Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости
Закон региона о налоге на имущество от кадастровой стоимости
Возможность уплаты налога по кадастровой стоимости в регионе вводится законом субъекта РФ. Такой закон может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимости (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
Например, в Москве особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяет Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 “О налоге на имущество организаций”.
Если закона нет, то процедура расчета для вас закончена.
О том, где можно выяснить, принят ли в регионе соответствующий закон, читайте в статье «Все больше регионов переходят на налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».
Перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости
Недвижимость, подлежащая обложению налогом, должна быть включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень формирует уполномоченный орган исполнительной власти вашего субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.
Обратите внимание, в перечне приводится конкретный объект недвижимости (например, здание), с указанием его кадастрового номера, полного адреса и кода КЛАДР. Если свою недвижимость в перечне вы не обнаружили, процедура расчета закончена.
Величина кадастровой стоимости, необходимой для расчета
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 2 ст. 375 НК РФ). Следовательно, уплата налога возможна только если эта стоимость определена. Если нет, обязанность по уплате налога у вас не возникнет в связи с отсутствием налоговой базы (п. 2 ст. 375, подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
После того, как вы установили кадастровую стоимость, можно переходить к определению налоговой базы и расчету налога (авансовых платежей).
О том, где можно выяснить величину нужной кадастровой стоимости, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества?».
Внимание! Если кадастровая стоимсоть установлена судом с учетом НДС, то налогооблагаемой базой признается стоимость иущества без учета налога. Подробности см.здесь.
Определение налоговой базы
Если вы – собственник всего объекта недвижимости, то налоговая база по налогу равна его полной кадастровой стоимости.
Если вам принадлежит часть объекта, а кадастровая стоимость определена для него в целом (например, помещение в здании), налоговой базой будет доля кадастровой стоимости исходя из доли площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Например, вам принадлежит помещение, площадью 300 кв. м в здании площадью 3 000 кв. м. Кадастровая стоимость здания 30 млн руб.
Тогда налоговая база по вашему помещению составит 3 млн руб. (30 млн × 300 / 3 000).
Как считать налог на имущество при изменении кадастровой стоимости с 2019 года читайте здесь.
Кроме того с 2019 года отменен налог на движимое имущество. Подробности в материале “Налог на движимое имущество отменили”.
Какой может быть ставка?
Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 380 НК РФ).
При этом ставка по «кадастровой» недвижимости, начиная с 2016 года, не может быть больше 2%, независимо от региона (п. 2 ст. 380 НК РФ).
Рассмотрим как правильно осуществить расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.
Расчет налогового платежа
Сумма налога за год определяется по формуле:
НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка
Если в вашем регионе установлены отчетные периоды и уплата авансовых платежей, платеж за отчетный период (например, за 1 квартал) нужно рассчитать исходя из ¼ кадастровой стоимости (доли стоимости) объекта (подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):
АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка
В этом случае сумма налога к уплате по итогам года будет равна разнице между исчисленной суммой налога за год и суммой авансовых платежей.
Пример
Кадастровая стоимость объекта недвижимости равна 10 млн руб. Ставка налога – 1,5%. Тогда:
- годовая сумма налога составит 150 000 руб. (10 000 000 × 1,5%);
- авансовые платежи по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев будут равны 37 500 руб. (10 000 000 × ¼ × 1,5%);
- сумма налога к уплате по итогам года – 37 500 руб. (150 000 – 3 × 37 500).
Однако если право собственности на объект недвижимого имущества возникло или прекратилось в течение отчетного периода, то сумма налога за налоговый период и авансового платежа за отчетный период определяется исходя из количества полных месяцев владения им. Формулы для расчета такие:
АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка × Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в отчетном периоде/3;
- для полной суммы налога за год:
НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка / Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в году/12.
Полным месяцем владения с 2016 года считается тот, в котором право на объект возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 5 ст. 382 НК РФ).
Применяем льготы
Если вы имеете право на льготу, предусмотренную в отношении начисляемого налога гл. 30 НК РФ или законом региона, то у вас есть возможность либо вообще не платить этот налог, либо уменьшить его величину. Документы, подтверждающие право на льготу, необходимо будет представить в ИФНС.
Итоги
Налог на имущество по кадастровой стоимости рассчитывается всеми налогоплательщиками вне зависимости от применяемой системы налогообложения. О том как правильно рассчитать величину налога к уплате мы рассказали в данной статье.
Налог на имущество организаций
Как рассчитать и заплатить
Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.
Плательщики налога на имущество организаций
Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.
Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.
Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.
К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.
ЕНВД — по недвижимости, которая используется для вмененной деятельности и облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости.
Допустим, в Санкт-Петербурге ветеринарная клиника применяет ЕНВД и оказывает услуги в собственном помещении площадью до 1000 м 2 . Тогда налог на имущество клиника платить не должна.
ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.
Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.
Также до 31 декабря 2022 года налог не платят российские и иностранные организации, чье недвижимое имущество используется для подготовки и проведения в России в 2022 году чемпионата Европы по футболу.
Объекты налогообложения
До 31.12.2018 включительно объектом обложения налогом на имущество могло быть как движимое, так и недвижимое имущество. С 2019 года в числе объектов осталась только недвижимость.
Недвижимое имущество организаций. Налогом на имущество организаций облагаются объекты недвижимости, которые отражены в бухучете:
- На счете 01 «Основные средства» — если они находятся в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
- На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.
Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:
- Передала в доверительное управление.
- Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
- Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.
Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые дома и помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.
Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — больше не облагается налогом на имущество организаций.
Что не признается объектом налогообложения:
- Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
- Памятники истории и культуры федерального значения.
- Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Также не облагается налогом на имущество:
- Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
- Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Налоговая база
По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.
Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.
Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.
Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет УСН или ЕНВД.
Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.
Остаточная стоимость считается по формуле:
Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация
Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.
При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.
Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.
Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.
Если кадастровая стоимость ни для помещения, ни для здания не определена, налог не платится вообще: ни по кадастровой стоимости, ни по балансовой.
Налоговый и отчетные периоды
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.
Отчетными периодами признаются:
- I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
- I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.
Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.
Налоговая ставка
Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.
Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.
Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.
Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.
Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.
Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.
Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости?
С 2019 года повсеместно начала использоваться кадастровая стоимость для расчёта налога на имущество. Плательщиками являются как физические, так и юридические лица, которые обладают налогооблагаемым имуществом. Детально разберём изменения в действующем законодательстве и тонкости расчёта налоговой нагрузки через результаты кадастровой оценки.
Изменения по налогу на имущество
С началом 2019 года в систему обложения имущественным налогом внесён ряд существенных изменений, вводимых в действие №302-ФЗ от 3 августа 2018 года.
Список изменений выглядит следующим образом:
- налог на собственность организаций берётся исключительно по кадастровой стоимости;
- движимое имущество компаний больше не участвует в налогообложении (уплатить нужно лишь за 2018 год по определённым видам движимого имущества, поставленного на учёт в 2018);
- организации сдают квартальную и годовую отчётность по новой форме;
- юридические лица сдают отчётность по месту расположения принадлежащей им недвижимости (особо крупные организации продолжают предоставлять отчётность по месту учёта);
- база исчисления налога устанавливается индивидуально для каждого объекта.
Собственность, которая не причислена к категории недвижимости, сразу переносится в разряд движимого имущества. Им станут даже ценные бумаги. Недвижимым считается имущество, которое невозможно переместить без сопутствующего существенного ущерба. Таковым можно назвать:
- земельные участки;
- культурные сооружения;
- здания, незавершённое строительство;
- помещения любого типа;
- части зданий, применяемые для парковки автомобилей (если границы описаны в требуемом порядке).
ФНС определила, что основанием для переноса собственности в разряд недвижимости может стать выполнение одного из следующих условий:
- в ЕГРН присутствует запись об объекте;
- записи в ЕГРН нет, но есть основания, указывающие на неразрывную связь объекта с землёй под ним и на невозможность его перемещения без критического урона конструкции.
Если представленные выше условия не выполнены, то налог за объект платить не придётся.
Налог для юридических лиц
Юридические лица платят за официально зарегистрированное имущество, причисленное к основным средствам.
База налогообложения
Основными средствами можно признать объекты, которые:
- будут использованы в процессе производства, сданы в аренду или применены в управленческих целях;
- будут применяться более 1 года;
- не будут проданы для получения прибыли;
- способны приносить доход.
Порядок выплаты определяет, что в налоговую базу войдут основные средства, принадлежащие юридическому лицу. При этом введение в эксплуатацию и регистрация прав значения не имеет – важно лишь то, что объект уже переведён на счёт 01 (за средства, переданные по концессионному соглашению, платить нужно в любом случае).
Льготы
Статья 381 НК РФ устанавливает перечень объектов, освобождаемых от налогообложения:
- имущество фирм, входящих в свободную экономическую зону или относящихся к системе религиозных и уголовно-исполнительных институтов;
- объекты юридических компаний, научных центров государственного характера и т.п.;
- полный перечень движимого имущества.
При желании каждый конкретный регион может расширить список льгот и снизить налоговые ставки, поэтому нужно отслеживать данные на официальном сайте ФНС.
Отчётность
Авансы сопровождаются отчётами, подготавливаемыми за каждый квартал, а итоговые по году – декларацией. Усовершенствованные формы деклараций для юридических лиц предусматривают отмену налога на движимые объекты и позволяют определить сумму даже с учётом того, что величина стоимости по кадастру изменится вследствие влияния различных причин.
Декларацию за 2018 год нужно сдать не позднее 01.04.2019. Квартальные отчёты сдают в течение 30 дней с момента закрытия отчётного периода:
- за I квартал – до 30 апреля;
- за II квартал – до 30 июля;
- за III квартал – до 30 октября.
Регионы по своему усмотрению могут изменять сроки уплаты и передачи отчётности, в связи с чем рекомендуется проверять условия для своего региона отдельно. Как авансовые платежи, так и окончательный налог выплачивается по месту расположения недвижимых объектов. Отчётность сдаётся аналогично. Компании, уклонившиеся от уведомления налогового органа об имеющейся недвижимости, будут оштрафованы на 20% от суммы неуплаченного налога.
Порядок расчёта
Несмотря на то, что за физлица ФНС определит налог самостоятельно (и вышлет соответствующее уведомление), юридические лица обязаны сделать это своими силами.
- Определить состав налогооблагаемого имущества.
- Проверить, есть ли основание для освобождения от уплаты (как в федеральном, так и в региональном законодательстве).
- Высчитать базу налогообложения.
- Узнать налоговые ставки, принятые в конкретном регионе.
- Определить сумму, подлежащую перечислению в бюджет.
Отдельные подразделения одной фирмы обязаны оплатить налог по месту своей регистрации. В случае, если принадлежащая подразделению недвижимость физически находится в другом месте, то ставка берётся по условиям региона, на территории которого объект фактически расположен.
Как уже было отмечено, с 2019 года страна переводится на уплату налога по кадастровой стоимости. Государство публикует перечень имущества, налог по которому уплачивается новым методом. Если какая-либо собственность организации отсутствует в данном списке, то можно не переходить на новую схему.
Узнать кадастровую стоимость объекта можно в подразделении Росреестра. Если во владении находился лишь часть сооружения, то стоимость нужно определить соразмерно доле. Если регион предусматривает выплату ежеквартальных авансов, то квартальная выплата будет равна 25% от полной суммы налога.
Расчёт по кадастровой стоимости в отношении авансовых выплат осуществляется по следующей формуле: Налог на имущество = Кадастровая стоимость × ¼ Ставки налога. Ставку определит регион, поскольку данная форма налога находится в его ведении. Вполне возможно, что государство исключит некоторые объекты из списка облагаемых по кадастровой стоимости – в таком случае компаниям придётся пересчитать налог по старым правилам.
Оценка может измениться по следующим причинам:
- сведения, оказывающие влияние на результаты оценки, были поданы неверно;
- информация о стоимости указана с ошибками;
- в учёт были взяты данные, которые не должны рассматриваться при определении кадастровой стоимости;
- объект находится в аварийном состоянии, однако это не было учтено.
Юридические лица могут обжаловать результаты в комиссии по кадастровым спорам. Для этого нужно предоставить доказательства того, что при оценке был допущен ряд серьёзных ошибок.
Налог для физических лиц
2019 год принёс ряд специфических изменений конкретно для физических лиц. Они кроются в следующем:
- постепенный рост ставки и стандартизация порядка её использования;
- перемены в составе базы налогообложения;
- предоставление вычетов на определённые категории недвижимости;
- возможность оспаривания результатов кадастровой оценки имущества;
- дополнение перечня льготных категорий.
В 2019 году ещё можно будет воспользоваться способом определения нагрузки, учитывающим инвентаризационную стоимость.
Налоговая база
Обязанность по выплате налога на имущество ложится на физлица, во владении которых имеются следующие объекты:
- частный дом, квартира, комната или доля;
- дом, находящийся на стадии строительства;
- сооружение, в котором есть подходящие для проживания помещения;
- гараж или отдельное парковочное место;
- здания площадью до 50 м², возведённые на земле, которая отведена под строительство или выращивание растений (дачные и садовые домики);
- иные помещения, сооружения и строения.
Налог на данные виды недвижимости уплачивается ежегодно.
Льготные категории
Государство предоставляет льготы следующим категориям граждан:
- пенсионеры;
- Герои Советского Союза, Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- участники ВОВ;
- инвалиды 1 и 2 группы;
- инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- супруги и родители гражданина, погибшего во время несения службы;
- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь;
- военные.
При необходимости регион может самостоятельно ввести льготу для желаемых категорий. Гражданин, относящийся ко льготной группе, наделяется правом не выплачивать налог по одному объекту в каждой из категории. К примеру, военнослужащий, имеющий в собственности комнату, 3 гаража и дачу, может не платить за один из трёх гаражей.
Снижение кадастровой стоимости
Законодательство способствует тому, чтобы кадастровая стоимость была оценена максимально объективно. При обнаружении несоответствий граждане могут заявить в Росреестр просьбу исправить ошибку и провести перерасчёт.
Для удовлетворения прошения нужно собрать и подать в суд следующие документы:
- подготовленное заявление;
- справку о кадастровой стоимости, оцененной с ошибками;
- нотариально заверенные копии документов о праве владения объектом налогообложения;
- доказательства ошибочности проведённой оценки;
- отчёт о независимой оценке;
- квитанция об уплате госпошлины, величина которой составляет 300 рублей.
Интересы гражданина может представить юрист, которому нужно выдать доверенность. Госпошлину и стоимость работ по независимой оценке, оплаченные самим гражданином, обязательно компенсируют, но только тогда, когда судебный иск будет удовлетворён. Успех приведёт к изменению кадастровой стоимости и перерасчёту суммы налога с учётом новых данных.
В качестве примера рассмотрим простую ситуацию: кадастр гласит, что стоимость квартиры составляет 6 млн. рублей, в то время как рыночная цена равна 4 млн. Гражданин провёл независимую оценку, за которую заплатил 3 тыс. рублей, а также потратился на госпошлину. В качестве экономии при удовлетворении требований выступит сниженный платёж по налогу. Итак, при стоимости в 6 млн. гражданин платил по ставке 0,1% 6 тыс. рублей в год, а по новой цене в 4 млн. – 4 тыс. Экономия в 2 тысячи позволит окупить затраты на переоценку уже на второй год.
Порядок расчёта
С учётом нововведений, предусматривающих использование кадастровой стоимости в качестве базы налогообложения, ставка равняется 0,1% от стоимости по кадастру. Регион, в котором расположено имущество, имеет право повысить ставку максимум на 0,2 либо же вовсе отменить налог.
В общем виде налоговые ставки выглядят следующим образом:
- 0,1% – за жилые помещения (состав описан ранее); за недвижимый комплекс с жилыми помещениями; за парковочное место или гараж; за постройки площадью до 50 м², стоящие на земле под садоводство или ИЖС.
- 2% – за торговый центр и административное сооружение; за коммерческую недвижимость, предназначенную для торговли, обустройства офисов и мест общественного питания, оказания иных услуг; за имущество, цена которого превышает 300 млн. рублей.
- 0,5% – объекты, не относящиеся ни к одной из вышеописанных категорий.
Определённые регионы решили регулировать ставку налога в прямой зависимости от стоимости недвижимости. Так, по Москве при стоимости объекта от 10 до 20 миллионов рублей ставка налога составит 0,15%, до 50 – 0,2%, и выше 50 млн. руб. – 0,3%. За апартаменты площадью до 150 м² налог рассчитают по ставке в 0,5% и дополнительно прибавят 2% за превышение установленного лимита.
Пример расчёта
Простой пример расчёта налога по кадастровой стоимости: в собственности гражданина имеется комната площадью 25 м², а средняя стоимость 1 м² по кадастру 50 000 рублей. Расчёт ведётся по ставке 0,1%, поскольку регион не повышал её. Рассчитывают налог на квартиру по кадастровой стоимости.
В результате положенного по закону вычета 10 м² налогообложению будет подлежать лишь 15 оставшихся квадратных метров, а сумма к уплате составит 15 × 50000 × 0,1% = 1750 рублей. Если бы площадь комнаты составила 9 м2, то платить не пришлось бы.
Порядок уплаты
Иногда уведомление от ФНС не доходит до собственника, в результате чего он ошибочно полагает, что освобождён от уплаты налога. Подобный подход приведёт к начислению штрафов за нарушение сроков оплаты.
Имущественный налог находится в ведении региона, а оплатить его нужно до 1 декабря. Нарушение сроков приведёт к начислению пени в размере трёхсотой части от ставки рефинансирования ЦБ ежедневно (Кол-во дней × СРЦБ × 1/300). Помимо этого, налоговый орган может удержать задолженность с з/п гражданина путём обращения к работодателю.
Итоги
Подведём некоторые итоги касательно полученной информации:
- К 2022 году каждый субъект должен перейти на расчёт налога по кадастровой стоимости.
- Налогоплательщиками являются физические и юридические лица.
- Существует список льготных категорий, освобождаемых от уплаты. Регион может корректировать перечень.
- Ставка может быть изменена по воле субъекта.
- Граждане могут претендовать на вычет по налогу, который применяется к площади объекта налогообложения.
- Юридические лица обязаны самостоятельно исчислять налог и подавать отчётность с декларацией. За граждан эту обязанность выполняет ФНС.
- Отсутствие уведомления о необходимости уплаты не освобождает от соблюдения обязанностей налогоплательщика.
Стандартизация способа выполнения кадастровой оценки позволяет снизить вероятность возникновения ошибок. Использование новых правил расчёта налога на недвижимость увеличит налоговую нагрузку на граждан, однако рост ставок на дорогостоящее имущество позволит пополнить бюджет региона и страны.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.
Как обосновывают перечень недвижимости, налог по которому считается по кадастровой стоимости
В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.
Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.
Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).
Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:
— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);
— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.
Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).
Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:
- административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (п. 1 ч. 1 ст. 2);
- расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (п. 2 ч. 1 ст. 2).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 2 Закона № 141-ПК определяется Правительством Пермского края (ч. 2 ст. 2 Закона № 141-ПК, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
— здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
— здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).
1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).
Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.
Например, в том же Пермском крае с 1 января 2022 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.
Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.
Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.
Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.
Налог на имущество по кадастровой стоимости
Поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) в главу 30 НК РФ, по большей части касаются порядка расчета налога на имущество с применением кадастровой стоимости. Новые положения необходимо применять с 1 января 2022 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).
Далее обо всем по порядку.
Уплата налога исходя из кадастровой стоимости не зависит от того, на каком счете учитывается недвижимость
В настоящее время российские организации и постоянные представительства иностранных компаний в РФ рассчитывают налог на имущество по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):
- включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;
- учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.
Закон № 325-ФЗ внес изменения в упомянутые нормы (п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2022 г. будет неважно, в каком качестве отражаются на счетах бухучета деловые и торговые центры, а также помещения в них.
Такая недвижимость (включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению) теперь может числиться на любом счете:
- 01 “Основные средства”;
- 03 “Доходные вложения в материальные ценности”;
- 08 “Вложения во внеоборотные активы”;
- 41 “Товары” и др.
На налогообложение этот факт влиять не будет.
При этом отметим, что с применением среднегодовой стоимости по-прежнему нужно будет облагать только то имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. “а” п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
Расширен перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости
С 1 января 2022 года субъектам РФ предоставили возможность дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, по которым налог необходимо исчислять по кадастровой стоимости (пп. “а” п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). К ним отнесли перечисленные в п. 1 ст. 401 НК РФ:
- жилой дом;
- квартиру, комнату;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здания, строения, сооружения, помещения.
Организациям, у которых есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, рекомендуем уточнять, принят ли региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним. Если такой документ принят и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).
Если кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог платится на основании среднегодовой стоимости (но только в том случае, если объект учтен в качестве основного средства). Это следует из пп. 2.1 и нового пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. “б” п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) и новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ (пп. “а” п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
В настоящее время в соответствии с действующей редакцией ст. 378.2 НК РФ с применением кадастровой стоимости (вместо среднегодовой) налог на имущество рассчитывается по тем жилым домам и жилым помещениям, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 НК РФ):
- жилье не учитывается на балансе в качестве объектов основных средств. Как правило, это те жилые объекты, которые организация приобрела для перепродажи и отражает в бухучете на счете 41 “Товары” (см. письма Минфина России от 29.03.2019 № 03-05-05-01/21816, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064);
- в субъекте РФ по местонахождению жилого объекта действует нормативный акт, которым установлен порядок налогообложения недвижимости (в т.ч. жилой) исходя из кадастровой стоимости.
Дополнен перечень объектов, освобождаемых от налогообложения
Поправки в этой части важны для участников специальных административных районов –острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ, далее – Закон № 291-ФЗ).
Их участниками могут стать только международные компании (ст. 7, 8 Закона № 291-ФЗ).
Указанные компании получили освобождение от уплаты налога на имущество в отношении:
- судов, зарегистрированных за ними в Российском открытом реестре судов;
- воздушных судов, зарегистрированных за ними в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ. Они вступают в силу 1 января 2022 года. Это значит, что международные компании, получившие статус участника специального административного района, не будут плательщиками налога на имущество в отношении перечисленных судов с налогового периода 2022 года (п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 324-ФЗ).
Налог на имущество и кадастровая стоимость
Автор: О. В. Давыдова
При каких обстоятельствах и кем налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости? Что делать, если в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость объекта завышена?
С 2014 года действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не их среднегодовая стоимость. Это среди прочего касается нежилых помещений, предназначенных или используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Возникновение обязанности по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов напрямую зависит от действий региональных властей и того, кто является владельцем такого имущества.
Действия региональных властей
Последовательность действий, которые должны быть совершены на уровне субъекта РФ для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность по исчислению налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимости, такова.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ[1]). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок. Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015).
Кто является плательщиком налога на имущество?
В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп. 3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770, от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП[2]. Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).
При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 379 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).
Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика
Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде
Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1-го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15-го числа соответствующего месяца. Ранее за полный месяц принималось любое количество дней владения в месяце, в связи с чем за один и тот же месяц налог на имущество мог уплатить и продавец, и покупатель.
Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный налоговый период, то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде.
Соответствующий объект не включен в перечень
Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость[3]. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?
На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом. Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение. Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.
Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
- нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.
При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.
В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).
Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.
Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости больше рыночной
Другая ситуация, с которой могут столкнуться организации, – указание в государственном кадастре недвижимости (ГКН) кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей рыночную стоимость этого объекта. Что можно сделать в такой ситуации?
Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости[4]. В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно.
Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014