наличие входа в санузел сразу из жилой комнаты, в этой ситуации, предусмотрен коридор.

Несоответствие санитарно-гигиеническим нормам

Иногда гигиенические и санитарные условия не соответствуют нормальным условиям проживания. К таким нарушениям относятся: отсутствие деление квартиры на комнаты, недостаточное освещение или его полное отсутствие, выход окон на уровень крытых арок, постоянные вибрации здания, прочее. Решить эти проблемы невозможно.

Одним из факторов для нормального проживания людей является уровень шума и вибрации. Чтобы определить их уровень, необходимо задействовать специальные приборы.

Фактор превышения уровня данных показателей и невозможности решения данной проблемы является одним из главных моментов в признании жилого помещения непригодным.

Нарушение температурного режима помещения и повышенная влажность существенно влияют на здоровье жильцов. Чтобы привести эти показатели в норму, понадобится специальное оборудование.

Если устранить дефекты не удастся, то людей необходимо отселить в безопасное для их жизни жилое помещение. Немаловажную роль играет размещение рядом с домом предприятий, которые выбрасывают в воздух разные вредные вещества.

Принципы предоставления нового жилья

В нашей стране некоторые категории граждан имеют право на внеочередное получение жилья. К этой категории лиц принадлежат те, чье жилье безвозвратно пострадало от стихийных бедствий. Проживание в таких домах невозможно.

Но признанного факта непригодности жилых помещений недостаточно. Обеспечение пострадавших жильем осуществляется на основании регламентированного порядка, согласно соответствующим статьям ЖК РФ. Кроме этого, специальная комиссия должна официально задокументировать свое постановление.

Причисление домов к ветхим, аварийным или подлежащим сносу дает возможность жильцам получить взамен новые квадратные метры.

Но есть еще один вариант поддержки таких граждан. Иногда они принимают предложение о получении финансовой компенсации, предназначенной на приобретение квартиры или дома.

Если жилое здание признано специальной комиссией подлежащим сносу, его определяющее целевое назначение не меняется, как не меняются и требования к нему. То есть будет неправильным обменять обследованный объект с его классифицирующим признаком годности.

Непригодность определяет право и возможность использовать жилое помещение для постоянного проживания. Если речь идет о непригодном жилье, то это служит основным фактором для изъятия объекта из жилого фонда и причисления его к нежилому.

Как жилое помещение признается непригодным для проживания

Чтобы признать квартиру или дом непригодными к проживанию, необходимо пройти несколько этапов:

  • проведение экспертизы помещения, включая исследования материалов строения, несущих конструкций, коммуникационных систем;
  • составление заявления в комиссию по оценке качества жилых помещений. Кроме заявления, следует подготовить план помещения, техпаспорт, перечень проблем, которые не позволяют условиям проживания считаться нормальными;
  • получение результатов проверки. Экспертная комиссия принимает решение по пригодности или непригодности помещения для постоянного проживания.

В состав комиссии, которая проводит экспертную оценку проблемных помещений, входят:

  • владелец недвижимости;
  • ответственный квартиросъемщик;
  • инженеры-проектировщики;
  • представители пожарной, эпидемиологической, а также других затребованных по обстоятельствам, служб.

Заявка на проведение экспертной оценки подается в департамент жилищной политики по месту жительства. Если вы не согласны с негативным решением вашего вопроса, у вас есть право обратиться в суд с иском по обжалованию решения.

Обращение в суд возможно и в других ситуациях. Например, если возникли проблемные вопросы, связанные с договорами аренды, найма и прочее.

Необходимые документы

Заявителю нужно подготовить такие документы:

  • копию свидетельства о праве собственности на жилье, заверенную у нотариуса;
  • план здания;
  • техпаспорт жилого помещения;
  • заявления и жалобы соседей на несоответствие жилого здания установленным нормам;
  • документы, которые составлялись по факту проведения ремонтных работ за последние три года;
  • оценку лицензированным на осуществление проектно-изыскательных работ предприятием технического состояния жилого помещения;
  • документы, подтверждающие результаты мероприятий госконтроля по выявлению соответствия норм законодательства об использовании, а также содержании в целостности жилого объекта;
  • прочие бумаги, которые могут затребовать служащие территориального отделения.

Здесь вы можете скачать образец заявления о признании дома аварийным.

В определенные законом сроки, комиссия рассмотрит заявление и проведет экспертную оценку помещения. После этого будет вынесено решение.

Вариантов может быть несколько:

  • жилье признано пригодным к проживанию, так как условия соответствуют установленным нормам;
  • существует необходимость реконструкции или перепланировки здания, проведения в нем капитального ремонта;
  • жилье не соответствует общепринятым нормам;
  • недвижимость признается аварийной и подлежит сносу;
  • многоквартирный дом признается аварийным, необходима реконструкция;
  • Если дом признается аварийным, жильцов отселяют и проводят ремонтные работы. В случае признания жилья непригодным для проживания, жильцов переселяют, а здание сносят.

Когда не получен ожидаемый результат

Если дом признан аварийным, автоматически расторгаются договоры аренды или найма. В случае возникновения проблемных моментов, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

Когда заявитель не согласен с принятым решением, он может также его оспорить в суде. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда комиссия признает дом пригодным для жилья, но заявитель с этим не согласен. Результаты экспертной комиссии и ее решение должно быть донесено до жильцов в течение пяти дней.

Когда принимается решение по сносу жилого здания, об этом уведомляется инстанция, отвечающая за жилищный надзор.

Исключение

В том случае, когда состояние здания является прямой угрозой жизни и здоровью человека, решение принимается в течение одного дня.

Это происходит в следующих случаях:

  • несоответствие санитарным нормам увеличено в разы;
  • здание находится в месте дислокации природных катастроф, таких как оползни, сходы селей и лавин;
  • повышенный уровень шума на территории расположения дома;
  • разрушение зданий в результате землетрясения, наводнения, прочее.

Старое, обветшалое жилье считается непригодным для проживания при условии невозможности его восстановления с помощью реконструкции.

Ситуации, когда жилье не признается непригодным для проживания:

  • когда в малоэтажном доме отсутствует система канализации, горячая вода;
  • если в доме нет лифта и мусоропровода, но в данном здании намечено провести капитальный ремонт.

В большинстве случаев, данная процедура не проводится в желаемые сроки.

Часто она затягивается по многим причинам:

  • размытость правовых норм;
  • разногласия во мнениях жильцов многоквартирного дома по вопросу признания дома непригодным для проживания;
  • поиски жилья для людей, в случае признания здания подлежащим к сносу.

Предоставление жилья вместо аварийного по норме предоставления

Когда комиссия принимает решение о признании проблемного жилого здания аварийным и непригодным для проживания, все жильцы должны быть переселены в равноценные квартиры. Если такая норма закона не будет соблюдена, нужно обращаться в судебные инстанции.

Каким требованиям должно соответствовать новое жилье:

  • располагаться в той же местности;
  • площадь не должна быть меньше размеров предыдущего жилья (в данной ситуации, не учитывается пол и количество проживающих).

В случае длительных проволочек с выделением нового жилья вы имеете право на получение финансовой компенсации.

Так, если ваш дом не отвечает никаким нормам проживания и может считаться аварийным, напишите заявление на проведение данной процедуры.

Если у вас возникнут какие-то трудности с решением проблемного вопроса, обратитесь за консультацией к специалистам, ознакомьтесь с нормативной базой по данной проблеме.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Ссылка на основную публикацию