Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав
Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав
Комментируемый пункт содержит основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правовые положения статьи 20 Закона носят двойственный характер. С одной стороны, они направлены на обеспечение безопасности и защиту прав участников гражданского оборота при регистрации прав и осуществлении сделок с недвижимым имуществом. С другой стороны, они ограничивают возможность выборочного правоприменения со стороны регистрирующих органов, судов и судебных приставов-исполнителей.
Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” предусматривает особенности отказа в государственной регистрации отдельных видов договоров.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона, в государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Пункт 5 статьи 21 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” устанавливает, что мотивированный отказ в государственной регистрации ипотеки должен быть направлен залогодателю в течение срока, установленного для ее государственной регистрации.
Помимо предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Закона случаев в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве может быть отказано по основаниям, закрепленным в пункте 3.1 статьи 25.1 Закона:
1) при наличии государственной регистрации другого договора участия в долевом строительстве в отношении того же объекта долевого строительства;
2) в случае непредставления договора поручительства, если при государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, застройщиком в качестве способа обеспечения исполнения своих обязательств по договору было выбрано поручительство.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Закона (пункт 1 статьи 28 Закона).
Пункт 1.1. введен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ. Он закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав по требованию судебного пристава-исполнителя.
Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него. Смысл приведенного положения заключается в том, что предметом спора является не правомочие в отношении земельного участка, а размеры участка. Исходя из этого, в государственной регистрации права на земельный участок не может быть отказано.
Решение об отказе в государственной регистрации принимается в течение срока государственной регистрации. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации заявителю в срок не позднее пяти дней после истечения срока, установленного для рассмотрения заявления, должно быть направлено письменное сообщение о причинах отказа. Законом предусматривается возможность обжалования отказа в государственной регистрации прав либо уклонения соответствующего органа от государственной регистрации в судебном порядке.
Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет возможность прекращения процедуры государственной регистрации прав на основании заявлений сторон договора. Законодатель возлагает на государственного регистратора обязанность в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права. Прекращение государственной регистрации прав, установленных решением суда, производится только на основании судебного акта. Если государственная регистрация прав проводится по требованию судебного пристава-исполнителя, она может быть прекращена только по требованию судебного пристава-исполнителя.
Правовая природа отказа в государственной регистрации прав и прекращения государственной регистрации прав носит различный характер. Субъектом отказа в государственной регистрации выступает от имени регистрирующего органа государственный регистратор. Субъектами прекращения государственной регистрации права могут являться стороны договора, а также судебные приставы-исполнители. Отказ в государственной регистрации прав не предполагает возможность возврата уплаченной за государственную регистрацию прав государственной пошлины. При прекращении же государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав – причины и правила обжалования
Оформление недвижимого имущества на законных основаниях, требует обязательного проведения процедуры государственной регистрации в ЕГРН, в рамках действующего законодательства, представленного ФЗ №218-ФЗ. При отсутствии подтвержденного право собственности, владелец имущества не сможет каким-либо образом распоряжаться имеющимися у него помещениями или земельными участками в полном объеме. Недвижимая собственность без юридического закрепления за новым владельцем не может быть отчуждена.
Отказ в государственной регистрации прав
После обращения в Росреестр с установленными документами сотрудниками учреждения может быть вынесено лишь два решения – оформление и регистрация помещения, либо отказ в проведении такой процедуры.
Законодательством установлено, что отказ в регистрации должен быть юридически обоснован и мотивирован, поэтому отсутствие разъяснений и пояснений от сотрудников Росреестра может послужить веским основанием для обращения с жалобой в вышестоящие инстанции.
Основания для отказа
Основания для отказа в проведении процедуры регистрации недвижимого имущества перечислены в ст. 26-27 ФЗ «О госрегистрации». Законодательство устанавливает несколько способов прекращения процедуры – приостановление действий и оформление окончательного отказа.
Приостановление представляет собой временную меру, направленную на внесение правок, предоставление дополнительных бумаг, либо внесение корректировок в поданный пакет документов.
Условно основания можно разделить на две большие категории:
- Нарушения или неточности в документальной составляющей.
- Отсутствие прав и полномочий на регистрируемую недвижимость у заявителя либо его представителя.
Как показывает юридическая практика, практически на всей территории России распространены следующие причины отказа проведения процедуры:
- Подача документов или заявления лицом, которое не является непосредственным участником регистрации, в том числе представитель заявителя, занимающийся вопросом без юридического оформления своих действий;
- Оформление подаваемых бумаг не соответствует российскому законодательству, либо прямо противоречит ему, в том числе по содержанию;
- Проведение процедуры не требуется для регистрируемого объекта недвижимости;
- Возникновение или подтверждение противоречий в данных, которые были внесены ранее и предоставлены новым владельцем;
- Предоставление недостаточного количества бумаг;
- В случае с оформлением приватизированной квартиры, приостановление действия или признание недействительным акта приема и передачи недвижимости физическому лицу из государственного сектора;
- Установление несоответствий в виде фактического наложения границ смежных участков друг на друга, а также в случае, если провести межевание не представляется возможным (чаще всего возникает в случае оформления наследственной массы на нескольких наследников, при которой один не пускает на участок второго и т.д.).
Приведенный перечень причин отказов в регистрации прав не является исчерпывающим, так как федеральное законодательство устанавливает минимум 55 поводов для мотивированного отклонения процедуры, указывая на возможность применения иных, не прописанных в законе, оснований на практике.
Последствия
Главным последствием получения отказа проведения регистрационных действий является отсутствие перехода права собственности на недвижимость к новому владельцу.
Гражданское законодательство устанавливает некоторые особенности, касающиеся проведения сделок с жилыми и нежилыми помещениями в рамках ст. 433 ГК РФ:
- Заключение договора о приобретении жилой недвижимости осуществляется с последующим оформлением нового владельца квартиры в качестве собственника, так как подобная сделка считается завершённой только после официального завершения данной процедуры. В случае получения отказа, соглашение считается недействительным и не подлежит исполнению.
- Покупка нежилого имущества устанавливает менее строгие правила осуществления перехода собственности, так как при покупке такой недвижимости, сделка считается завершенной с момента подписания договора. Наличие или отсутствие замены собственника в ЕГРН не является основанием для неисполнения условий договора купли-продажи.
Согласно ст. 551 ГК РФ, любая сделка, связанная с недвижимостью, должна пройти процедуру регистрации с последующим переоформлением предмета договора на нового собственника.
Заявителям стоит иметь в виду, что при получении отказа в проведении регистрационных действий с недвижимостью, ранее уплаченная государственная пошлина не возвращается, в рамках ст. 17 ФЗ №218-ФЗ. Существует возможность вернуть половину суммы в случае, если инициатором прекращения оформления стал заявитель.
Форма и сроки отказа
Решение о приостановлении процедуры либо о ее полном прекращении направляются в течение пяти дней после истечения срока, направленного на рассмотрение заявления. К уведомлению прикладывается либо перечень необходимых документов, который нужно предоставить, либо обоснованные причины отказа проведения регистрации.
Обычно гражданам дается месяц на то, чтобы исправить совершенные ошибки, предоставить необходимую информацию или дополнить перечень документов недостающими бумагами.
ФЗ №218-ФЗ устанавливаются положения, регламентирующие действия уполномоченных органов. Так, государственный служащий, осуществляющий свою деятельность в Росреестре, обязан письменно уведомить стороны договора об отказе в регистрации, а также указать дату и причины принятия подобного решения.
Основания приостановления госрегистрации прав
Приостановление регистрационных действий – вынужденная процедура работников Росреестра, так как в большинстве случаев участники соглашений, касающихся недвижимого имущества, неправильно заполняют анкеты, предоставляют неверные, недостоверные или недействительные документы и т.д.
Единственным способом исправления сложившейся ситуации является временная приостановка рассмотрения вопроса, при этом физическим и юридическим лицам поясняются причины и основания для таких действий.
Срок исправлений неточностей составляет один месяц с момента уведомления. В случае нарушения сроков, а также игнорировании требований, оформление регистрации будет полностью прекращено.
Обжалование отказа в регистрации в суде
Согласно действующему Федеральному закону №218-ФЗ, непосредственное обжалование действий служащего Росреестра в судах не допускается. Первой инстанцией является апелляционная комиссия.
В случае, если решение комиссии не удовлетворило участников соглашения, то они могут обратиться:
- В суды общей юрисдикции, если сторонами являются физические лица;
- В Арбитражный суд, если стороной или сторонами выступают индивидуальные предприниматели или соучредители ООО, ОАО и т.д.
В суды предоставляется исковое заявление, в котором указываются реквизиты всех участников дела, обстоятельства рассматриваемого вопроса, а также конкретная просьба заявителя о принятии конкретного решения. Помимо, этого необходимо предоставить полный пакет документов, подтверждающих неправомерность действий работников Росреестра, а также квитанцию об оплате пошлины.
Срок для обжалования составляет три месяца со дня вынесения решения.
Государственная регистрация прав на недвижимость является неотъемлемой частью осуществления перехода прав собственности от бывшего владельца к новому. Без соблюдения данной процедуры о юридической правомерности совершенной сделки говорить нельзя.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Отказ в регистрации права собственности
Для юридического закрепления права собственности на недвижимое имущество необходимо провести регистрационную процедуру в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Порядок прохождения кадастрового учета и госрегистрации регламентирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Результатом обращения в службу Росреестра является получение выписки из реестра ЕГРН, либо отказ в совершении регистрационных действий. Уведомление о принятом решении составляется в установленной форме, подписывается государственным регистратором и направляется заявителям не позднее, чем через 5 дней после завершения срока на проверку документов. Если служба Росреестра отказала в регистрации права собственности, отказ должен содержать обоснованные мотивы и причины такого решения.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с отказом в регистрации прав собственности , то вам следует помнить, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Основания отказа в государственной регистрации прав
Полный перечень оснований для приостановления и последующего отказа в госрегистрации указан в статьях 26-27 Закона о регистрации, в их состав входит 55 различных причин. Законом установлено следующее правило изначально допускается только приостановка регистрационных действий, а решение об отказе в регистрации выносится в случае, если причины приостановки не устранены в установленный срок.
Среди наиболее распространенных и актуальных причин приостановления и последующего отказа в регистрации можно выделить следующие основания:
Обратите внимание! Отказ в регистрации земельного участка не может быть вызван наличием спора о границах между владельцами смежных наделов.
Если уполномоченными органами Росреестра был вынесено решение об отказе в регистрации прав собственности на недвижимость, то государственная пошлина не возвращается. В случае отказа в регистрации сделки о данном факте извещаются все стороны.
Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности
При вынесении службой Росреестра решения об отказе у заявителей есть два варианта возможных действий:
- устранение допущенных нарушений и повторная подача пакета документов;
- обжалование отказа Росреестра в судебном порядке.
Порядок подачи жалобы на приостановление регистрационных действий в настоящее время существенно изменен в связи с принятием Федерального закона № 218-ФЗ. Прямое обращение в суд в этих случаях теперь не допускается, заявителям потребуется соблюсти процедуру обжалования через апелляционную комиссию.
Порядок обжалования
Право на подачу жалобы на отказ Росреестра в совершении регистрационных действий предусмотрено в ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации. Для этого необходимо подать заявление в судебные органы:
- для физических лиц в суды общей юрисдикции;
- для предпринимателей и организаций в арбитражный суд.
С 2015 года для оспаривания действий должностных лиц государственных органов применяется Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Его нормы нужно учитывать гражданам при оформлении заявления в суд.
Основания для судебного оспаривания будут соответствовать одной из 55 причин для приостановления регистрационных действий, так как отказ может выноситься по аналогичным причинам. В одном решении могут устанавливаться сразу несколько оснований для отказа, каждый из которых предстоит рассматривать суду. При рассмотрении жалобы должностные лица Росреестра обязаны доказать наличие законных оснований для вынесенного отказа в своих действиях, а также соответствие вынесенного решения нормам Федерального закона № 218-ФЗ.
В содержании заявления нужно указать два требования:
- признать незаконным решение об отказе в госрегистрации;
- обязать службу Росреестра провести регистрацию в соответствие с требованиями закона.
Если отказ в оформлении права собственности признается неправомерным, решение суда подлежит безусловному применению должностными лицами службы Росреестра. В этом случае процедура регистрационных действий будет осуществляться по общим правилам, предусмотренным Законом о регистрации.
Сроки обжалования
Срок подачи жалобы для субъектов предпринимательской деятельности регламентирован гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса не позднее трех месяцев со дня вынесения решения. Нужно учитывать, что при обжаловании предпринимателям и организациям предстоит доказывать не только незаконность отказа в регистрации, но и нарушение определенных прав.
При подаче жалобы гражданами будет действовать аналогичный трехмесячный срок для оспаривания, это предусмотрено ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ. В случае, если основанием для проведения регистрации будет являться судебное решение, должностными лицами Росреестра не будет проводиться правовая экспертиза документов.
Судебная практика
Поскольку Закон о регистрации вступил в силу только в январе 2017 года, высшие судебные органы страны еще не сформировали обзор правоприменительной практики по делам, связанным с отказами в регистрации прав на недвижимость. Исходя из анализа судебных дел по жалобам, которые были поданы по ранее действовавшему Федеральному закону № 122-ФЗ, наиболее распространенными основаниями для оспаривания являются:
- неправомерное требование о предоставлении документов, которые не предусмотрены законом;
- выявление на стадии регистрации ошибок в сведениях ЕГРН, не препятствующих проведению процедуры;
- указание в решении об отказе оснований, не предусмотренных в законе.
Для положительного рассмотрения жалобы на отказ в государственной регистрации рекомендуем воспользоваться услугами наших опытных юристов. Мы поможет составить заявление в суд в соответствии с требованиями нормативных актов, а также окажем сопровождение на всех этапах обжалования. Позвоните по указанным телефонам или заполните форму обратной связи на сайте.
Заявление об отказе государственной регистрации права собственности
Для оспаривания решений должностных лиц Росреестра об отказе в регистрационных действиях необходимо оформить заявление в суд на основании п.5 ст. 2 Закона о регистрации. Содержание заявления должно соответствовать требованиям Кодекса административного судопроизводства или Арбитражного процессуального кодекса РФ (в зависимости от статуса заявителя).
Текст заявления должен содержать следующие элементы:
- наименование судебного органа;
- данные заявителя и его контактная информация;
- сведения о должностном лице, чьи действия подлежат обжалованию;
- информация об обращении в органы Росреестра для проведения регистрационных действий дата, основания для регистрации, перечень представленных документов;
- обстоятельства получения отказа в регистрации права на недвижимость дата и номер решения об отказе; сведения о государственном регистраторе; основания для отказа;
- доводы, по которым заявитель считает отказ незаконным;
- требование об отмене незаконного решения и о проведении регистрации права.
Заявление подается в суд по месту нахождения ответчика, которое, как правило, будет совпадать с местом расположения имущества, на которое регистрировались права.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.
КАК ОБЖАЛОВАТЬ ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
КАК ОБЖАЛОВАТЬ ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 06.03.2018 11:36
Как известно с 1 января 2017 года в Российской Федерации права на недвижимое имущество регистрируются по новым правилам – по закону «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. №218-ФЗ.
Согласно новому закону отказ в регистрации прав может произойти в момент подачи документов на государственную регистрацию прав или в процессе юридической экспертизы поданных документов. Так согласно пункту 15 статьи 18 закона при подаче документов на бумажном носителе (личное обращение) их могут не принять, если не установлена личность заявителя.
Учитывая, что прием документов на государственную регистрацию прав физических лиц осуществляют многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг (МФЦ), фактический отказ в принятии документов физические лица получают в МФЦ.
МФЦ и регистрирующий права на недвижимость государственный орган делает вывод о неустановлении личности заявителя, если в момент подачи заявления на гос регистрацию прав не предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, или заявитель отказался предъявить документ, удостоверяющий его личность. Вместе с тем, заявителям необходимо учесть, что положения закона позволяют трактовать его расширительно, поскольку основания для отказа в принятии документов на гос регистрацию прав сформированы в виде открытого перечня.
Понятие «установление личности» в самом законе не раскрыто, и регистраторы толкование понятия «установление личности» для гос регистрации прав проводить с учетом Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, а установление личности ностранных граждан — по правилам закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
По этому, уже при подготовке к сделке с недвижимостью проверьте свой российский паспорт, и при достижении соответствующего возраста замените его. Органы государственной регистрации прав тщательно следят за действительностью представленных на регистрацию документов, и действительность паспорта является частой причиной отказа в принятии документов.
В отличие от многих государств в России существуют внутренние паспорта и заграничные паспорта, причем правила их выдачи, требования к эти паспортам и срок их действия не совпадают. Важно, что на территории РФ заграничный паспорт гражданина РФ не применяется для удостоверения личности, и при регистрации прав на недвижимость в России загран паспорт у вас не примут.
Более сложная ситуация с удостоверением личности иностранцев. Согласно закону РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» личность иностранца на территории РФ удостоверяется паспортом иностранного гражданина а так же международными договорами. По этому, у МФЦ и у регистрирующего органа появляется дополнительная возможность для усмотрения на стадии подачи документов.
Соответственно, фактически первый этап получения отказа в государственной регистрации прав на недвижимость может быть получен при подаче заявления и документов на государственную регистрацию права в МФЦ или непосредственно в Росреестре.
ИЛИ ПРОСТО
НАБЕРИТЕ НАШ НОМЕР
Основания для отказа в государственной регистрации прав
Основания для отказа в государственной регистрации прав в законе о государственной регистрации сформулированы в самой общей форме и связаны с не устранением причин препятствующих государственной регистрации (статья 27). При этом, в законе отсутствует перечень таких препятствий.
Вместе с тем, в части 1 статьи 26 закона приведен перечень причин из 55 пунктов, которые являются основанием для приостановки государственной регистрации прав. Очевидно именно эти обстоятельства указывают регистраторы Росреестра в качестве оснований для отказов в государственной регистрации прав.
Среди 55 оснований для приостановления государственной регистрации в частности указаны:
- лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
- с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
- представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;
- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;
- представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;
Как видно, перечень достаточно широкий и содержит оценочные критерии, что позволяет каждый из пунктов перечня оснований для приостановки государственной регистрации достаточно широко толковать. То есть новый закон о государственной регистрации прав предоставляет регистратору широкое поле возможностей для усмотрения.
Гарантией интересов заявителя государственной регистрации прав является двухэтапная процедура отказа в гос регистрации которая в обязательном порядке должна содержит: 1) приостановку по инициативе регистрирующего органа, и 2) решение об отказе. Каждое из решений и решение о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав, согласно статье 28 закона, оформляется в виде отдельного документа.
Обжаловать отказ в регистрации прав
Возможность обжаловать отказ в государственной регистрации прав предусмотрена в статье 8.1 Гражданского кодекса РФ, и с января 2017 года — частью 12 статьи 29 закона «О государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ). Способ обжалования отказа единственный – судебный.
Куда обжаловать отказ в регистрации прав
Действия заявителя по обжалованию — это не догма, поскольку при получении отказа действия заявителя каждый раз индивидуальны и зависят от конкретной ситуации — мотивов отказа. Куда обжаловать отказ в регистрации прав и стоит ли обжаловать отказ, каждый раз определяется по ситуации. Как было показано выше отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество возможен только после приостановки регистрации, а приостановка допускается только по основаниям, прямо установленным в статье 26 закона о регистрации недвижимости № 218-ФЗ. Именно от оснований приостановки и отказа в государственной регистрации права зависят дальнейшие действия заявителей. Мотивы и приостановки и отказа в государственной регистрации права должны быть изложены в соответствующем решении регистрирующего органа. Суд по регистрации прав на недвижимости, фактически, оценивает мотивы принятого государственным органом решения об отказе и приостановке государственной регистрации прав.
Куда обжаловать отказ в регистрации прав
В законе о регистрации недвижимости прямо установлена возможность обжалования отказов или приостановок государственной регистрации в суд. Как известно, в России существуют мировые судьи, районные суды и Арбитражные. Функции Росреестра по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимостью – это так называемые административные публичные функции, а споры, возникающие между Росреестром и заявителями при выполнении регистрационных функций являются административными.
И в зависимости от категории заявителя способ оспаривания решений об отказе в гос регистрации прав будет разный:
1. Если заявитель – организация или предприниматель и созданная недвижимости используется в предпринимательской или иной экономической деятельности, заявитель подает заявление в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оспаривая ненормативный акт государственного органа (Росреестра).
Такие заявления имеют ряд особенностей подготовки и рассмотрения. Например, заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с даты вынесения решения соответственно о приостановке или об отказе в государственной регистрации права. Существенным отличием заявления в порядке 24 главы АПК РФ от исков при исковом производстве – истец должен доказать только два обстоятельства: 1) Не соответствие решения государственного органа закону, и 2) Нарушение прав заявителя таким решением, или создание препятствий заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, или в возложении на заявителя, нарушение закона, какие либо обязанности (ч.1 ст.198 АПК РФ).
Подготовка заявления, его оформление и прилагаемые документы – в целом, соответствуют правилам подготовки и подачи исковых заявлений. Вместе с тем, к заявлению, согласно статье 199 АПК РФ, должно быть приложено оспариваемое решение.
Существенным отличием рассмотрения заявления в порядке главы 24 АПК РФ является распределение бремени доказывания: согласно ч.5 ст.200 АПК РФ именно на соответствующий государственный орган возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).
2. Если заявитель – физическое лицо (не предприниматель), с 15.09.2015г. дела этой категории — возникающие из административных и иных публичных правоотношений в связи с отказом в государственной регистрацией прав рассматриваются в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) судами общей юрисдикции – согласно статье 19 КАС РФ районными судами.
Требования заявителя по делам об отказе в государственной регистрации права, как правило два:
Основное: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.
Дополнительное: Об обязании Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности.
Производство по административным делам осуществляется в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства, имеющей существенные отличия от порядка, установленного в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Так, обращение в суд в порядке главы 22 КАС РФ оформляется административным исковым заявлением, а заявитель именуется административным истцом.
Согласно статье 219 КАС РФ административный иск может быть подан в течении 3-х месяцев с даты нарушения прав заявителя, или с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Вместе с тем, согласно части 3 указанной статьи заявление о признании незаконным решения, действий государственного органа может быть подано в течение 10 дней с даты, когда заявителю стало известно соответственно о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости.
В отличие от главы 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд не может не принять административное исковое заявление только по причине пропуска срока его подачи. В силу прямого указания части 5 и 7 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление должно быть принято судом в любом случае, а причины пропуска подлежат рассмотрению в предварительном судебном заседании. При этом в случае пропуска срока по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления восстанавливается судом.
Решение суда по административному исковому заявлению о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на недвижимость может быть двух видов (часть 2 статья 227 КАС РФ):
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании решения незаконным, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца,
- и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконным.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения о приостановке или об отказе в государственной регистрации права, суд выясняет (статья 227 КАС РФ):
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4.соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В рамках спора при государственной регистрации права на недвижимость административный истец (заявитель) доказывает только два обстоятельства: 1) нарушение прав и законных интересов заявителя отказом в гос регистрации права на недвижимость, и 2) соблюдение срока подачи административного искового заявления.
Остальное – пункты 3 и 4, доказывает административный ответчик.
Решение суда по административному исковому заявлению вступает в силу в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба (статья 298 КАС РФ).
По сравнению с общим порядком государственной регистрации прав на объекты недвижимости регистрация прав через суд имеет очевидное преимущество – решение суда не подлежит юридической экспертизе регистраторами Росреестра, а значит избавлено от усмотрения чиновников взгляды которых на одни и те же юридические факты иногда существенно отличаются.
В отдельных ситуациях государственная регистрация права собственности через суд – единственная возможность оформить права на недвижимость. Прием судебной регистрации в равной мере применяется как к регистрации прав на вторичную недвижимость, так и для государственной регистрации прав на новостройки.
Более подробно вы можете узнать, записавшись на БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию по земельному праву к нашему юристу по телефону: +7 () 318-45-38 или заполнив форму “онлайн заявку” на нашем сайте.
ВНИМАНИЕ!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас работают эксперты-консультанты!
Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и подготовка к его обжалованию
Процесс государственной регистрации операций с недвижимым имуществом регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (именуемый далее – Закон).
Прием документов на государственную регистрацию является самым началом процесса регистрации возникновения или прекращения прав на объект недвижимости. Результата у такого приема документов может быть всего два:
- Государственная регистрация;
- Отказ в государственной регистрации.
В случае выдачи зарегистрированных документов предшествует занесение сотрудниками регистрирующего органа (Управления ФРС Росрегистрации) записи о совершенном регистрационном действии в Единый государственный реестр прав (ЕГРП). После совершения регистрационный действий регистрирующий орган выдает зарегистрированный пакет документов с проставленными штампами, подтверждающими совершение регистрационных действий, и свидетельства о государственной регистрации.
При выдаче сообщения об отказе в совершении регистрационных действий, регистрирующий орган мотивирует отказ ссылками на нормы законодательства. Получив такой отказ, заявители могут устранить замечания и подать документы вновь или обжаловать отказ в суде.
Промежуточной стадией в решении вопроса об отказе или регистрации может быть сообщение о приостановке регистрационных действий до исправления конкретных замечаний регистрирующего органа. Однако, по результатам этих замечаний при их исправлении будет регистрация, при неустранении замечаний — отказ в совершении регистрационных действий.
Юридические основания отказа в совершении регистрационных действий
К счастью для заявителей, в п. 1 ст. 20 Закона определен список оснований для отказа в совершении регистрационных действий. В регистрации может быть отказано, если:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии в соответствии с федеральным законом.
В статье 20 Закона особо отмечено, что наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суде или арбитражном суде.
До внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права.
При отказе в государственной регистрации права уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
Отрицательные последствия отказа в совершении регистрационных действий
Самым существенным негативным последствием отказа в совершении регистрационных действий является отсутствие правовых последствий самой сделки, т.е. перехода права собственнсти. Существуют несколько групп договоров которые считаются заключенными с момента государственной регистрации. К таким договорам относятся все сделки с жилыми объектом недвижимости (п.3. ст.433 ГК РФ). Договоры с нежилыми помещениями и земельными участками считаются заключенными с момента их подписания. Однако, действующее законодательство предусматривает обязательную государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи любого объектами недвижимости, т.к. в соответствии со ст. 551 ГК РФ договор купли-продажи недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. Переход права собственности не прошедший обязательную государственную регистрацию считается не произошедшим, и не порождает правовых последствий для ее сторон. Таким образом, отказ в государственной регистрации означает отсутствие самой сделки. Еще одним отрицательным последствием отказа в государственной регистрации является потеря денежной суммы в размере уплаченной государственной пошлины, т.к. в соответствии с п. 5 ст. 20 Закона уплаченная пошлина в случае отказа в регистрации не возвращается.
При получении отказа в государственной регистрации у заявителя остается лишь два выхода:
- Повторно обратиться с заявлением о регистрации права (сделки), исправив документы или устранив все иные замечания, указанные в уведомлении об отказе. Законом не установлено каких-либо ограничений в отношении количества таких обращений, поэтому можно обращаться в регистрирующий орган с этой целью сколько угодно раз, разумеется каждое обращение должно сопровождаться уплатой государственной пошлины. Но это касается лишь случаев с устранимыми нарушениями, например опечатки, недочеты и неточности в договоре.
- Обжаловать отказ в суде или подать в суд иск о признании права. Этот случай используется только тогда, когда замечания, указанные в уведомлении об отказе, устранить не возможно в силу объективных причин.
Форма и процедурные сроки при отказе в регистрации
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона при принятии решения об отказе в государственной регистрации заявителю в письменной форме и в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение (письмо) о причине отказа.
Письмо об отказе в совершении регистрационных действия подписывается регистратором и должно содержать мотивированные причины отказа со ссылками на нормативно правовые акты, которыми руководствовался регистратор принимая решение об отказе. Письменный отказ в совершении регистрационных действия направляется всем сторонам сделки. Также отказ должен обязательно содержать ссылку на одно из оснований содержащихся в п. 1 ст. 20 Закона – юридическое основание отказа.
Юридические основания для приостановления совершения регистрационных действий
Основания для приостановления («приостановки») совершения регистрационных действий четко не прописаны в ст. 19 Закона о регистрации. Указанная статья не содержит исчерпывающий список оснований для приостановления, и устанавливает правило о том, что регистрация может быть приостановлена «при возникновении … сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений». Срок приостановления регистрационных действий определен Законом — 1 месяц. По закону государственный регистратор обязан принимать необходимые меры по получению дополнительных сведений и подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.
В случае приостановления регистрационных действий государственный регистратор в письменной форме уведомляет заявителя о причинах, препятствующих регистрации. Суть этих оснований обычно сводится к подаче дополнительных документов или исправлении ошибок в ранее предоставленных документах.
Однако если месячный срок приостановления регистрации будет пропущен и замечания не будут устранены, то государственный регистратор на основании п. 2 ст. 19 Закона обязан оказать заявителю в совершении регистрационных действий.
Обжалование отказа в совершении регистрационных действий в судебном порядке
Действующим законодательством предусмотрена процедура обжалования действий (бездействий) органов государственной власти. В п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прямо предусмотрено правило о том, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Если отказ в регистрации будет получен юридическим лицом, то обжалование должно происходить в порядке, установленном правилами главы 24 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ («рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов…»). Срок обжалования такого решения установлен п. 4 ст. 198 АПК РФ и равняется трем месяцам со дня, когда стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Если в регистрации будет отказано физическому лицу, то оно вправе обжаловать отказ в порядке, установленном правилами главы 25 Гражданско-процессуального Кодекса РФ («производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти…»). В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ такие отказы должны быть обжалованы физическими лицами также в течение трех месяцев со дня получения уведомления об отказе.
Если судом будет удовлетворено требование истца, то отказ будет признан незаконным и регистрационный орган будет обязан совершить регистрационные действия. Причем срок вступления решения арбитражных судов об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, за исключением случая когда самим решением установлен иной срок.
Статья 20 122-ФЗ – Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав
1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
1.1. В государственной регистрации прав по требованию судебного пристава-исполнителя может быть отказано только по основаниям, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 настоящей статьи.
1.2. Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
2. Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.
3. При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления. Если одновременно с сообщением об отказе в государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляры – подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю. Сообщение об отказе в государственной регистрации прав и указанные документы по желанию заявителя могут быть выданы ему лично.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
4. До внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права. В случае, если государственная регистрация прав проводится судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта, она может быть прекращена только на основании судебного акта. В случае, если государственная регистрация прав проводится по требованию судебного пристава-исполнителя, она может быть прекращена только по требованию судебного пристава-исполнителя.
5. При отказе в государственной регистрации права уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
6. Если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить заявителя по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав.
7. Порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров – подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте 6 настоящей статьи решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
3.1. Помимо предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона случаев в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве может быть отказано в следующих случаях: Открыть статью
1. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона. Открыть статью