Лесная амнистия – что это по законодательству РФ?

Что такое лесная амнистия?

В конце июня 2017 года был принят и вступил в силу закон, который известен под названием «О лесной амнистии». Принятие данного закона вызвало большой резонанс среди населения.

Тем не менее, нельзя сказать, что он составлялся «на скорую руку», ведь написан данный закон достаточно подробно. Ознакомившись с ним, можно разобраться с тем, каким образом в настоящий момент осуществляется определение принадлежности земель к той или иной категории.

Ранее многие земли могли одновременно относиться к разным категориям, что часто приводило к различным конфликтным ситуациям и даже судебным разбирательствам. Особенно остро стоял вопрос относительно земель лесного фонда, ведь в разных документах могла быть указана разная информация.

Если кратко говорить о сути нового закона, то он устанавливает приоритет сведений ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) о категории земель перед всеми другими документами.

Таким образом, теперь нельзя опираться на данные лесного реестра или планы субъекта федерации, ведь в них может быть указана другая информация.

Давайте попробуем разобраться более детально, что собой представляет данный закон, как он действует и будет действовать, а также попробуем разобраться со случаями, когда определенный земельный участок по разным данным принадлежит к разным категориям земель.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Что означает лесная амнистия

В последнее время было принято много новых законов, а также внесено много изменений в существующие документы относительно земельных участков и их категорий. Все эти изменения привели к тому, что многие участки в настоящий момент могут относиться к другим категориям.

Для примера рассмотрим перечень участков, которые в настоящий момент исключили из земель лесного фонда и лесопаркового зеленого фонда:

  • Участки, права на которые возникли до 01.01.2016 г. и которые в соответствии с информацией лесного реестра относятся к категории лесного фонда, но в соответствии с информацией ЕГРН относятся к другой категории. Следует заметить, что речь идет только об участках, права на которые возникли до 2016 года. В данной ситуации, полный приоритет имеет информация из ЕГРН, вне зависимости от всех других документов;
  • Участок, который находится на землях лесного фонда, но до 01.01.2016 г. перешел в частную собственность. Таким образом, если человек на территории лесного фонда или лесопарка имел частную собственность, то его земли больше не будут относиться к данной категории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что всевозможные ограничения с подобного участка также будут сняты, хотя по факту он находится все там же. При этом переводить земли из лесного фонда владельцу не требуется, ведь до конца непонятно, к какой категории можно отнести участок, расположившийся в заповедной зоне. Большинство специалистов утверждают, что эта проблема должна решиться рядом новых законов, когда категорию определяют, исходя из построек на участке;
  • Земельный участок, который полностью или частично расположен на территории лесопаркового зеленого пояса. По факту, такие участки не должны располагаться в этой зоне, но такие ситуации возникают при ошибках в технических документах или пересмотре границ. Одним словом, в данном случае граница лесопарка переносится за пределы участка, а участок, соответственно, переходит в другую категорию земель;
  • Участок земли, который в соответствии с любыми документами относится к землям лесного фонда, но был передан частному лицу для ведения хозяйства (садоводство, под строительство, огородничество и прочее), до 08.08.2008 г. Таким образом, если до указанной даты гражданин получил землю лесного фонда, то теперь категория земель поменяется. Главной особенностью является то, что даже если в ЕГРН указано, что данный участок относится к категории лесного фонда, он будет переведен в другую категорию. Это первое, но не последнее исключение, из-за которого наверняка возникнет много путаницы. Подобные участки будут переведены в категорию земель населенного пункта, если они находятся рядом с ним. Если земля находится на удалении, её переведут в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Самое странное здесь то, что человек может использовать участок как ферму, но при этом земля будет относиться к категории населенных пунктов, что не совсем понятно.

Подводя итог описанного выше, можно сказать, что хоть положения в законе и описаны предельно точно, представления о том, как это будет работать у простых граждан, еще нет.

На переведение всех участков во всех документах уйдет много лет. Но все же можно сделать один вывод, который предельно точно будет характеризовать данные изменения.

Из лесного фонда и лесопарковых зон будут исключены участки, которые фактически уже давно не используются по назначению и назвать их какой-либо заповедной зоной нельзя.

Оформление земель лесного фонда в собственность.

Об изъятии земель лесного фонда у собственников без компенсации читайте тут.

Усложнение процедуры оформления нелесных участков

Стоит отдельно внимание уделить и усложнению процедуры оформления лесных участков, которая теперь требует дополнительной проверки. Данная проверка включает в себя утверждение схем земельных участков.

Сделано это с целью недопущения ситуации, когда участок лесного фонда по ошибке оформляется в другую категорию земли. Подобный процесс позволяет на месте исправлять все неверно указанные данные в различных документах и менять их на те, которые указаны в ЕГРН.

Проверяться документы будут в органах местного самоуправления. Чаще всего, это Главное управление лесами для каждой из областей. Отправляться в данную службу необходимо только тем, кто хочет получить участок, который в настоящий момент принадлежит государству и при этом не относится к землям в населенном пункте.

Одним словом, если участок покупается у государства вдали от любого населенного пункта, необходимо утверждение схемы в государственном органе.

Давайте попробуем разобраться и с тем, что такое земельный участок, который принадлежит государству. По факту, это все земля, которая не находится во владении физических и юридических лиц, а также не находится в муниципальной собственности.

Официально эта земля называется неразграниченной государственной собственностью. Неразграниченной ее называют, потому что она не числится в земельном кадастре и не разделена на отдельные участки.

Таким образом, приобретение земельного участка в собственность за пределами населенного пункта частично усложняется. Срок подобной проверки не маленький, и после подачи заявки, государственному органу дается 45 дней на ответ.

При этом если последние дни срока выпадают на выходные, конечной датой будет первый рабочий день после выходных или праздников.

Все это означает, что процесс приобретения и приватизации земли теперь будет занимать еще больше времени. С другой стороны, владельцу не придется переделывать документы и сталкиваться с проблемами неправильно определенной категории.

Рассмотрим перечень схем участков, которые не нуждаются в согласовании:

  • Расположены в местности, где нет лесничеств и лесопарков;
  • Расположены в местности, где вся информация о границах лесничеств и лесопарков уже занесена и согласована в ЕГРН. К сожалению, чтобы узнать эти регионы, необходимо обратиться за консультацией;
  • Участок расположен в границах любого населенного пункта.

Отказ в поданной заявке может прийти в случаях, когда намеченный участок полностью или частично находится на территории лесопарка или лесничества.

При этом отказ придет даже в случае, если пересечение минимальное и составляет несколько сантиметров. Проверяется информация согласно данным ЕГРН, а вот в регионах схемы чаще всего делаются на основе других документов, поэтому подобные ситуации периодически случаются.

Вместе с отказом должен прийти развернутый ответ, где описывается причина отказа, также должен быть приложен графический материал, где указаны места пересечения.

Как физические, так и юридические лица, получившие отказ, могут обжаловать решение в суде. Обжаловать решение в суде есть смысл, когда отказ был необоснованным.

Устранение противоречий в сведениях различных документов о категории земельных участков

В настоящий момент произошло много изменений, из-за которых чаще всего возникает путаница. Подобное чаще всего происходит в случаях, когда в различных документах указаны различные категории земли. С одной стороны, приоритет имеют данные ЕГРН, но с другой — есть ряд исключений.

Подробная информация описана в 10–15 пунктах 14 статьи ФЗ №172, действие которой недавно было возобновлено.

Рассмотрим несколько наиболее ярких и полезных примеров устранения противоречий, которые помогут разобраться в ситуации:

  • Если по информации ЕГРН участок относится к категории «земли запаса», а по документам лесного реестра относится к землям лесного фонда, то участок будет переведен в земли лесного фонда. По факту, земли запаса никому не принадлежат, поэтому подобное изменение категории никак негативно не скажется;
  • Если речь идет об определении категории земли на основе сведений ЕГРН и правоустанавливающих документов, приоритет отдается последним. Допустим, если человек имеет приватизированный участок со всеми оформленными документами, то участок не будет переведен в лесной фонд, даже если расположен в самом центре леса или лесопарка;
  • Бывают ситуации, когда часть участка находится на территории населенного пункта, а часть за ней. В таком случае, земля полностью становится частью населенного пункта.

Упрощение оформления лесных участков под объектами недвижимости

Существует упрощенная схема оформления участков, которые расположены на территории лесного фонда. В основном, речь идет о земле, права на которую были получены до 01.01.2016 г.

Постановка таких участков на кадастровый учет происходит в обычном порядке на основании схемы земельного участка. Говоря проще, изменения никак не влияют на владельцев, которые получили земли в собственность до 1 января 2016 года.

Если же права на участок были получены после этой даты, то присваивается категория на основе разрешенного использования объекта недвижимости.

Противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра

Согласно последним изменениям, все данные лесного реестра каждого из региона со временем должны быть изменены и соответствовать данным ЕГРН.

Но в новом законе существует сразу ряд противоречий, которые меняют положения вещей. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом более детально и узнать несколько важных особенностей.

Например, согласно последним изменениям, из земель лесных фондов необходимо исключить все участки, которые были ранее в него включены, но в настоящий момент не используются и мешают оформлению других участков.

Подобные участки из фонда исключаются только на основе сразу нескольких условий:

  • В ЕГРН нет никакой информации о данных участках. То есть информация записана исключительно в лесном реестре;
  • Границы данного участка пересекаются с границами других участков. При этом не важно, с какими участками есть пересечение;
  • Договоры аренды данных участков были прекращены или окончили свое действие.

Исходя из указанных выше условий, можно сделать вывод, что в данном случае закон изрядно упрощает жизнь. Неиспользуемые участки как бы удаляются из владений лесных хозяйств и лесопарков, что позволяет использовать их в других целях. Чаще всего, это позволяет выровнять границы заповедных зон в местах, где они сильно «деформированы».

Помимо этого, из лесного фонда исключаются те участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в связи с различными причинами. Самой популярной из причин является противоречие информации об участках в ЕГРН.

Порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков

Населенные пункты на территории ранее созданных лесных поселков чаще всего появляются в результате расположения на них военных объектов или, например, поселков, созданных с целью заготовки древесины.

Ранее подобные поселения не обладали полными юридическими правами, и с трудом их можно было считать населенным пунктом. В настоящий момент, они получили статус полноценных населенных пунктов со всеми вытекающими из этого юридическими правами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 () 703-47-59
Москва, Московская область

+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии». В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре. На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками. Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей. Указанное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ. Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН – к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы. В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители прокуратуры и МВД России.

Дачи вышли из леса

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой – ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”.

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться “лесной амнистией” пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту “РГ” в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина – пересечение границ его земли и лесного участка. Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы. Но человеку повезло – грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о “лесной амнистии”, участок поставили на кадастровый учет.

А в Псковской области есть другие примеры, когда “лесная амнистия” начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали. Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки “в связи с уточнением местоположения границ земельного участка”. Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году. По местному документу – Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне “занятой городскими лесами, землями лесного фонда”. В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили. Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками. Итог – государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о “лесной амнистии” шли весьма оживленные споры. Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР). Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит “лесная амнистия”, граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как “лесная амнистия” заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения “лесной амнистии”. В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по “формальным основаниям”. Слова, что такие основания являются именно “формальными”, не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.

В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях – это права законных правообладателей земельных участков.

Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России

– Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона. Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.

Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.

Росреестр разъяснил читателям “РГ” на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.

Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка. В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина – участок находится в границах лесного фонда. А вот 20.10.2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.

Лесная амнистия – что это по законодательству РФ?

Опция доступна для Челябинского и Саратовского регионов

Опытный юрист перезвонит вам, чтобы обсудить вашу задачу.

Беседа с юристом БЕСПЛАТНА, не является консультацией, длится до 10 минут

Отправляя эту форму, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с нашей политикой конфиденциальности

Согласен на обработку персональных данных в соответствии с Соглашением

Услуги и цены

Юридическая помощь в судах

Юридические услуги по недвижимости и земле

Юридические услуги бизнесу

Консультации

Услуги кадастровых инженеров

Дистанционные услуги

К автору любого материала на сайте можно записаться на личную консультацию
Телефон для записи:

(351) 233-50-35

Статьи
Новости
Советы юриста

Признание права – это получение решения суда или арбитражного суда, признающего Вас законным владельцем (со.

Люди по-разному реагируют, узнав о своем участии в судебном процессе в этом качестве. Кто-то не обращ.

С января 2011 года кассационная инстанция стала третьей инстанцией в судах общей юрисдикции по граждан.

Прежде, чем делать перепланировку в своей квартире нужно задать себе вопрос: «А возможно .

Многих арендодателей заботит вопрос, что делать с арендаторами, оставляющими после себя в съемной ква.

Ответ прост и однозначен. Надо. Тем более, что в момент подписания это ничего не стоит. И уж конечно .

Люди, которым приходится впервые столкнуться с судебным процессом, часто боятся идти в суд. И не удив.

Земельный юрист Татьяна Скворцова

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

Итак, принят нашумевший Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, известный как закон «О лесной амнистии».
Попробую выделить его основные положения.

В чем заключается «лесная амнистия»?

Во-первых, в том, чтобы установить приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра , лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда. Теперь, если в выписке из ЕГРН написано, что участок не является лесным, то этому, как правило, можно верить. Раньше верить было нельзя, поскольку лесная категория могла быть установлена иными документами.

Во-вторых, задача “лесной амнистии” состоит в том, чтобы вывести некоторые участки (как правило, уже застроенные) из состава земель лесного фонда и присвоить им иную категорию, более пригодную для хозяйственного использования, например, категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», а так же исключить ряд участков из лесопарковых зеленых поясов, имеющих органичения по хозяйственной деятельности.

Конечно, такое решение является очень спорным с точки зрения экологии, но все же необходимо отметить, что нормы “лесной амнистии” преимущественно касаются участков, предоставленных гражданам или организациям до 01.01.2016 года и де-факто уже потерянных для лесов. Новый закон не относится к ранее нетронутым лесам, что отчасти мирит с ним экологических активистов.

Чем категория «земли лесного фонда» принципиально отличается от иных категорий?

Тем, что на этих участках нельзя почти ничего строить, а это значит, что дом, возведенный на такой земле, может получить опасный статус самовольной постройки, даже если на него зарегистрировано право собственности.

Проблема в том, что далеко не все граждане и организации, что-либо построившие на землях лесного фонда, умышленно нарушили закон (хотя и такое, конечно, тоже было). Очень часто люди, начиная строительство на отведенных им участках, даже не знали, что их участок по данным лесного реестра находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно. Они оказались заложниками запутанной системы учета лесов. Новый закон призван исправить эту ситуацию.

Какие участки попадают под «лесную амнистию»?

1. Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения:

  • когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
  • имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них.
  • указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

2. Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 4.7. Вводного закона к Лесному Кодексу в новой редакции). Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).

При этом закон почему-то не регулирует ситуацию оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенными к категории земель лесного фонда. Из этого, вероятнее всего, можно сделать вывод о том, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амннистии» не предполагается, хотя логика законодателя не вполне понятна. Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти (подробнее см. ниже)

3. В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ, п. 4 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). Раньше это было невозможно.

Важно! Исключением из общих правил, описанных выше, являются участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особоохраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, используемые не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

Иные значимые положения “лесной амнистии”.

Возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов.

В соответствии с пунктом 5 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ, граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены в нарушением лесного законодательства.
Эта норма открывает массу возможностей, хоть и вызывает множество вопросов. В частности, неясно, обладают ли таким правом организации? Если нет, то почему? Какие именно обстоятельства необходимо доказывать суду, чтобы добиться удовлетворения такого иска? Что делать, если объект уже снесен, как самовольная постройка? Внятного ответа на эти вопросы закон пока не дает. Будем ждать разъяснений Верховного Суда.

Усложнена процедура оформления нелесных участков.

Новой статьей 3.5. вводного закона к Земельному Кодексу установлено дополнительное требование к процедуре утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления земельных участков в целях исключения ошибочного предоставления лесных участков под видом земельных участков, иных категорий. Теперь значительная часть схем будет направляться органами местного самоуправления на согласование региональный орган власти, уполномоченный в области лесных отношений (у нас это Главное управление лесами Челябинской области, будем условно называть их «лесниками»).
Согласовываться с «лесниками» теперь будут схемы всех участков из земель, относящихся к государственной собственности и не расположенные в пределах населенных пунктов (подробнее, об участках, не требующих согласования с «лесниками» см. ниже). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ к государственной собственности относятся все земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Большая часть «ничейных» земельных участков по своему статусу являются неразграниченной государственной собственностью. Таким образом, новая процедура дополнительного согласования относится к значительной части вновь предоставляемых участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Срок согласования таких схем будет продлен до 45 дней (п. 5 ст. 39.18, п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ, . п. 8.1. 39.29 РФ).
Не требуют согласования схемы участков:

  • расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
  • тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН;
  • расположенных в границах населенных пунктов;
  • расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
  • расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.

Основаниями для отказа в согласовании может стать полное или частичное наложение на земли лесничеств или лесопарков. В случае, когда такое наложение выявлено «лесниками», к отказу в согласовании должны быть приложены обосновывающие документы, в том числе, графические. В случае непоступления своевременного ответа от «лесников» схема будет считаться согласованной. Отказ в согласовании может быть обжалован в суд.

Устранинены некоторые противоречия в сведениях различных документов о категории земельных участков.

Пунктами 10 — 15 вновь введенной статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель. » регулируются различные случаи противоречий между данными различных документов, устанавливающие категорию земли. Рассмотреть здесь подробно все описанные в законе ситуации возможности нет, однако приведу примеры.
3.1. Если в ЕГРН указана категория «земли запаса», а по данным лесного реестра или лесного плана участок попадает в границы лесничеств и лесопарков, ему присваивается категория «земли лесного фонда»;
3.2. В случае противоречий между данными ЕГРН и правоустанавливающими документами, приоритет отдается сведениям правоустанавливающих документов.
3.3. Участкам, попавшим в границу населенного пункта, присваивается категория «земли населенных пунктов»;
Иные ситуации.

Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра

В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса» включена статья 4.6., на основании положений которой Федеральный лесной реестр подлежит приведению в соответствие ЕГРН. Одно из интересных положений этой статьи содержится в пункте 6. В силу данной нормы из лесного реестра подлежат исключению лесные участки, ранее в него включенные, но ставшие неактуальными и мешающие оформлению прав на другие участки. Это лесные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
– сведения о них не внесены в ЕГРН;
– имеющие пересечения границ с другими лесными или земельными участками;
– договоры аренды которых прекращены или расторгнуты;
Так же в силу п. 7 указанной статьи из единого лесного реестра исключаются лесные участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в силу противоречия сведений об этих участках сведениям ЕГРН. Инсключение осуществляется на основании уведомления Росреестра об отказе в постановке данных учасьтков на кадастровый учет.
В Федеральный закон №218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» внесены значительные изменения (ст. 60.2 и другие нормы) , направленные на приведение лесного реестра в соответствие с ЕГРН и регулирование противоречий между данными о лесах и кадастровыми данными о земельных участках. Данные изменения являются важными и подробными, направленными на непосредственные изменения правоотношений в этой области, они достойны более серьезного материала, чем обзорная статья о новостях законодательства. Однако кратко можно отметить, что противоречия между лесными участками и земельными участками внесенными в ЕГРН, обычно решаются в пользу участков, внесенных в ЕГРН. Хочется надеяться, что этот подход не приведет на практике к ущемлению прав лесопользователей и ухудшению качества защиты лесов.

Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)

В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее – лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее – военные городки).
Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Вывод:

В целом, этот закон, на мой взгляд, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.

Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

Варианты помощи, если Вы не из Челябинска:

  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. – от 4000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием “красивого оформления” и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу – от 12 000 руб.;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой – от 10 000 руб.;

«Лесная амнистия»: что от нее ждать населению?

Адвокат Олег Сухов специально для IRN.RU

Закон о «лесной амнистии»[1] не регулирует какие-то особые, отдельные правоотношения, касающиеся лесной сферы. Он просто-напросто вносит изменения в кодексы и федеральные законы.[2] Но это не умаляет его важности и значимости для россиян. О сути, целях и задачах «лесной амнистии» рассказывает данная статья.

Цели «лесной амнистии»

Реформа «лесного законодательства» преследует две главные задачи. Во-первых, установить верховенство ЕГРН перед лесным реестром. Так, если в ГЛР[3] записано, что участок принадлежит лесфонду, а в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах) указывается, что он является частной собственностью и относится к иному типу земель, то правильной должна считаться информация из ЕГРН. Раньше было наоборот. Суды брали за основу сведения из лесного реестра и лишали граждан и юрлица их собственности. Под действие этих новелл подпадают участки, сформированные до 1 января 2016 года.

Вторая задача, которую решает закон, – вывести из ГЛР площади, которые уже давно фактически не относятся к лесам и не являются таковыми. Здесь речь идет об участках, сформированных до 8 августа 2008 года.

Какие земли подпадают под «лесную амнистию»?

Прежде всего, это земельные владения, сформированные до 08.08.2008 года и официально выделенные дачникам, огородникам и СНТ, а также для личного подсобного хозяйства и строительства частного жилья.[4] При этом не имеет значения, что по данным лесного реестра и по сведениям, находящимся в ЕГРН, они относятся к лесному фонду. С момента вступления закона в силу их можно оформить в качестве земель населенных пунктов либо сельскохозяйственных угодий. Причем данную процедуру смогут провести не только первообладатели надела, но и лица, которые купили землю или получили ее по наследству. Это тоже очень важный момент.

Подпадают под «амнистию» и участки с возведенными на них объектами недвижимости, если, конечно, права субъектов на постройку были зарегистрированы до 1 января 2016 года. Теперь владелец здания сможет поставить землю под ним на учет и внести информацию в единый госреестр в общем порядке, опираясь на чертеж и описание участка на кадастровом плане территории.[5] И даже если его границы пересекаются с лесопарковым или лесным наделом, то это не может воспрепятствовать межеванию и внесению сведений в кадастр.

Далее, исключаются из лесных площадей участки, сформированные до 1 января 2016 года, если по данным лесного реестра они являются лесными территориями, а по сведениям, находящимся в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах), относятся к иной категории земель.[6] Это могут быть земли ИЖС, личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов и так далее. Главное теперь – то, что записано в ЕГРН.

Ну и наконец, закон разрешил проблему так называемых «подвисших» участков. Нередки ситуации, когда в результате межевания и уточнения границ надел целиком или частично «попадает» (либо «съезжает») в лесопарковую зону. Владельцы подобной земли просто не знали, что делать в таком случае. Теперь же вопрос прояснился. Государство исключает такой надел из лесного фонда, если его разрешенное использование противоречит лесопарковому режиму.

Возврат права собственности на утраченные участки и здания

Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.

Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок – в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.

Другие новеллы закона

Появление возможности межевания

Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.

Облегчение перевода земель в иную категорию

Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.

Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.

Включение «окруженных» участков в земли городов и поселений

Ускоренная застройка городов привела к тому, что в их черте, окруженные землями иных категорий, оказались многочисленные лесные площади. Например, в Новой Москве, в Самаре, Новосибирске и других крупных городах России появились целые территории лесных земель, которые со всех сторон граничат с наделами иного вида землепользования. Понятно, что сначала надо было решать вопросы перевода земель, а только потом возводить дома. Но, что сделано, то сделано. Поэтому власть разрешила включить данные территории в городскую черту, уточнив, что их эксплуатация должна осуществляться с ограничениями, предусмотренными для городских лесов.

Значение «лесной амнистии» для российского законодательства

Принятие данного закона вызвало неоднозначные суждения. Экологи разом заговорили об уничтожении лесов. Борцы с коррупцией объявили, что данные нормы позволят чиновникам и олигархам оформить незаконно захваченные участки. Ну, а некоторые коллеги-юристы стали пенять на неудачные формулировки и противоречия в законе.

Все это, конечно, есть: леса уничтожаются, земли захватываются, а в законе есть много белых пятен и туманных определений. Однако при этом как-то забывается, что данная «амнистия» направлена на постепенное урегулирование того хаоса, который возник у нас после 1991 года в области лесного законодательства.

Начну с того, что многие участки, попавшие под «амнистию», давным-давно не имеют вообще никаких зеленых насаждений. Однако они по-прежнему числятся в лесном фонде. Приведу пример. У меня был клиент – гаражный кооператив, состоящий из множества обычных частных гаражей, которые пользовались популярностью в советское время. Исполком выделил ему землю в конце 70-х (!) годов прошлого века. Минуло более 40 лет. Уже нет исполкомов и СССР, а данный участок до недавнего времени находился в лесном реестре. Хотя вокруг нет зеленых насаждений, а до опушки ближайшего леса – 1,5-2 километра.

Далее, в конце 1980-х — начале 1990-х годов местная власть массово раздавала горожанам земли для дач, огородов и ведения личного хозяйства, а в «нулевые» годы еще и для ИЖС. В последние пять-шесть лет государство занялось аудитом лесных ресурсов. Выяснилось, что на месте многих лесов давно располагаются СНТ, огороды, кооперативы и частные застройки. Причем многие участки получены на законных основаниях и сведения о них внесены в ЕГРН. Это вынудило государство де-юре признать сложившуюся ситуацию. Медлить дальше было просто нельзя.

Подводя итоги, скажу, что в основном данные нормы просто приводят сведения из лесного реестра в соответствии с ЕГРН и сложившейся ситуацией. Не более того. Что же касается статьи, позволяющей обжаловать уже принятые судебные решения, то здесь ответы дадут только практика и разъяснения Верховного суда.

[1] Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

[2] Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса

Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и другие.

[3] Главный лесной реестр. Сокращенно ГЛР. http://www.goslesreestr.ru

[4] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ

[5] Ст.4.7. Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса РФ».

[6] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ

[7] Ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ

Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости». Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции

Подпишитесь на ежедневную рассылку IRN.RU

Новости рынка недвижимости, дайджест прессы, аналитические обзоры, прогнозы, комментарии экспертов, индексы цен и другая полезная информация о недвижимости каждое утро в Вашем почтовом ящике

Лесная амнистия

21 июля 2017 года Госдума РФ приняла в третьем и окончательном чтении Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (проект № 90991-7) — Закон о Лесной амнистии.

Напомню, что в конце января 2017 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, который еще до своего появления получил название — Лесная амнистия.

Из пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» следует, что существует огромного количество пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий. Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Однако в настоящее время применительно к землям лесного фонда данный принцип не в полной мере соблюдается. Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 4890/14, подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектаров, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Там же отмечено, что количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать несколько миллионов гектаров, не позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) долгие годы.

Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.

Так, в частности, только на территории Московской области количество таких пересечений около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 гектаров.

Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. № 16576/11).

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации), одним из принципов этого закона является достоверность реестра.

Однако в настоящее время в связи с существованием огромного количества пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости не может быть обеспечена.

Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

Законопроект регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, что представляется достаточно актуальным, поскольку в настоящее время описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что, в конечном счете, влечет возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями, рассматриваемых в судебном порядке

В настоящее время для того, чтобы решить вопрос, связанный с наложением границ участка с землями лесного фонда требуется обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка.

Законопроектом предлагается внести изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы земельных и лесных отношений, а также вопросы подготовки документов территориального планирования. При этом таким лесным поселкам и военным городкам предлагается придать статус полноценных населенных пунктов с учетом предложений Рослесхоза, что обеспечивает баланс частных и публичных интересов при осуществлении данной процедуры.

Законопроектом устанавливается возможность образования земельного участка без согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов исходных земельных участков в случаях образования из состава земель лесного фонда земельных участков в связи с установлением границ поселков, ранее созданных в целях освоения лесов (лесные поселки), и военных городков.

При этом законопроектом предлагается установить, что орган регистрации прав уведомляет в трехдневный срок со дня внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таких изменениях лиц, права которых и (или) ограничения прав в пользу которых зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (часть 9 статьи 60 2 Закона о регистрации проектируемая законопроектом). Кроме того, согласно части 5 статьи 34 Закона о регистрации правообладатели земельных участков уведомляются о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Реализация предусмотренных законопроектом положений позволит устранить взаимоисключающий характер сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, а также обеспечить приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости.

Что такое лесная амнистия? Лесная амнистия -это возможность перевода земель лесного фонда в другую категорию.

Лесная амнистия будет заключаться в том, что если физическое или юридическое лицо оформило право на участок из лесного фонда до 1 января 2007 года, когда вступил в силу Лесной кодекс, и участок не используется в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса («Виды использования лесов»), то можно будет закрепить в кадастре перевод земли в другую категорию.

Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.

Изначально была Дачная амнистия, затем водная амнистия, а теперь ждем, когда будет принят закон о Лесной амнистии.

Кроме того, законопроектом регулируется вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, что представляется достаточно актуальным, поскольку в настоящее время описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что, в конечном счете, влечет возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями, рассматриваемых в судебном порядке. Также решается вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.

По мнению разработчиков законопроекта о лесной амнистии реализация его положений позволит устранить взаимоисключающий характер сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, а также обеспечить приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся в государственном лесном реестре в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в государственный кадастр недвижимости.

Напомним, с чего все началось.

Губернатор Московской области Воробьев А. Ю. обсудил с Президентом РФ В. Путиным необходимость проведения лесной амнистии.

Лесная амнистия, по мнению Воробьева А. Ю., необходима из-за наложения данных Государственного лесного реестра и Государственного кадастра недвижимости.

В Московской области таких наложений более 200 тысяч.

Споры о наложении земельных участков и лесных участков сейчас способен разрешить только суд. Данная категория дел рассматривается очень сложно, при этом требуется проведение земельных и землеустроительных экспертиз.

На территории Московской области количество пересечений лесных участков с населенными пунктами, дорогами, водными объектами, садоводческими и дачными товариществами около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 га.

Собственники земельных участков, право которых подтверждаются свидетельствами о собственности и записями в Государственном кадастре недвижимости, восприняли новости о лесной амнистии с большим энтузиазмом, так как сейчас по документам Гослесфонда часть их земельных участков — это лесные территории, то есть юридически – это не частная, а федеральная собственность.

В чем заключается лесная амнистия, согласно принятому закону:

Суть лесной амнистии заключается в следующем:

  1. Не допускается отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории может быть обжалован в суд

  1. Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены:

1) в границах населенного пункта;

2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком;

3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки;

5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

  1. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков.
  1. В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа будет создаваться комиссия.
  1. До 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;

2) смежным земельным участком является лесной участок.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Ссылка на основную публикацию