Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Статья 57. Градостроительные регламенты в части предельных (минимальных и (или) максимальных) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального

Статья 57. Градостроительные регламенты в части предельных (минимальных и (или) максимальных) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства расположенных в зоне Ж-1 (жилая зона)

1.1. Жилые дома должны соответствовать существующей застройке населенных пунктов района.

1.2. Расстояние между фронтальной границей земельного участка и капитальными объектами всех видов использования – 3 м (или в соответствии со сложившейся линией застройки).

1.3. Противопожарные расстояния между зданиями согласно действующего законодательства.

1.4. Предельные размеры земельных участков, предоставленных гражданам в собственность на территории муниципального района “Перемышльский район” из земель, находящихся в собственности муниципальных образований составляют:

– максимальный размер земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – 2000 кв. м;

– минимальный размер земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства – 100 кв. м;

– минимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства – 500 кв. м;

1.5. Ширина земельного участка для строительства индивидуального жилого дома – не менее 12 м.

1.6. Расстояние между фронтальной границей участка и основным строением – 5 м (или в соответствии со сложившейся линией застройки), боковой – 3 м и с соблюдением противопожарного регламента до соседних строений.

1.7. Минимальные противопожарные расстояния между зданиями, а также между крайними строениями и группами строений на земельных участках – согласно действующему законодательству.

1.8. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных участках по взаимному согласию собственников земельных участков.

1.9. Высота зданий:

а) для всех основных строений:

– количество надземных этажей – до трех;

– высота от уровня земли до верха плоской кровли – не более 10 м;

– до конька скатной кровли – не более 15 м;

б) для всех вспомогательных строений:

– высота от уровня земли до верха плоской кровли – не более 4 м;

– до конька скатной кровли – не более 7 м;

в) как исключение: шпили, башни, флагштоки – без ограничения.

1.10. Вспомогательные строения и сооружения, за исключением гаражей, размещать со стороны улиц не допускается, размещаются от границы земельного участка на расстоянии не менее 1 м и с соблюдением противопожарного регламента до соседних строений. Допускается блокировка хозяйственных построек к основному строению.

1.11. Ограничения, связанные с размещением оконных проемов, выходящих на соседние домовладения: расстояние от окон жилых помещений до хозяйственных и прочих строений, расположенных на соседних участках, должно быть не менее 6 м.

1.12. Требования к ограждениям земельных участков:

а) характер ограждения, его высота должны быть единообразными как минимум на протяжении одного квартала с обеих сторон;

б) ограждения с целью минимального затенения территории соседних земельных участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой не более 1,5 м.

1.13. Максимальный коэффициент соотношения общей площади здания к площади участка – 1,8.

1.14. Иные параметры – в соответствии с действующим законодательством.

1.15. Отдельно стоящие или встроенные в жилые дома гаражи, открытые стоянки:

а) Располагаются в пределах участка жилого дома.

б) При устройстве гаражей (в том числе пристроенных) в цокольном, подвальном этажах и в первом этаже допускается их проектирование без соблюдения нормативов на проектирование предприятий по обслуживанию автомобилей.

в) Предельное количество этажей – 1.

г) 1-2 машино-места на индивидуальный участок.

1.16. На земельных участках многоквартирных домов из общего количества стояночных мест не менее 0,7% должно отводиться для стоянок автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, располагающихся не далее 50 м от места проживания автовладельца.

Общая обеспеченность закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей должна быть не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей.

Требуемое количество машино-мест в местах организованного хранения автотранспортных средств следует определять из расчета на 1000 жителей:

– для хранения легковых автомобилей в частной собственности – 195-243.

1.17. Требования, установленные настоящей статьей, применяются в части, не противоречащей Правилам благоустройства и озеленения территорий муниципального образования.

Участки для отдельно стоящих жилых домов 1 – 2 этажей (для зоны Ж-2)

Минимальная площадь участка

Минимальная глубина заднего двора

Минимальный отступ от красной линии

Максимальный отступ от красной линии

Минимальная ширина бокового двора

Минимальное расстояние между отдельно стоящими зданиями

Максимальный процент застройки участка

Максимальная плотность застройки (количество жилых единиц на гектар)

Максимальная высота стен

Максимальная высота здания

Максимальная застраиваемая площадь

Максимальный коэффициент соотношения общей площади здания к площади участка

Участки многоквартирных жилых домов в 1 – 5 этажа (для зоны Ж-2)

Минимальная площадь участка (n – ширина жилой секции)

Минимальный отступ от красной линии

Максимальный отступ от красной линии

Согласно проекта застройки

Минимальная глубина заднего двора (для 2 – 3-этажных зданий и 2,5 м дополнительно для 4-этажных зданий)

Минимальная ширина бокового двора (для 2 – 3-этажных зданий и 0,5 м дополнительно для 4-этажных зданий)

Минимальная суммарная ширина боковых дворов

Минимальное расстояние между длинными сторонами зданий (для 2 – 3 этажей и 5 м дополнительно для 4-этажных зданий)

Минимальные разрывы между стенами зданий без окон из жилых комнат

Максимальная высота здания

Максимальный процент застройки участка

Максимальная плотность застройки (количество жилых единиц на гектар)

Максимальный коэффициент соотношения общей площади здания к площади участка

Вся новая застройка осуществляется в соответствии с линиями застройки квартала. Исключения по данному параметру могут предоставляться по специальному согласованию в случае, если планируемая застройка воссоздает традиционный или исторический тип здания.

1.18. Озелененные территории общего пользования – скверы, бульвары, а также дороги, проезды и иные пешеходно-транспортные коммуникации разрешены на территориях всех выделенных на карте зон.

1.19. На территориях общего пользования допускаются:

– внутриквартальные проезды, подъезды, разворотные площадки, парковки;

– газоны, иные озелененные территории;

– площадки для мусоросборников;

1.20. На территориях общего пользования в жилых зонах, кроме того, допускаются:

– площадки для выгула собак.

1.21. На земельных участках общественных зданий и сооружений, учреждений и предприятий обслуживания необходимо предусматривать места для личных машин инвалидов и площадки для специализированного автотранспорта, обслуживающего инвалидов, на расстоянии не более 60 м от входов в эти здания и сооружения. Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой и обозначены специальными символами. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

2. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в зоне П – 3 (иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур

2.1. Параметры принимаются в соответствии с проектом планировки и требованиями СНиП “Автомобильные дороги” СНиП 2.05.02-85, а также СНиП II.Д.5-72 “Автомобильные дороги. Нормы проектирования”.

2.2. Жилую застройку необходимо отделять от автомобильных дорог санитарно-защитной зоной шириной, предусмотренной в соответствии с разрабатываемым проектом.

Санитарно-защитная зона предназначена для обеспечения соблюдения требуемых гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы, тем самым уменьшая отрицательное влияние предприятия, транспортных средств, факторов физического воздействия на природную среду. А также, санитарно-защитная зона служит эстетическим барьером между предприятием и жилой застройкой посредством дополнительного озеленения и благоустройства. Санитарно-защитная зона обязательна для всех промышленных объектов, так как они являются источниками воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Разработка проекта “Обоснование расчетной санитарно-защитной зоны” (СЗЗ) предусмотрена Федеральным законом РФ об охране окружающей природной среды от 12.01.02 N 7-ФЗ, Законом РФ N 52-ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 г. и санитарными правилами СанПиН 2.2.1-2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” в новой редакции с изменениями.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 7-ФЗ следует читать как “от 10.01.2002”

3. Иные требования в соответствии с законодательством.

4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в зоне Р:

Параметры, не установленные настоящими Правилами, определяются в соответствии с проектом планировки и требованиями технических регламентов.

>
Ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства в связи с установлением зон с особыми.
Содержание
Решение Перемышльского районного Собрания Калужской области от 10 апреля 2008 г. N 235 “Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Судебная практика и законодательство — Градостроительный кодекс РФ. Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 6 статьи 11.2, статьи 11.9, пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 7, частей 5, 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды правомерно указали, что истец – собственник объекта недвижимости, заявляя требования об установлении границ земельного участка под объектом недвижимости, должен обосновать размеры площади земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

В обоснование своих требований административный истец указала на то, что статьи 32, 33, 34 Правил землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты в отношении территориальных зон “Ж0” – зона многоквартирной жилой застройки повышенной этажности; “Ж1″ – зона многоквартирной многоэтажной жилой застройки”; “Ж2″ – зона многоквартирной среднеэтажной жилой застройки” противоречат статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Кроме того, в нарушение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки в части содержания разрешенного использования земельных участков противоречат приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 “Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков”.

В соответствии с частью 1 статьи 38 ГрК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Следовательно, указанный перечень не являлся исчерпывающим.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 9, 23, 26, 30, 31, 33, 34, 36, 38, 44, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 “Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка”, действовавшего до 01.08.2016, пришли к выводу об обоснованности заявленных Обществом требований.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статей 71, 75 АПК РФ представленные доказательства, в том числе заключение государственного унитарного предприятия Камчатского края “Качатскгражданпроект”, технический паспорт от 07.06.2013, выданный Елизовским отделением Камчатского филиала федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация – Федеральное бюро технической инвентаризации”, приняв во внимание наличие вступивших в законную силу судебных актов по делам N А24-2065/2015 и А24-3069/2015, руководствуясь статьями 65, 69 АПК РФ, статьями 222, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”, разъяснениями, приведенными в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 “Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации”, пришли к выводу о том, что возведенное предпринимателем нежилое здание является самовольной постройкой и подлежит сносу.

Разрешая заявленные требования, суды руководствовались положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1, 36, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, Правилами землепользования и застройки городского округа – муниципального образования “город Екатеринбург”, утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 и исходили из того, что градостроительный план прежде всего фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам, в связи с чем, пришли к выводу, что требования пожарной безопасности, должны учитываться проектными организациями при подготовке проектной документации.

Кроме того, судами установлено отсутствие нарушения комитетом требований Земельного кодекса в связи с указанием в аукционной документации максимальной этажности и неуказанием предельной высоты объекта капитального строительства, поскольку положения статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускают указание предельных параметров разрешенного строительства, как в предельном количестве этажей, так и предельной высоте зданий.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в силу пунктов 2 – 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могут включать в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Часть 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 2), которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.

Земельное законодательство исходит из принципа нормирования земель для различных нужд.

Общие положения о нормировании земель установлены в ст. 33 ЗК РФ.

Можно выделить несколько случаев применения норм.

1). Нормы, которые устанавливаются и применяются только в случае предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности гражданам и для определенных целей. Это п.1 и 2 ст. 33 ЗК РФ. Эти нормы устанавливаются в законодательстве Самарской области и местном законодательстве.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В аналогичных случаях нормы предоставления для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Субъекта РФ.

Соответствующие нормы установлены в ряде статей Закона Самарской области «О земле».

Статья 12. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства – 0,25 гектара;

2) для огородничества – 0,5 гектара;

3) для дачного строительства – 0,25 гектара;

4) для животноводства – 5 гектаров.

2. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области.

Статья 13. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства – 0,03 гектара;

2) для огородничества – 0,06 гектара;

3) для дачного строительства – 0,05 гектара;

4) для животноводства – 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – 5 гектаров.

2. Требование пункта 5 части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Предельные нормы предоставления земельных участков бесплатно гражданам для тех же целей устанавливаются отдельно публичным собственником земель. П. 2 ст. 33 ЗК РФ определяет:

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации – из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Данным вопросам посвящены следующие статьи Закона Самарской области «О земле»:

Статья 14. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области

В соответствии с статьей 14. максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области устанавливается:

1) для садоводства – 0,1 гектара;

2) для огородничества – 0,2 гектара;

3) для дачного строительства – 0,1 гектара;

4) для животноводства – 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – 5 гектаров;

6) для ведения личного подсобного хозяйства – 0,5 гектара;

7) для индивидуального жилищного строительства – 0,1 гектара.

В статье 14.1. устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим 3 и более ребенка, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер – 0,1 гектара.

2. Минимальный размер- 0,01 гектара.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также устанавливает требования к определению предельных размеров земельных участков. Статья 4данного закона содержит следующие положения: Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Закон Самарской области «О земле» в ст. 15 устанавливает предусмотренные нормы, со всеми ограничениями по их применению, установленными федеральным законом.

Статья 15. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в собственность, составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в аренду, составляет 0,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков составляет 5 гектаров.

Минимальный размер земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности, устанавливается в размере доли в праве общей собственности.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок, устанавливается равным его фактическому размеру.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности. Указанная возможность определяется на основании заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Законе Самарской области также установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Самарской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, который составляет 30 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ст. 16).

Большое значение для определения соответствия размера земельного участка имеют правила землепользования и застройки, принимаемые органом местного самоуправления, на что указывает п. 3 ст. 33 ЗК РФ, в которой говориться: Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с ГрК, правила землепользования и застройки должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования и предельные размеры земельных участков для каждой градостроительной зоны. Такие нормы применяются не только при образовании земельного участка из государственных и муниципальных земель в целях предоставления гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, но и при предоставлении земельных участков в других целях, в том числе юридическим лицам.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории предваряет кадастровый учет. Поэтому соответствие земельного участка требованиям законодательства определяется на стадии кадастрового учета. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Несоответствие земельного участка требованиям законодательства о предельных размерах земельного участка может быть основанием и для отказа в осуществлении государственной регистрации права на земельный участок, так как в этом случае регистрирующий орган должен будет сделать вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).

Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

В том числе градостроительный регламент поселения

  • устанавливает, где это необходимо, предельные минимальные и максимальные размеры участков под застройку,
  • указывает, на каких территориях нет предельных минимальных и максимальных размеров участков.

Учитывая объем и разнообразие градостроительных регламентов, сделать сводный анализ по интересующим субъектам федерации вряд ли возможно. Поэтому рассмотрим вопрос на примерах.

В г. Москва вопрос с предельными размерами участков под застройку решен на региональном уровне: п. 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются.

Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для

  • среднеэтажной застройки – многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 5000 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м);
  • малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2500 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
  • индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 3000 кв.м).

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

  1. найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст. 32 ГсК РФ);
  2. На карте зонирования территории поселения найти, хотя бы приблизительно, интересующий участок и выяснить, к какой зоне он относится;
  3. в правилах землепользования выявить требования к застройке интересующей территориальной зоны – в том числе, допустимо ли в ней возведение желаемого объекта и установлен ли для такого объекта предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.

Обращаем внимание, что необходимо также проверить соответствие будущего здания по проекту таким требованиям градостроительных регламентов как

  • расстояние до других объектов недвижимости, красных линий и границ соседних участков,
  • предельная этажность для данного объекта в конкретной зоне,
  • максимальный процент застройки выбранной территории

Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков

Здесь мы рассмотрим исключительно предельные минимальные и максимальные размеры государственных или муниципальных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду.

В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее

Предельный размер земли и максимальный процент застройки на границах земельного участка

При выделении участка всегда встает вопрос о его размере, площадь не может нарушать максимальные и минимальные параметры. Как определяются предельные допустимые максимальные и минимальные размеры земельных участков?

Кто устанавливает

Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.

  • На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
  • Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
  • Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.

Особенности

Земля является ценным ресурсом, которого у государства на данное время достаточно для того, чтобы удовлетворить запрос на выделение участков желающим гражданам.

Но такой процесс не проходит хаотично, существуют законы, по которым предоставляются наделы, определяется их площадь. Разный кусок земли нужен для строительства дома и для строительства дачи, для фермерства и для личного подсобного хозяйства.

Граждане, получающие или уже получившие землю, могут заинтересоваться, на основании чего им определена та или иная площадь, можно ли ее увеличить или надел по размеру максимальный. Часто такие вопросы возникают с началом хозяйственной деятельности на земле, когда оказывается, что площади, находящейся в собственности, недостаточно.

Для каких целей может понадобиться земля? Для физических лиц предполагается несколько вариантов использование земельных территорий:

  1. Под строительство дома или дачи.
  2. Для садоводства или огородничества.
  3. Для ведения фермерского хозяйства.
  4. Для своего личного подсобного хозяйства.

При подаче заявки на предоставление участка, гражданин обязан указать, как он хочет использовать надел, какие на него планы.

С учетом этого и определяется не только место положение выделяемой территории, но и ее площадь. В дальнейшем необходимо придерживаться назначения участка, ведь все земли разделены на категории, имеют свои виды разрешенного использования.

ВНИМАНИЕ! При нарушении правил эксплуатации земли можно получить значительный штраф.

Сколько будет выделено предельно земли, зависит и от региона проживания заявителя. Если земля муниципальная, на уровне местной власти принимаются законопроекты об установлении максимальной и минимальной площади.

Максимальный предельный размер

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.

При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.

Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.

Как определяется

Земельный Кодекс время от времени претерпевает изменения, что связано с изменениями реальностей жизни. И нужно следить за такими новшествами, особенно тем, кто имеет отношение к земле, является собственником участка или планирует написать заявление на выделение надела.

В 2015 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.

ВНИМАНИЕ! Теперь можно писать заявку на присоединение той территории, которая находится рядом с участком и на протяжении длительного времени возделывалась вами. При этом важно, чтобы у такой земли не было собственника.

Изменение площади

Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.

  • Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
  • Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
  • Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.

Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.

Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.

ВАЖНО! Обязательно изменение границ, увеличение площади выполняется с процедурой межевания, ведь нужно будет получить соответствующий кадастровый паспорт.

Минимальные границы

Максимальные размеры могут быть установлены законами, принятыми на уровне государства, субъектов Федерации, муниципалитета.

Это зависит от того, кому принадлежит земля. Местными органами власти, в том числе и в Московской области, принимаются градостроительные регламенты, которые не должны противоречить государственным законодательным нормативам.

В Московской области последний такой регламент был принят в 2003 году. По этому законодательному документу минимальный размер земли в области для фермерского хозяйства составляет 4000 сотое, для дачного строительства 25 соток, для садоводства – 15 сотое. В каждом районе области были приняты нормы по максимальному предельному размеру надела, который также будет зависеть от вида хозяйствования на земле.

В Ленинградской области минимальный размер надела для ведения животноводства – 500 соток. А тот, кто хочет построить дачу, получит минимально 10 соток.

Когда используются нормы

Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.

Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:

  1. Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
  2. При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
  3. Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
  4. Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.

Несоответствия

Если при проверке, например, при межевании, установлено, что надел не соответствует по своим размерам установленным законодательно параметрам, такой участок даже может не пройти государственную регистрацию.

Возможно, размер слишком превышает тот, который указан в документах, в кадастровом паспорте. Нужно будет выкупить лишнюю площадь у муниципалитета, оформление по принципу перераспределения не получится.

Градостроительный регламент

Возможно, местные власти не приняли градостроительный регламент, но размеры участка при выделении все равно должны соответствовать законным нормам. Какие документы учитываются в таком случае?

  • Нужно рассматривать статьи ЗК, отвечающие данному вопросу.
  • Градостроительный кодек РФ, принятый на уровне государства.
  • Также поможет ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112, принятый в 2003 году.
  • ФЗ «О фермерском хозяйстве» под номером 74, принятый в 2003 году.

Минимальные и максимальные размеры земельных участков

Приобретение в собственность надела из земель государственного или муниципального фонда является оптимальным вариантом. Однако, при отсутствии достаточного количества средств, можно оформить объект в безвозмездное пользование. Чтобы избежать нецелевого использования и злоупотребления ресурсами, закон устанавливает предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее.

Размеры земельных наделов

Закон устанавливает предельную величину участков, которые могут быть получены у муниципалитета. Ограничение предусмотрено минимальной и максимальной величины. Оно зависит от назначения земельного надела.

Важно! Ограничения установлены исключительно при предоставлении участков на безвозмездной основе или в аренду на длительный срок. Если гражданин желает приобрести землю в собственность, то размер наделов не ограничивается.

Показатель застройки, которые влияют на предельный размер участка:

  • минимальная и максимальная высота строения или количество этажей;
  • процент застройки (рассчитывается исходя из застроенной площади к общей площади земельного надела);
  • величина отступов, которые не подлежат застройке.

Для чего нужны ППЗ

Нормативное регулирование размеров земельных участков закреплено:

  • в Земельном кодексе;
  • в Градостроительном кодексе;
  • в ппз (правилах землепользования и застройки).

Нарушение нормативов предельных размеров участков влечет невозможность их государственной регистрации. Таким образом, у владельца не возникает право собственности на объект.

Правила землепользования и застройки устанавливаются местными органами власти. Они включают градостроительный регламент, который регулирует предельные размеры участков и виды разрешенной эксплуатации земли.

Предельная величина относится к обязательным нормам. Способы применения:

  • образование нового участка;
  • выдел участка из состава государственных и муниципальных земель;
  • раздел частного земельного надела.

Площадь не соответствует установленным нормативам

Закон запрещает государственную регистрацию объекта, если он не соответствует установленным нормативам. Величина не может быть меньше или больше определенной ППЗ, для конкретного вида земельных наделов и необходимого способа использования.

При этом имеет значение не только фактическая величина участка, но и размер избыточной части. Максимальная величина избытка не может превышать 10%. Если лишняя часть более установленного норматива, то гражданину придется выкупать остаток у муниципального образования.

На какие участки предельные нормы не распространяются?

Нормативы применяются к определенным земельным участка. Закон предусматривает перечень земель, на которые нормы не распространяются:

  • выкупаемые из муниципальной или государственной собственности;
  • предназначенные для расположения объектов государственных и муниципальных предприятий.

Основным условием является целевое использование надела. Перечень объектов, которые могут располагаться на таких участках:

  • автомобильные дороги;
  • муниципальные объекты электроснабжения, водоснабжения, отопления;
  • федеральные и региональные объекты транспорта и путей сообщения;
  • федеральные и региональные электрические системы.

Кроме того, закон устанавливает понятие неделимых наделов. Под неделимыми понимаются земли, площадь которых меньше установленного минимального предела в определенном муниципальном образовании.

Предельные размеры участков в различных муниципальных образованиях

Так как ответственность за установку предельных размеров земельных участков возложена на местные власти, то в зависимости от муниципального образования величина может значительно различаться.

Установление различных нормативов обуславливается следующими причинами:

  • соотношение свободных и занятых участков;
  • плотность населения;
  • численность жителей;
  • перспективы и направления использования земель;
  • востребованность наделов определенного назначения и другие.

Различия норм для различных видов земель

ППЗ различных муниципалитетов устанавливает минимальная и максимальная величина наделов земли, в зависимости:

  • от назначения участка;
  • норм для одной семьи;
  • норм для одного подсобного хозяйства.

ППЗ, установленные муниципалитетом, не должны противоречить нормам федерального и регионального земельного законодательства.

Для жилищного строительства

Нормативы для ижс устанавливаются с учетом:

  • правил застройки;
  • правил эксплуатации участков;
  • строительных норм и правил.

Важность минимального размера участка под застройку обуславливается опасностью для жителей соседних земель от возведенного объекта. Поэтому жилой дом не может строиться ближе определенной границы. Она зависит от материалов, которые используются при строительстве. Граница может составлять от 8 до 15 метров от границы надела.

Чтобы все требования по размещению объектов могли выполняться, величина должна формироваться с учетом данных:

  • об экономическом развитии муниципального образования;
  • о покупательском спросе на такие объекты;
  • о количестве участков;
  • о зоне размещения объектов.

Перед получением участка целесообразно уточнить нормативы в местной администрации.

Для подсобного хозяйства и садоводства

Пределы земли для лпх различаются в зависимости от назначения. Нормативы устанавливаются отдельно для дачного строительства и для фермерского хозяйства.

В среднем по федеральному законодательству минимальный размер составляет 6 соток. Максимальный не должен превышать 0,15 га.

Важно! Если муниципальное образование испытывает недостаток такого вида земель, то нормативы могут уменьшаться.

Наделы сельскохозяйственного назначения

Нормативы для сельскохозяйственных земель устанавливаются для того, чтобы избежать нецелевого использования надела.

Минимальный размер устанавливается на усмотрение муниципалитета. Величина максимальной величины ограничена федеральным законодательством. Она не может превышать 10% от всех сельскохозяйственных земель муниципального образования.

Ответственность за определение минимальной и максимальной величины участков возлагается на местные власти. Однако нормативы должны формироваться, основываясь на нормах федерального законодательства. Они различаются в зависимости от назначения земель.

Ссылка на основную публикацию