Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома? Нормы освещения и что делать, если нет света?

Когда гражданин России возвращается затемно домой по освещённому двору своего дома он, как правило, никогда не задумывается кто отвечает за то, чтобы уличные фонари исправно работали каждую ночь.

Однако того же самого жильца это сильно заинтересует когда однажды вечером он будет возвращаться домой в полной темноте.

Далее подробно рассмотрим, кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома и за чей счет это осуществляется?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 () 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома?

Для того чтобы точно узнать кто заботиться о работоспособности дворовых фонарей придётся обратиться к ФЗ No131.

В нём чётко прописано, что все улицы, дороги, а также аллеи находятся под покровительством органов местного самоуправления ровно, как и дворы.

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Что касается ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии линий электропередач, то этими вопросами занимаются всё те же компании, которые специализируются на этом. Они будут исправно выполнять свои обязанности если с ними вовремя заключить договор.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ, то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154.

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Нормы освещения

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с СП 52.13330.2011 , а именно:

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Вдобавок существуют заранее разработанные варианты освещения. Ими предусмотрено определённое размещение осветительных приборов и их соответствующий тип. Варианты бывают следующие:

    Вариант номер один предполагает наличие фонаря под козырьком над дверью в подъезд.

Фонарь может быть любым даже светодиодным.

Преимущество этого варианта заключается в низкой стоимости.

Это обусловлено тем, что фонарь не требует большой мощности. Недостаток заключается в том, что освещению подвергается только пространство перед дверью, а подходы находятся в темноте.
Вариант номер два предполагает размещение осветительного прибора на стене здания прямо над подъездным козырьком. Фонарь находится на высоте примерно в 8,5 м. В такой ситуации нужно воспользоваться светильником, который имеет круговую силу света и может выдать световой поток равный 3600 люмен.

При этом фонарь должен быть расположен под углом 25 к линии горизонта. При таком способе освещения страдает только пространство перед входной дверью. Туда падает тень от козырька подъезда.
Третий вариант подразумевает использование обоих видов размещения фонарей одновременно. Такая мера с лихвой удовлетворяет все нормы освещения придомовой территории.

Однако стоимость содержания такого освещения будет по определению высока.

Когда перед жильцами встаёт задача спроектировать освещение своего двора, то кроме финансовой составляющей они должны учесть такие факторы, как устойчивость фонарей к хулиганам и защищенность от падающих сосулек в зимний период.

Какой бы вариант ни выбрали граждане, проживающие в доме, они в первую очередь должны руководствоваться осветительными нормами, которые приняты в России.

Они придуманы не просто так и несоответствие им может повлечь не только ответственность перед законодательством, но и некоторые человеческие жертвы.

Что делать, если нет света?

Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.

Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.

Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.

При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.

В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.

Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.

К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.

Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.

Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.

То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.

В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.

Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.

Заключение

Из всего того, что было написано выше можно сделать вывод, что организация освещения придомовой территории и поддержание фонарей в рабочем состоянии является в сущности несложной задачей.

Однако здесь тоже существуют свои подводные камни и чтобы не наткнуться на них нужно внимательно изучить нормы освещения и Федеральные законы, о которых шла речь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 938-65-46 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Да будет свет: закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома

Проблема освещения придомовой территории часто вызывает у жильцов многоквартирного дома немало вопросов: куда тратятся выделяемые средства, кто должен обеспечивать освещение и куда обращаться при его отсутствии.

Чтобы темнота вокруг дома не стала постоянным явлением, расскажем, куда следует обращаться жильцам, если они столкнулись с подобной неприятностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 () 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.

Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.

Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.

На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.

Что входит в данное понятие?

Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:

  • подъезды и тротуары;
  • парковки и подъездные пути;
  • детские площадки и прогулочные дорожки;
  • хозяйственные площадки.

Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.

Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.

Кто ответственен?

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

Если проблема со светом все же возникла, нужно просто позвонить в офис компании и сообщить специалистам. УК в свою очередь должна устранить неполадки, иначе жильцам придется обратиться в администрацию, которая осуществляет контроль над деятельностью УК.

Если же придомовая территория документально не принадлежит собственникам квартир, ответственность за освещение возлагается на местную администрацию.

Порядок действий для решения проблемы

Если во дворе отсутствует освещение или неисправны осветительные приборы, жильцам многоквартирного дома следует сообщить об этом управляющей компании.

Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.

Акт и фото нужно предоставить в УК, где в течение недели специалисты рассматривают обращение жильцов, представитель компании проверяет достоверность сведений и проводит собственную проверку, результаты которой фиксирует в акте.

Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников. Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 938-51-36 (Москва)
+7 () 467-38-73 (Санкт-Петербург)

Освещение придомовой территории

Где права сила, там бессильно право

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» – территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» – территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим – вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу: «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно здесь.

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользоваться формой ниже.

Каким должно быть освещение придомовой территории многоквартирных домов

Наружное освещение играет очень большую роль в инфраструктуре любых населенных пунктов. Особенно важно оно для городских районов. Причем большое значение нужно уделять уличному освещению придомовой территории.

Наружное освещение территории около дома

Освещение придомовой территории должно опираться не только на установленный властью закон, но и на соответствующие требования и нормы. О том, что следует знать в данном случае, вам расскажет наша сегодняшняя статья.

Придомовая территория и ее особенности

Придомовая территория представляет собой честь земельного участка, которая прилегает к многоквартирному дому.

Обратите внимание! Как утверждает закон РФ, на придомовую территорию распространяется право собственности или пользования всеми собственниками конкретного многоквартирного дома.

Часть двора вблизи дома

Как говорит закон РФ касательно городских земельных участков, в состав общесетевого имущества в рамках придомовой территории входят:

  • земельный участок, на котором был возведен дом на много квартир. Границы для земельного участка многоквартирного дома указаны в государственном кадастровом учете;
  • элементы озеленения, благоустройства (системы освещения);
  • иные объекты, которые предназначены для обслуживания данного дома. Сюда могут относиться тепловые пункты, различные трансформаторные подстанции, а также гаражи или коллективные автостоянки, детские площадки. Но все описанные объекты должны находиться в границах земельного участка, установленного кадастром.

Поэтому, чтобы понять реальные границы прядомой территории, о которой говорит закон страны, нужно иметь на руках подробную информацию об этом земельном участке. Для этого необходимо подать заявление в соответствующий орган государственного кадастрового учета. Здесь выдают кадастровую выписку о конкретном земельном участке. В этой выписке должны быть приведены следующие данные:

  • размер и границы придомовой территории;
  • информация о собственнике.

В качестве собственника, т.е. того, кто отвечает за данную территорию, могут выступать:

  • город (муниципалитет);
  • право пользования предоставляется собственникам данного многоквартирного дома;
  • придомовая территория, которой владеют собственники дома.

Любые разграничения полномочий, проводимые между жильцами (пользователями) и городом (собственникам) должны быть закреплены в специальном договоре, как говорит закон.

Обратите внимание! Закон также говорит, кто платит за освещение территории вокруг многоквартирного дома.

Экземпляр договора должен храниться в вашем ТСЖ или управляющей компании, а также в местной администрации.
Подписанный договор на право владения городских территорий содержит следующую информацию:

  • условия эксплуатации земельного участка (освещение и т.д.);
  • право и ответственность за сдачу в аренду территорий третьим лицам.

Но в ситуации, когда права собственности на придомовую территорию принадлежат лишь собственникам многоквартирного дома, имеются определенные нюансы.

Особенности владения придомовой территорией жильцами

В ситуации, когда в роли владельцев земельного участка вокруг многоквартирного дома выступают его жильцы, закон будет содержать следующие моменты:

  • в Жилищном кодексе РФ указано, что жильцы городских домов на большое количество квартир обязаны оплачивать расходы, которые идут на содержание общего имущества, включительно системы уличного освещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности. Это означает, что платит за уличное освещение уже не только муниципалитет;

Обратите внимание! Доля в праве общей собственности будет пропорциональна общей площади помещения, которое принадлежит лицу, имеющее право собственности.

  • по Жилищному кодексу, собственники обязаны выбрать один из вариантов ведения управления многоквартирным домом. Это может быть управление ТСЖ, управление конкретной организацией или другим специализированным потребительским кооперативом.

В результате этого ответственность в данной ситуации будет возлагаться на одно из вышеперечисленных лиц. Поэтому, прежде чем требовать установку качественного освещения придаваемой территории, нужно установить не только, что по этой ситуации говорит закон, но и кто имеет право собственности на данный земельный участок и несет за него ответственность (кто платит, ремонтирует и т.д.). Как говорится в Жилищном кодексе РФ, вся стоимость обслуживания системы уличного освещения включена в коммунальные услуги, а также структуру платы за жилое помещение.

Что еще следует знать о придомовой территории и ее подсветке

Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП. Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.

Нормы освещенности придомовой территории

Дело в том, что каждый объект придомовой территории (подъезд, проезжая дорога, клумбы и т.д.) должны иметь свой конкретный уровень освещенности, которые основывается как на предназначении объекта, так и зрительной системы человека. Это означает, что подсветка каждого объекта придомовой территории не должна вызывать дискомфорт у наблюдателя, а также создавать полноценное освещение.
Это означает, что при организации наружной подсветки двора городских многоквартирных домов, ответвлённые за это структуры (определенные муниципалитетом) должны опираться на норму, установленные в СНиП. Причем занижать уровень освещённости ниже установленных границ строго запрещается.

Требования к организации освещения двора

В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:

  • подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;

  • количество светильников, установленных вдоль проезжей части должно быть таким, чтобы исходящий от них свет был не ниже установленного уровня освещенности;

Обратите внимание! Управляющая компания или другие организации, отвечающие за организацию наружного освещения, на основании уровня освещенности определяют стиль фонарей, ограничение их по функциональности и т.д.

  • качественная и полноценная подсветка должна организовываться для дорожного полотна, а также детских площадок и парковочных мест.

Достижение необходимого уровня освещения в разных участках городских может достигаться следующими способами:

  • установка настенных фонарей над входом в подъезд. При этом высота размещения фонарей может быть различной. Чем выше будет фонарь и мощнее лампочка в нем, тем больше будет круг света, сформированный осветительным прибором;
  • фонарные столбы, размещенные вдоль проезжей части. С помощью таких фонарей, которые помещены на верхушке столбом, можно качественно осветить все участки двора: детские площадки, парковочные места, тротуары и проезжую часть.

Для оптимальной наружной подсветки придомовой территории многоквартирного дома стоит использовать оба варианта освещения: фасадные настенные светильники и фонарные столбы. В такой ситуации можно добиться оптимального уровня освещенности двора при минимальных затратах, которые будут уравновешены экономными источниками света, а также количество фонарей и настенных светильников. При этом затемненных участков территории можно будет избежать с высокой вероятностью.

Особенности питания наружного освещения

Для городских многоквартирных домов в качестве источника питания системы наружного освещения используют само здание многоквартирного дома.

Освещение во дворе многоэтажки

Для учета потребленной электроэнергии в данной ситуации используется общедомовой электросчетчик. В связи с этим расходы будут распределяться на всех собственников. В связи с этим, чтобы сократить расходы по данной статье для освещения улиц и дворов, располагающихся вблизи многоквартирных домов стали устанавливать экономные источники света: люминесцентные, газоразрядные и светодиодные лампочки. Из этого списка максимальной экономией электроэнергии можно достичь, используя светодиодные источники света.
Некоторые считают, что уменьшить стоимость оплаты потребляемой наружной системой освещения электроэнергии можно с помощью датчиков движения.

Эти устройства показали высокую эффективность в домашних условиях, но вот на улице в качестве элемента системы наружного освещения придомовой территории многоквартирного дома они продемонстрировали менее успешный результат. Дело в том, что здесь работа датчиков движения будет не совсем корректной. Это связано с тем, что хоть время включения освещения и можно будет запрограммировать в зависимости от естественного уровня освещенности, прибор может реагировать на полет птицы или перемещение домашних животных. В результате частота ложных срабатываний в те моменты, когда свет не нужен, будет в разы выше.

Обратите внимание! Частое включение и выключение света зачастую несет более негативный характер для электросети наружного освещения, чем постоянно горящий свет.

Современные осветительные приборы ТСЖ и ЖСК, оснащенные фотоэлементами, в определенной степени лишены вышеперечисленных проблем, так как имеют несколько режимов работы (например, дежурный).

Дополнительные особенности наружной подсветки

Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.

Антивандальная защита светильника

Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.

Заключение

Подходить к организации освещения на придомовой территории любого многоквартирного дома нужно не только с учетом буквы закона, но и норм, которых обязательно нужно придерживаться. Это позволит качественно осветить дом и тратить на поддержку этой системы минимум сил, времени и денег.

Освещение в подъездах жилых домов – нормы СанПиН, требования, выбор светильников для подъездов многоквартирных домов

Освещение в подъезде многоэтажного дома – это залог минимального комфорта жильцов. Современные подъезды многоэтажек, в особенности если в доме имеется лифт, очень часто даже не имеют окон, что делает практически невозможным передвижение по ним без дополнительного источника света. В этом случае особую роль играет качество освещения, продуманность системы, которая обязана быть не только удобной, но и соответствовать всем требованиям СанПиН, быть достаточно экономичной и безопасной.

Освещение в подъезде многоквартирного дома

Освещение в подъезде – это часть расходов, которая лежит на жильцах дома. Именно поэтому всё чаще стоит вопрос о том, как правильно организовать систему освещения, чтобы она была недорогой в обслуживании, но комфортной, надёжной и безопасной. Нормы ГОСТ к освещению подъездов предполагают в основном использование ламп накаливания или люминесцентных ламп – сегодня у этих источников света есть альтернатива. Впрочем, стоит разобраться со всеми особенностями освещения коммуникаций и элементов многоквартирного дома.

Освещение подвала многоквартирного дома

Подвалы и цокольные этажи должны быть освещены, как и подъезды. Очень часто в подвалах находятся представители УК, например, управдом, располагаются коммерческие предприятия – чаще всего продуктовые магазины, зоомагазины, ателье и т.д. Некоторые многоэтажные дома предполагают передачу подвалов в пользование жильцам. Какой бы из случаев ни относился к вашему дому, требования к освещению подвала предъявляются особенно строгие. Дело в том, что это помещение с повышенной влажностью, поэтому лампы обязательно должны иметь влагостойкий плафон (особенно это актуально для ламп накаливания, плохо выдерживающих высокую влажность). Также согласно требованиям:

  • питание для системы не может превышать 42 вольт;
  • вторичная обмотка элементов системы должна быть рассчитана на напряжение до 42 вольт – это гарантирует безопасность человека даже при поломках системы;
  • медные и алюминиевые провода запрещено соединять при организации подвального освещения;
  • все видимые провода прокладываются только в гофрированных «рукавах» и т.д.

Несложно отметить, что повышенная электрическая и пожарная безопасность – это основа организации освещения в подвале многоквартирного дома.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Не менее важно для комфорта жильцов и освещение придомовой территории. Это необходимо для:

  • обеспечения безопасности жильцов и гостей дома, случайных прохожих (очень часто на плохо освещенных участках на прохожих нападают грабители и т.д.);
  • для удобства пользования общедомовым имуществом (в первую очередь детскими площадками) в тёмное время суток;
  • для снижения уровня травматизма при передвижении по тротуарам, детским площадкам и т.д.

Официальный документ, в котором прописаны все требования к освещению придомовой территории, называется так: СП 52.13330.2011. Так, например, светильники на придомовой территории могут иметь совершенно любую «основу», то есть лампу накаливания, светодиод или люминисцентную лампу. При этом наиболее ярко должны быть освещены входы в подъезд – не меньше 6 ЛК. Тротуары и дороги для передвижения автомобилей – фонарями и светильниками с уровнем света не меньше 4 ЛК. Хозяйственные постройки – 2 ЛК и т.д.

Придомовые территории очень часто освещают при помощи уличных фонарей (за исключением светильников у подъездов), например, как модель Favourite Provinz 1820-2F. На входах в подъезд не будет лишним повесить современную светодиодную лампу вроде стильного уличного светильника Eglo Panama 93519.

Требования к освещению в подъезде

Итак, стоит вернуться к подъездам. Дело в том, что требования к его освещению предъявляют сразу несколько документов, в том числе требования ГОСТ, которые, впрочем, в первую очередь затрагивают системы освещения, организованные с помощью ламп накаливания. Гораздо более современными и актуальными являются нормы СанПиН, которые действуют с 2010 года. В первую очередь здесь говорится о том, что вне зависимости от степени естественной освещенности подъезда, от его вида и типа, он обязан быть оборудован искусственными источниками света.

Также стоит учитывать и то, что территория возле лифтов, лестничные площадки, холлы, сами лестницы обязаны быть оборудованы осветительными приборами любого вида и типа с уровнем освещенности не меньше 20 ЛК. Между прочим, освещение подвала, придомовой территории и территории возле подъезда относится к категории требований к освещению подъезда согласно нормам СанПиН.

Истоники света и нарушения при их монтаже

Организация системы освещения в подъездах чаще всего происходит при помощи обычных ламп накаливания. Это не лучшее решение (и альтернативой ему являются люминесцентные лампы и современные светодиодные светильники), поскольку такие лампы очень часто становятся причиной возгораний в результате перегрева (нагреваются до 360 градусов Цельсия). Более того, в нарушение всех установленных норм эти лампы устанавливают без плафонов, что повышает риск пожарной опасности вдвое.

Среди прочих нарушений при организации системы освещения стоит отметить и следующее:

  • лампы (в том числе и лампы накаливания) часто устанавливают без специального рассеивателя света, в результате чего поток концентрируется только в одном месте, и даже если лампа соответствует стандартам СанПиН, итог освещения будет некачественным;
  • одним из наиболее распространённых нарушений является то, что лампы располагаются на недостаточном возгорании от легковоспламеняющихся веществ и/или объектов – по требованиям СанПиН, должен быть исключён совершенно любой риск возгорания – из-за этого жильцам запрещено пользоваться коридорами, чтобы оставлять там вещи, например, деревянную мебель или лыжи;
  • нередко систем освещения организуется непрофессиональными электриками, находящимися в штате УК: часто встречаются соединения проводов из алюминия и меди, которые, вступая в химическую реакцию, приводят к быстрому разрушению контактов.

Стоит отметить, что для организации системы освещения подъезда многоэтажного дома используются три типа источников света:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • светодиодные лампы.

Подробнее о каждой из них поговорим ниже.

Лампы накаливания

Лампы накаливания – наиболее распространённые источники света, которые применяются для организации системы освещения в подъезде многоэтажного дома. Среди основных достоинств отмечается:

  • невысокая стоимость самой лампочки;
  • простота замены лампы при необходимости;
  • доступность лампы в любом хозяйственном магазине.

Мощность таких ламп обычно не превышает 60 Ватт, при этом расход энергии ламп накаливания превышает, например, затраты на обслуживание светодиодных светильников – и стоимость использования устаревающих источников света ложится тяжким бременем на жильцов многоэтажки.

Также из минусов стоит отметить небольшое количество часов, которые прослужит лампа накаливания, необходимость использования плафона, низкую пожаробезопасность и регулярный перегрев лампы до 360 С всего спустя 1 час бесперебойной работы. Исходя из всего вышесказанного, стоит сделать вывод, что лампы накаливания являются не лучшим вариантом для организации системы освещения в подъезде.

Люминесцентные лампы

Люминесцентные лампы – это второй по популярности источник света для подъезда. Среди их достоинств можно отметить:

  • относительную доступность ламп по стоимости;
  • простоту замены и монтажа;
  • распространённость в продаже;
  • длительность использования (достигает 25 тысяч часов);
  • уровень света достаточный для подъезда, свет белый, яркий, не раздражающий человеческий глаз.

В то же время у таких ламп есть свои недостатки, например, они изготавливаются с использованием паров ртути, которые представляют собой отравляющее для организма вещество, правда, в минимальных и безвредных для человека дозах. Несмотря на это, утилизация люминесцентных ламп должна производиться с соблюдением всех требований законодательства – например, их нельзя выбрасывать как бытовые отходы, а допускается лишь сборка в специальные контейнеры, которые должны быть обязательно установлены в каждом населённом пункте России.

Светодиодные лампы

Раньше светодиодные лампы считались недопустимыми для освещения подъездов и тамбуров на лестничных клетках, поскольку их отличительной чертой являлось создание луча с узкой направленностью, а не яркого рассеянного света. Сегодня эта проблема решена при помощи светодиодных ламп, например, лампы светодиодной E27 10W 4200K груша матовая 4690389085543, или светильников того же плана. Так, например, качественные светодиодные светильники, подходящие для освещения подъездов, делает бренд IMEX, который предлагает, в частности, модель IL.0021.0415 Светильник встраиваемый. GU5.3 50W WH. Довольно эффектно и удачно для освещения подъезда выглядят светодиодные панели, как, допустим, LPN.597.12 LED панель 15W 220V 3000K 200×200мм IP43.

Из недостатков светодиодных источников освещения можно отметить в первую очередь высокую цену на сами лампы и светильники, которая значительно превышает стоимость недорогих ламп накаливания. В то же время достоинства изделия покрывают его единственный недостаток:

  • в среднем светодиодная лампа меняется 1 раз в 5-6 лет;
  • стоимость электроэнергии получается крайне незначительной, что полностью перекрывает в течение года затраты на установку светодиодных ламп;
  • свет не раздражает глаз, является белым, холодным или тёплым;
  • лампы пожаробезопасны;
  • они не нагреваются и не выделяют ядовитых паров, совершенно безопасны для человека, не требуют особых условий утилизации.

Оплата освещения в подъезде

Оплата освещения в подъезде включается управляющей компанией в графу расходов «общедомовые нужды» и делится между всеми собственниками и квартиросъёмщиками жилья. Причём стоит отметить, что чем больше площадь квартиры, тем больше будет размер оплаты за общедомовые нужды – в том числе и за освещение подъезда, несмотря на то, что в большой квартире может даже никто не проживать. Расчёт стоимости освещения подъезда и придомовой территории осуществляется согласно показаниям счётчика, а если таковой не установлен (что уже почти никогда не встречается в многоэтажных домах в России), то оплата осуществляется согласно нормативам, установленным администрацией региона, реже – города. Для этого норматив умножают на площадь жилья каждого собственника, а затем делят на общую площадь всех жилых помещений в здании – получается плата за освещение.

А чтобы платить за освещение в подъезде меньше (как и за его отопление), стоит воспользоваться этой удобной инфографикой, на которой приведены некоторые несложные советы, которые помогут сэкономить тепло и свет. Также в этой связи регулярно встаёт вопрос об оптимизации системы освещения дома.

Автоматизация освещения в подъезде

Из-за того, что законодательство РФ движется в сторону обязательной экономии ресурсов, в связи с нежеланием собственников и съёмщиков жилья платить большие суммы за обслуживание системы освещения в подъездах, всё большее количество домов переходит на автоматические системы освещения подъездов многоэтажных домов. Это крайне выгодное решение, представленное разными системами, которые позволяют организовать автоматическое включение и выключение светильников и ламп – поэтому они будут работать только тогда, когда это действительно необходимо.

Система с датчиками движения

Системы с датчиками движения считаются наиболее оптимальными и экономичными – они включают свет только тогда, когда реагируют на чьё-то присутствие. Это достаточно дорогой в плане монтажа и покупки самих датчиков, но очень экономичный вариант автоматизации системы освещения в подъезде. Как можно заметить, системы с датчиками движения отличаются относительной несложностью в реализации подключения, но позволяют эффективно экономить электроэнергию и ходить по освещенному подъезду даже маленьким детям или, например, жителям с тяжелыми сумками, мамам с колясками и т.д. – то есть тем, кому сложно и неудобно самостоятельно нажать на выключатель.

Система с датчиками освещенности

Это не самая экономичная, но простая и приятная система автоматизации освещения. Благодаря датчикам приборы включаются в ночное время суток – то есть когда затемнение на лестничной площадке действительно превышает допустимое значение. Правда, всю ночь светильники будут работать, что, конечно, не очень выгодно.

Система управления освещением с использованием кнопочных постов

На фото приведена схема вероятного управления освещением в подъезде с использованием кнопочных постов. Однако, разумеется, в каждом индивидуальном случае эта схема будет меняться. Это отличное решение для небольших многоквартирных домов. По факту это такая же система, как в наших квартирах, с выключателями света: когда кто-то проходит по подъезду, нужно включить свет, а затем, приходя в квартиру, выключить его. Простая, недорогая в монтаже и обслуживании система, которая, впрочем, не будет работать, если соседи не слишком ратуют за экономию электроэнергии.

Комбинированные системы освещения

Также применяются и комбинированные системы освещения, включающие в себя разные типы автоматизации. Например, в холлах очень часто используются либо кнопочные системы, либо варианты с датчиками освещения. На этажах, поскольку они отличаются относительно маленькой проходимостью, гораздо эффективнее устанавливать системы с датчиками освещения. Светильники перед подъездами, например, IL.0006.0002 Светильник встраиваемый карданный. 2xMR16 GU5.3 50W от известного и качественного бренда IMEX, почти всегда снабжаются датчиками освещённости.

Куда жаловаться на отсутствие освещения в подъезде

Иногда случаются плановые отключения света, аварии, о которых, к сожалению, невозможно уведомить заранее, и последствия устраняются как можно более оперативно и срочно. В этих случаях жаловаться на отсутствие света в подъезде попросту глупо. Однако во всех остальных случаях, даже если просто перегорела лампочка в плафоне, необходимо оставить заявку по телефону, лично или написать заявление на имя управляющей компании вашего дома. По нормам законодательства, проблема должна быть устранена в течение следующего дня – не рабочего, а астрономического. Игнорирование заявления – это причина обращения в правоохранительные органы, в первую очередь в прокуратуру – или в жилищную инспекцию. Однако даже в случае обращения в высшие инстанции УК должна решить проблему не позднее 7 дней (опять-таки не рабочих, а календарных) с момента поступления первого обращения. Отсутствие освещения в подъезде – проблема, которая обязана быть решена управляющей компанией многоквартирного дома. Однако в некоторых случаях жители решают не дожидаться действий «руки закона», а самостоятельно решают возникающие проблемы, как, например, герой этого видео – активист, который помог всем жителям своего подъезда в одном из домов в Набережных Челнах: https://www.youtube.com/watch?v=ca5B7ksQ3ic. Также на фотографии вы можете видеть образец заявления о модернизации системы освещения. Примерно по той же схеме пишутся и заявления на замену системы в подъездах многоквартирных домов.

Кем выполняется замена освещения в подъездах

Замена освещения в подъезде – это плановая работа, которая может потребоваться по следующим причинам:

  • перегорание лампы;
  • замыкания и неисправности электропроводки;
  • механические повреждения плафона или самого осветительного прибора, мешающие безопасному выполнению своих функций.

Никто не может запретить собственнику самому поменять лампочку в подъезде или даже снять светильник, чтобы установить новый, однако стоит помнить, что при отсутствии специальных навыков и знаний эта попытка может обернуться плачевной ситуацией – это опасно!

Лучше обратиться к управляющую компанию или ТСЖ – тогда не придётся нести расходы за лампочку или новый светильник, работа будет выполнена качественно и надёжно, но – в длительный срок, поскольку очень часто специалистов-электриков посылают на вызов в течение нескольких дней, что является противозаконным, но всё равно часто встречается в России.

Какие возможны последствия для УК, если отсутствует освещение в подъездах

Управляющая компания обязана обеспечить комфорт и безопасность жильцов дома – и отслеживание и своевременное решение проблем в функционировании освещения подъезда многоквартирного дома тоже к этому относится.

Если в подъезде в результате несвоевременной замены лампочек или по иным причинам, исключая аварийные и плановые отключения света, отсутствует освещение, то управляющую компанию ожидают санкции. Так, должностные лица будут обложены штрафом в размере от 4 до 5 тысяч рублей, а юридические лица, в первую очередь сама УК, – штрафом от 40 до 50 тысяч рублей.

Качественное освещение в подъезде – это залог комфорта жильцов, поэтому иногда стоит относиться к своему комфорту чуть более бдительно и не бояться бороться за него – в том числе заставлять работать управляющую компанию.

А если вы, как собственники, на общедомовом собрании решите изменить систему освещения, то добро пожаловать в наш магазин – мы гарантируем широкий выбор осветительных приборов, надёжных, приятных по стоимости и высококачественных, от ведущих производителей со всего мира.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Ссылка на основную публикацию