Стоимость
Она определяется государством на основе данных, полученным в результате проведения оценочных мероприятий.
Она зависит в первую очередь от индивидуальных параметров земельного надела: местоположения участка, площади, категории и его предназначения.
При определении этого показателя учитывается также и рыночная цена земли.
Зачем нужна кадастровая оценка земельного участка?
Под кадастровой оценкой подразумевается комплекс мероприятий, необходимых для установления кадастровой стоимости (КС) земли.
Она нужна по ряду причин:
- Определение КС необходимо для правильного начисления земельного налога.
- Этот показатель является ориентиром при совершении сделок с недвижимостью (если его значение определено верно, оно максимально приближено к рыночной стоимости землевладения).
- Наличие кадастровой выписки подтверждает права владельца на данное угодье. Это означает, что последний может им распоряжаться как угодно по своему усмотрению в рамках закона.
- Это позволит избежать в будущем возникновения ряда спорных ситуаций и связанных с ними судебных разбирательств.
Отличия стоимости выкупа от его кадастровой стоимости
Прежде всего следует разобраться, что значит понятие «выкупная стоимость земельного участка».
Это его цена, которая была определена специально для процедуры перехода арендованного надела в собственность на возмездной основе.
Проще говоря, это мера стоимости, по которой приобретается объект, ранее принадлежавший другому собственнику.
Выкупать недвижимость могут в том числе государство и муниципальные образования.
Ее нередко называют «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости». Это связано с тем, что данная величина определяется на основе КС объекта недвижимости.
Однако эти два понятия не следует считать тождественными. Выкупная стоимость характеризуется статичностью. На нее не оказывают влияния изменения, происходящие на рынке недвижимости, в том числе снижения цен.
Что же касается КС, то ее величина пересматривается с интервалом 3-5 лет после очередной инвентаризации земель. Более того, инициатором переоценки кадастровой стоимости может выступать и собственник участка.
Выкупная цена в определенных случаях может быть меньше кадастровой.
Дешевле всего обойдется выкуп угодий, находившихся в пользовании в течение 15 лет или на территории которых возведены капитальные постройки.
В таких случаях земли, принадлежащие муниципалитету, можно выкупить за 20% их кадастровой стоимости, а государству – за 2,5%.
Регистр государственного кадастра
Регистр стоимости земельных участков – это часть государственного земельного кадастра, в которой хранятся данные о кадастровой стоимости участков, которые были получены в результате проведения их оценки.
После проведения переоценки земли, в том числе по инициативе ее собственника, уточненные данные также подлежат внесению в этот регистр. В нем же отражаются изменения в рыночной цене недвижимости, установленные после очередной его инвентаризации (для нее также требуется процедура переоценки).
Определение публичной кадастровой стоимости различных территорий
Муниципальной
Заказчиками работ, направленных на оценку муниципальных земель, являются органы муниципальной власти районов, городских округов, поселков.
Данное мероприятие направлено на определение кадастровой стоимости земель в пределах муниципалитета.
Кадастровая оценка проводится, основываясь на рыночной информационной базе, при этом учитываются сведения о предназначении участков.
Муниципальная земля может использоваться для строительства частного дома, садоводства и огородничества, выделяться под гаражи или для возведения многоквартирных домов.
В обязательном порядке учитываются положения не только земельного, но и градостроительного кодексов, а также законодательно утвержденные нормативы.
Публичная кадастровая оценка земель поселений состоит из следующих этапов:
- Подготовительный этап. На этой стадии проводятся мероприятия по обработке и сбору необходимой информации, прежде всего нормативных данных и актуальных сведений о рыночных тенденциях. Также собирается общая информация о поселении, его экологическом состоянии, уточняются данные по климатическим условиям, производится классификация земель.
- Проводится функциональное зонирование территории, находящейся в черте населенного пункта. В границах поселения выделяются следующие зоны:
- жилая (предназначена для застройки многоквартирными и частными жилыми домами);
- производственная (в этой зоне размещаются промышленные предприятия, энергетические комплексы, склады, базы, а также объекты коммунального хозяйства);
- общественно-деловая (в ней находятся объекты культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, общепита, учреждения образования, науки, административные учреждения, деловые центры);
- зона инженерной и транспортной инфраструктуры (предназначена для объектов и коммуникаций разных видов транспорта и связи);
- сельскохозяйственная (там могут располагаться пашни, сады, огороды, пастбища, а также постройки соответствующего назначения);
- рекреационная (в нее входят административно являющиеся частью населенного пункта леса, парки, пляжи, зоны отдыха).
- Расчет показателей кадастровой стоимости участков. Незастроенные территории оцениваются с использованием статистического анализа рыночных цен и предполагаемых затрат на освоение этих площадей. Цена единицы площади участка, занятого постройками, определяется с помощью метода изъятия затрат на воспроизводство или замещение инфраструктуры.
- Зонирование принадлежащих поселению территорий в соответствии с их КС.
- Заключительный этап. На нем производится окончательное оформление данных, полученных в результате кадастровой оценки, и внесение их в Росреестр.
После завершения процедур, связанных с оценкой, определяется такой показатель, как кадастровая стоиомсть земли оценочной зоны.
Она соответствует рыночной стоимости единицы площади участка, находящегося на определенной территории с аналогичными характеристиками.
Общего пользования
Особенностью оценки земель общего пользования является использование при определении их кадастровой стоимости повышающих или понижающих коэффициентов.
Они зависят от таких факторов, как:
- местоположение угодья;
- его рыночная стоимость;
- степень развитости коммуникационных систем;
- доступность местности для разных видов транспорта;
- степень пригодности участка для использования по назначению;
- наличие или отсутствие на его территории жилых или нежилых строений.
Так как рыночная цена на земли общего пользования со схожими характеристиками в разных местностях неодинакова, то, соответственно, и их кадастровая стоимость будет различаться, причем иногда на весьма значительную величину (например, в Москве КС на землю может быть намного выше, чем на такой же участок в Московской области).
Населенных пунктов
В общих чертах она определяется так же, как и стоимость муниципальной земли, с учетом особенностей, присущих населенным пунктам.
Особое внимание уделяется уточнению границ поселения и условному разделению его территории на зоны в соответствии с их предназначением.
Такая оценка выполняется в целях:
- формирования налогооблагаемой базы земель, находящихся на территории поселений;
- составления более точной схемы зонирования по территориально-экономическим параметрам;
- утверждения ставок арендной платы за землю;
- установления базовой стоимости, по которой недвижимость можно продавать или сдавать в долгосрочную аренду;
- уточнения суммы компенсаций, подлежащих выплате лицам, у которых землевладение изымается для нужд муниципалитета;
- максимально объективного определения наиболее перспективных направлений ведения застройки и иного освоения неиспользуемых территорий.
Садового надела и дачи
Для получения объективного результата учитываются следующие особенности:
- расположение землевладения (дачный участок, находящийся в отдаленном районе, будет оценен дешевле аналогичного, но находящегося вблизи города или важных объектов транспортной инфраструктуры);
- площадь угодья;
- наличие коммуникаций;
- к какой категории отнесена земля на участке;
- оснащен ли земельный надел коммуникациями (электричество, водопровод, газ и т.д.);
- экологическое состояние местности.
Если известна рыночная стоимость угодья, то КС устанавливается в ее размере.
В первом полугодии 2018 г. кадастровая стоиомсть садовых участков и дач значительно выросла.
Лесного участка
Оценка кадастровой стоимости территорий лесных массивов проходит в 3 этапа, на каждом из которых ее значение устанавливается для определенной территории, которая становится все меньше:
- в пределах оценочных зон и площадей субъектов РФ;
- в пределах территорий, занятых лесхозами;
- на территориях участков, принадлежащих лесхозам, занятых лесными массивами.
Кадастровая стоимость площадей, находящихся под лесами, определяется с учетом капитализации расчетной величины годового дохода по ренте, который выплачивается за использование лесных угодий для ведения хозяйственной деятельности. При этом принимаются во внимание показатели заготовки древесины.
Процесс расчета и утверждения
Показатели
Для корректного определения величины кадастровой стоимости необходимо учитывать ряд важных показателей.
Рассмотрим наиболее значимые из них.
Коэффициенты
В процессе кадастровой оценки земель применяются так называемые поправочные коэффициенты. Их использование позволяет нивелировать влияние отдельных нестабильных (подверженных постоянным колебаниям) факторов, влияющих на формирование цен.
Так, если на территории участка располагаются сооружения, признанные ветхими, либо территория регулярно подвергается подтоплениям вследствие паводков, может применяться коэффициент, уменьшающий кадастровую стоимость.
В других ситуациях возможно использование коэффициентов, увеличивающих ее значение.
О размере значения поправочного коэффициента уполномочен принимать решение оценщик.
Прочие значения
Еще одним важным фактором является удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС). Значение этой величины определяется для площади, равной 1 м2. УПКС устанавливают поквартально в зависимости от вида разрешенной эксплуатации.
Чтобы определить УПКС, выполняется такая последовательность действий:
- Выявляются факторы, влияющие на формирование цен.
- Определяется эталонный участок (обладающий наиболее характерными для своей группы свойствами и параметрами).
- Формируется подгруппа, состоящая из эталонных объектов со схожими основными показателями.
- Для каждой подгруппы осуществляется сбор рыночной информации и затем проводится ее анализ.
- Выполняется статистическое моделирование и определяется, как именно ценообразующие факторы влияют на рыночную цену объекта недвижимости.
- Выполняется расчет УПКС для эталонного объекта.
После выполнения данных шагов производится расчет КС всех участков эталонной группы методом умножения УПКС на площадь надела.
Таким образом, на величину КС также влияют площадь угодья, его категория и рыночная стоимость.
Принятие постановления об утверждении КС
Не позже, чем через 20 рабочих дней после получения отчета об определении КС заказчик работ обязан принять акт об утверждении кадастровой стоимости. Данный документ обладает юридической силой со дня его официального обнародования.
Так как заказчиком является государство или муниципалитет, соответствующий документ принимается их органами исполнительной власти. Он может иметь форму постановления.
С образцом такого постановления можно ознакомиться, загрузив его, например, здесь.
А вот так выглядит приложение к данному нормативному акту.
Изменение кадастровой цены земли по годам
Кадастровая стоимость земли подлежит периодической переоценке.
Она может проводиться по годам с интервалом от 3 до 5 лет.
Новая цена определяется в зависимости от результатов проведенной ревизии.
Она может становиться как больше (чаще всего так и происходит), так и меньше по отношению к прежней ее величине.
Увеличение значения
Многие землевладельцы после очередной переоценки их угодий сталкиваются с увеличением их кадастровой стоимости. Это приводит к тому, что возрастает сумма платежей, взимаемых в качестве земельного налога.
Резкий рост КС земельных участков произошел в декабре 2016 г. Некоторые из них внезапно подорожали в сотни и даже тысячи раз.
Но из этого вовсе не следует, что землю стало возможным выгодно продать, обогатившись при этом в одно мгновение: ведь качество земель не стало автоматически лучше, скорее наоборот, многие участки к этому времени пришли в плачевное состояние.
Мало кто захочет их приобретать на столь невыгодных условиях. Налоги же при таких ценах придется платить просто баснословные.
Переоценка земли фактически была проведена заочно, и не все могли узнать сколько она теперь стоит. В результате наделы с равными площадями, но значительно различающиеся по своим характеристикам, стали стоить одинакового дорого.
Снижение
Летом 2016 г. начал действовать мораторий, по которому 1 января 2017 г. кадастровая стоимость всех видов недвижимого имущества «замораживается» сроком на 3 года.
В этот период должна была действовать КС, являющаяся актуальной на начало года, в котором она стала применяться для налогообложения в регионе, но не ранее 2014 г. В случае же ее снижения подлежала применению ее пониженная величина.
Примерно в это же время приняли закон 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на положения которого ссылок в тексте моратория не содержится.
Получается, что регионы вправе руководствоваться не мораторием, а вступившим в действие законом об оценке. Эксперты так и не пришли к единому мнению, подлежит ли «заморозке» кадастровая стоимость, которая была определена в соответствии с новым законом. Такая ситуация может породить немало судебных споров.
Возможность определения по ИНН
По одному номеру ИНН это сделать нельзя. Подобные услуги могут предлагаться только на сомнительных сайтах с целью получения конфиденциальной информации об определенных лицах.
На некоторых ресурсах за «услугу» могут еще и взиматься платежи. Вестись на это не стоит, если какая информация и будет выдана, она будет скорее всего недействительной.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается что такое кадастровая стоимость и как её можно узнать.
Заключение
Кадастровая стоимость земельного участка – оценочная величина, полученная в результате оценки недвижимости государством и закрепленная в ГКН. Она определяется с учетом его значимых характеристик. Ее значение приравнивается к рыночной стоимости объекта на момент оценки.
Определению кадастровой стоимости земель разных категорий присущи свои особенности, связанные с их спецификой.
Данная величина подлежит пересмотру не реже, чем 1 раз в 5 лет, но не чаще, чем 1 раз в 3 года.
В 2016 году был принят закон «О государственной кадастровой оценке». К настоящему моменту он начал работать уже во всех субъектах РФ. Теперь организация работ по проведению оценочных мероприятий возложена на государственные структуры.
Как определить кадастровую стоимость земельного участка?
В России на законодательном уровне регламентировано несколько видов оценочной стоимости земли. И если, например, рыночная стоимость необходима для объективной оценки при продаже участка, то в соответствии с государственной (кадастровой) стоимостью, ценность земли устанавливается, исходя из ее принадлежности к определенному классу земель.
Кадастровая оценка земли несет в себе три основных предназначения (цели):
- Формирование полной базы земельных участков, которые находятся в использовании;
- Реструктуризация и упрощение системы налогообложения;
- Формирование четкого представления о процедуре оформления разрешений на строительство, а также о том, какие земли распределены, какие приватизированы.
Наличие такого показателя, как кадастровая стоимость, позволяет гражданам, имеющим земельные участки, знать его официальную (реальную) стоимость и, исходя из имеющихся данных, с легкостью вычислить сумму налогов земельного участка, подлежащих оплате.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка
На основании земельного законодательства РФ, государственная оценка земель должна обязательно проводиться хотя бы один раз в промежутке от трех до пяти лет.
Кто осуществляет государственную оценку земель и анализирует полученные результаты?
В каждом регионе нашей страны существует одно очень важное государственное учреждение под названием Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Сначала региональные представители службы составляют список земельных участков, подлежащих государственной оценке на территории вашего региона.
Затем они же заключают договоры на проведение процедуры определения кадастровой стоимости с компаниями, специализирующимися на осуществлении данного вида деятельности.
Деятельность таких юридических лиц контролируется специальным законом «Об оценочной деятельности».
Этот нормативно-правовой акт устанавливает:
- Порядок проведения оценочных мероприятий;
- Перечень показателей, по которым проводится оценка;
- Порядок предоставления отчетов в Росреестр;
- Ответственность оценщиков за нарушение закона.
При определении кадастровой стоимости любого из участков, компания, проводящая оценку, руководствуется следующими показателями:
- Местоположение земельного участка;
- Площадь земли;
- Вид использования (как именно используется участок);
- Цели, для которых используется земля (целевое назначение).
По результатам проведения вышеуказанных мероприятий, компания-оценщик предоставляет в Росреестр отчет, который формируется по определенному образцу. Далее все сведения утверждаются и передаются местным органам власти.
Как получить справку о кадастровой стоимости земельного участка?
Об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка читайте тут.
Территориальное подразделение населенных пунктов
Если взять любой населенный пункт и посмотреть на него с точки зрения кадастрового инженера, то можно увидеть, что вся его территория поделена на административно-территориальные округа (их обычно несколько).
Округа, в свою очередь, делятся на кадастровые кварталы. Самой мелкой единицей деления выступают квадратные метры. Кстати, кадастровые кварталы воочию можно увидеть на кадастровой карте при определении государственной цены земельного участка через интернет.
Как определить государственную (кадастровую) стоимость земли?
Для того чтобы определить, во сколько был оценен государством ваш участок, вам необходимо узнать удельный показатель стоимости.
Он присвоен каждому из всех видов использования земельных участков в рамках одного кадастрового квартала (всего таких видов 17 штук).
Далее берете площадь участка и умножаете его на вышеупомянутый удельный показатель. И вот, вы уже знаете кадастровую стоимость своей земли.
Но при осуществлении таких расчетов, нужно учитывать важный момент: если земельный участок предназначен для нескольких видов использования, то из всех видов берется удельный показатель с наибольшей величиной.
Существует два основных момента, от которых напрямую зависит результат государственной оценки земли:
- Вид использования земли (у одного участка может быть несколько видов использования);
- Удельный показатель государственной стоимости земли, который определяется в прямо пропорциональной зависимости от ее использования.
Конкретный порядок проведения оценки земельных участков закреплен в Постановлении Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Проанализировав данный нормативно-правовой акт, можно выделить несколько последовательных этапов проведения кадастровой оценки и внесения ее результатов в специальный реестр:
Этапы государственной оценки земельных участков | Специфика этапа |
Подача собственником земли заявления о постановке участка на государственный учет. Рассмотрение данного заявления в Росреестре | Проверка подлинности документов и информации в них. Принятие решения о необходимости оценки государственной стоимости для включения участка в единую базу Росреестра |
Сотрудниками Росреестра составляется перечень участков, для которых необходимо определить кадастровую стоимость | Данный перечень содержит общую информацию о каждом участке, в отношении которого будет проводиться оценка. Далее в порядке очередности осуществляется расчет кадастровой стоимости |
Государственная оценка стоимости каждого из земельных участков, которые были включены в список | Формируется специальная оценочная комиссия, которая и производит оценку стоимости участка, исходя из ряда показателей |
Получение результатов кадастровой оценки и внесение данных в специальную базу | После того, как данные об участке и его кадастровой стоимости внесены в базу Росреестра, считается, что земля состоит на государственном учете. После прохождения всех этих процедур, собственник, наконец, сможет получить правоустанавливающие документы на свой земельный участок |
Кадастровая стоимость участка – показатель довольно неустойчивый, и с течением времени способен меняться, поэтому специалисты советуют следить за происходящими изменениями и производить государственную оценку земли в сроки, рекомендованные на законодательном уровне.
Для чего нужна кадастровая стоимость земельного участка
Законодательство РФ устанавливает обязательность определения кадастровой стоимости любого из участков, вне зависимости от его использования и назначения.
Для государственной оценки земельного участка обратитесь в Кадастровую палату, Росреестр или иной орган государственной власти, отвечающий за проведение данной процедуры.
В небольших населенных пунктах, этот вопрос обычно контролируется администрацией города или сельсоветом, так как каждый из них несет ответственность только за подведомственный ему участок.
Даже если в органах местного самоуправления нет специалистов, отвечающих за земельные вопросы, то вас, скорее всего, отправят за консультацией по нужному адресу.
Как правило, на практике кадастровая стоимость земельного участка необходима для следующих целей:
- Определение реальной стоимости при покупке или продаже земли;
- Расчет суммы налога, подлежащего оплате;
- Приватизация земли или ее выкуп у государства;
- Вступление в наследство.
Результат кадастровой оценки земли не только хранится в специальной базе Росреестра, но и вписывается в кадастровый паспорт земельного участка. Если вам понадобилась информация о вашем участке, зайдите на сайт Росреестра, там можно найти все необходимые данные.
Специалисты обращают особое внимание на тот факт, что кадастровая оценка земли является обязательной и проводится еще до постановки участка на государственный учет (даже при оформлении права собственности по результатам любой из сделок).
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 () 703-47-59
Москва, Московская область
+7 () 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 () 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Определение кадастровой стоимости земельного участка
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ВОПРОС-ОТВЕТ
ПОНЯТИЯ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
1. Что такое кадастровая стоимость?
Кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ.
2. Что такое государственная кадастровая оценка?
Государственная кадастровая оценка – совокупность установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
3. Что такое модель оценки?
В соответствии с действующим законодательством при проведении оценки оценщик в случае, если это позволяет рынок недвижимости, на основе ценовой информации этого рынка осуществляет статистическое (математическое) моделирование – строятся модели оценки для каждой оценочной группы.
Модель оценки – уравнение, составленное оценщиком, с использованием которого определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Модель включает несколько переменных (ценообразующих факторов), которые, согласно выводам оценщика, влияют на величину кадастровой стоимости.
Например, в качестве ценообразующего фактора может применяться местоположение объекта недвижимости – район расположения объекта, материал стен, наличие инфраструктуры).
При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранную оценщиком.
Как правило, при подстановке соответствующих объекту недвижимости значений в модель оценки получается удельная стоимость объекта недвижимости (стоимость в расчете на 1 кв. метр – удельный показатель кадастровой стоимости), умножение которой на площадь объекта недвижимости и дает результирующую кадастровую стоимость.
4. Что такое оценочная группа?
При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки объекты недвижимости, стоимость которых определяется в ходе проведения государственной кадастровой оценки, распределяются оценщиками по группам по принципу “схожести”, подобности. Например, земельные участки под многоквартирными домами в одном населенном пункте. Для группы моделируется единая оценочная формула (модель оценки), на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу.
5. Что такое ценообразующий фактор?
Ценообразующий фактор – качественная или количественная характеристика объекта недвижимости (например, расстояние до объектов инфраструктуры, местоположение, наличие коммуникаций), влияющая, согласно выводам оценщика, на стоимость объекта недвижимости.
Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов и их выбор осуществляется оценщиком.
При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, определенную оценщиком.
6. Что такое удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС)?
Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) – кадастровая стоимость в расчете на единицу площади объекта недвижимости (кв. м).
7. Что такое индивидуальная оценка (когда она применяется)?
В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки оценщик вправе принять решение оценить объект недвижимости индивидуально.
В результате такой оценки составляется отдельный отчет, в котором содержится информация о том, как проведена оценка. Такие отчеты являются частью отчета о кадастровой оценке, который можно скачать из карточки отчета.
8. Что такое поправочный коэффициент?
Поправочный коэффициент – величина, определяемая оценщиком и применяемая в целях нивелирования специфических колебаний модели относительно отдельного (отдельных) ценообразующих факторов. Например, поправочный коэффициент (понижающий стоимость) может быть применен в случае наличия у оценщика информации о принадлежности объекта недвижимости к фонду ветхого, аварийного жилья.
Коэффициент определяется оценщиком самостоятельно. При определении кадастровой стоимости результирующая стоимость умножается на поправочный коэффициент (при его наличии).
9. Что такое ценовая информация и как ее посмотреть?
Объектами ценовой информации выступают объекты недвижимости, сходные по основным экономическим, эксплуатационным, техническим и другим характеристикам с соответствующей оценочной группой, которые в течение исследуемого периода (при проведении оценки это, как правило, год – два) либо были выставлены на продажу, либо в отношении них были заключены договора купли-продажи.
Для просмотра сведений о ценовой информации, соответствующей сложившемуся уровню рыночных цен и использованной оценщиком при построении модели оценки, следует в карточке объекта недвижимости нажать ссылку “Посмотреть” (под блоком “Описание ценообразующих факторов объектов оценки, использованных при построении модели оценки”).
В результате откроется окно, в котором приведены основные характеристики объектов ценовой информации.
Для просмотра характеристик каждого объекта ценовой информации следует в открывшемся окне нажать кнопку “Посмотреть”.
Для возврата в предыдущее окно необходимо в правом верхнем углу нажать крестик “Закрыть”.
Чтобы вернуться к просмотру карточки отчета, следует в открывшемся окне нажать кнопку “Вернуться”.
10. Что такое единичная техническая ошибка?
Единичная техническая ошибка – описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости.
11. Что такое системная техническая ошибка?
Системная техническая ошибка – описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.
12. Что такое единичная методологическая ошибка?
Единичная методологическая ошибка – несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, допущенное при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости.
13. Что такое системная методологическая ошибка?
Системная методологическая ошибка – несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, допущенное при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка
Правовой центр ДВА М оказывает комплекс юридических услуг по сопровождению процедуры снижения и оптимизации кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства. Наши знания и богатый опыт позволят Вам минимизировать издержки и увеличить доходность Ваших активов.
Правовой центр ДВА М рад предложить следующие услуги в сфере оптимизации кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- правовая экспертиза правомерности определения кадастровой стоимости земельных участков, перспектив ее снижения и достигаемого этим экономического эффекта;
- юридическое сопровождение процедуры снижения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
- снижение кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке;
- изменение кадастровой стоимости в случаях, когда ее завышение вызвано неправильным определением вида разрешенного использования земельного участка или капитальных объектов, а также в иных случаях, не связанных с оспариванием результатов кадастровой оценки;
- разработка правовых механизмов оптимизации земельных платежей в случаях, когда такая оптимизация допускается законом.
Кадастровая стоимость земельного участка: порядок определения и обжалования
Кадастровая стоимость земельного участка – это публичный эквивалент его стоимости, учитываемый при расчете земельного налога, выкупной стоимости участка, арендной платы, платы за снятие запрета на строительство, платы за изменение вида разрешенного использования и ряда иных платежей.
Таким образом, именно кадастровая стоимость во многом определяет размер расходов, которые несет правообладатель участка в связи с использованием данного актива.
Кадастровая стоимость капитальных объектов (зданий, строений, сооружений), в свою очередь, также может является базой для исчисления налога на имущество для отдельных видов объектов.
Поскольку при определении кадастровой стоимости используются массовые методы оценки, а заказчиком оценки являются публичные органы, заинтересованные в максимальной собираемости платежей за землю, во многих случаях кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает рыночную стоимость участков.
Кадастровая стоимость, а вместе с ней и предпринимательские расходы на использование земельного участка могут быть снижены в случае квалифицированного, грамотного оспаривания результатов кадастровой оценки в специально созданных комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение в суд возможно без предварительного обращения в комиссию.
Так, например, в результате внимательного анализа порядка установления кадастровой стоимости может быть выявлено, что текущая кадастровая стоимость принадлежащего Вам объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость, что является основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки в комиссии или в суде.
В ряде случаев завышение кадастровой стоимости является следствием неправильного определения вида разрешенного использования земельного участка. В этом случае правовая помощь необходима в целях тщательного сбора, систематизации и анализа доказательств наличия ошибок в сведениях, использованных при определении кадастровой стоимости.
Наша команда юристов с многолетним опытом работы детально изучит особенности Вашей ситуации и подберет оптимальный порядок действий для снижения Ваших расходов на бизнес.
В активе Правового центра ДВА М – многолетний опыт сопровождения дел по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков и капитальных объектов, как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Наши юристы готовы взять на себя комплексное ведение дела по оспариванию результатов кадастровой оценки, включая выбор оптимального способа снижения кадастровой стоимости для конкретного случая, формирование правовой позиции, взаимодействие с оценочными и экспертными организациями, представление правовой позиции в заседаниях комиссии и судов всех инстанций, а также возврат излишне уплаченных платежей после удовлетворения требований об уменьшении кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость
Кадастровая стоимость это стоимость объекта недвижимости, установленная в процессе государственной кадастровой оценки.
Внесудебное оспаривание результатов кадастровой оценки
Юристы Правового центра ДВА М имеют значительный опыт сопровождения споров, связанных с оспариванием кадастровой стоимости, в том числе во внесудебном порядке.
В сфере споров о кадастровой стоимости ООО «Правовой центр два М» предлагает следующие услуги:
- оценка перспектив и предпочтительных оснований внесудебного обжалования кадастровой стоимости, подготовка юридических заключений и «дорожных карт» по порядку оспаривания;
- сопровождение внесудебного оспаривания результатов кадастровой оценки;
- правовое сопровождение возврата (зачета) платежей за землю, если такая возможность появляется после пересмотра результатов кадастровой оценки.
Споры о результатах кадастровой оценки рассматриваются комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, создаваемых при Управлениях Росреестра по субъекту РФ.
Право на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости имеют собственники земельных участков (капитальных объектов) и их арендаторы, если кадастровая стоимость является базой для начисления арендных платежей. Также правом оспаривания наделены иные лица, чьи права могут быть затронуты проведенной оценкой.
Основаниями для пересмотра результатов кадастровой оценки являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статистике Росреестра, в 2018 г. комиссии по рассмотрению споров вынесли положительное решение в отношении 60 % от общего числа рассмотренных обращений (тогда как судами удовлетворено 91% исков о снижении кадастровой стоимости). В результате обращения правообладателей в комиссии по рассмотрению споров кадастровая стоимость была снижена в среднем на 20,6 % (для судебного оспаривания данный показатель составляет 41,4 %).
Юристы Правового центра ДВА М берут на себя комплексный анализ ситуации для выбора оптимального способа оспаривания результатов кадастровой оценки, формулируют убедительные доводы для защиты Ваших интересов перед комиссией, осуществляют полное сопровождение процесса оспаривания кадастровой стоимости, включая взаимодействие с экспертной организацией и комиссией по рассмотрению споров.
Судебное оспаривание результатов кадастровой оценки
Правовой центр ДВА М оказывает комплекс юридических услуг по снижению кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, в том числе:
- оценивает правовые перспективы снижения кадастровой стоимости в судебном порядке и реальный экономический эффект от этого;
- обеспечивает подготовку отчёта об оценке рыночной стоимости участка;
- обеспечивает полное правовое сопровождение судебного спора о снижении кадастровой стоимости, а также исполнение судебного акта;
- осуществляет правовое сопровождение возврата (зачета) платежей за землю, если такая возможность появляется после пересмотра результатов кадастровой оценки.
Наиболее эффективным способом снижения кадастровой стоимости объектов недвижимости является ее снижение на основании решения суда. Оспаривание результатов кадастровой оценки в судебном порядке возможно без предварительного обращения в комиссию.
Существует несколько вариантов требований, с которыми может обратиться заявитель:
- может быть оспорено решение комиссии об отказе в пересмотре результатов кадастровой оценки;
- может быть подано заявление об установлении кадастровой стоимости участка или капитального объекта в размере его рыночной стоимости;
- может быть подано заявление в связи с выявлением недостоверных сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.
Все указанные выше заявления рассматриваются верховным судом соответствующего субъекта РФ по месту нахождения собственника объекта недвижимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.
При рассмотрении споров об определении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости участка или капитального объекта судами в подавляющем большинстве случаев назначается судебная экспертиза, результаты которой, как правило, используются судом при принятии решения об изменении кадастровой стоимости или об отказе в удовлетворении требований.
Согласно статистике Росреестра, за 2018 год в целом по стране было удовлетворено 91% заявлений о пересмотре кадастровой стоимости (во внесудебном порядке – 60 % заявлений). Средний размер снижения – 41,4 % (в то же время, комиссии снизили кадастровую стоимость в среднем на 20,6 %).
Указанное свидетельствует о том, что судебное разбирательство является более надежным и более эффективным способом оспаривания кадастровой стоимости по сравнению с комиссионным обжалованием.
При удовлетворении требования о пересмотре кадастровой стоимости, новые показатели применяются для расчета земельных платежей с 1 января календарного года, в котором подано заявление в комиссию, но не ранее даты внесения сведений о кадастровой стоимости в кадастр.
В активе Правового центра ДВА М – многолетний опыт сопровождения дел по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков и капитальных объектов, как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Наши юристы осуществляют комплексное ведение дела по оспариванию результатов кадастровой оценки, включая взаимодействие с оценочными и экспертными организациями, представление правовой позиции в заседаниях судов всех инстанций и возврат излишне уплаченных платежей после удовлетворения требований об уменьшении кадастровой стоимости.
Наш опыт и нацеленность на результат позволят Вам сократить налоговые и иные расходы и направить освободившиеся средства на процветание Вашего дела.
Оптимизация кадастровой стоимости недвижимости, не связанная с оспариванием результатов кадастровой оценки
В ряде случаев оптимизация кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества может быть осуществлена без оспаривания результатов кадастровой оценки.
Так, кадастровая стоимость земельного участка может быть снижена путем изменения вида разрешенного использования земельного участка на более «дешевый» с точки зрения определения кадастровой стоимости.
Вид разрешённого использования (ВРИ) земельного участка – один из основных параметров, от которого зависит кадастровая стоимость, при этом «разброс» между отдельными видами использования (например, между участками производственного назначения и участками под торговлю или офисы) может быть весьма значительным. В этом случае изменение вида разрешенного использования в судебном или несудебном порядке путем его приведение в соответствие с действительным видом использования участка может привести к снижению кадастровой стоимости.
Так, к примеру, достаточно часто участкам производственного назначения, на которых имеются отдельные объекты административного назначения (для размещения конторы, бухгалтерии и пр.) устанавливается ВРИ «для офисных объектов», что увеличивает арендную плату практически в два раза.
Другой случай, также встречающийся на практике – это применение при установлении кадастровой стоимости ошибочного удельного показателя. Могут быть применены показатели, относимые к иному ВРИ или даже к иному кадастровому кварталу.
В этом случае ошибки устраняются либо во внесудебном порядке, либо через суд.
Комплексный подход к вопросам землепользования также позволит минимизировать кадастровую стоимость земельного участка.
Например, если в муниципальном образовании имеются Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и участок находится в собственности, оптимизация кадастровой стоимости и земельных платежей может быть достигнута путем раздела участка и отнесения его части к более «дешевым» видам использования, которые отражены в ПЗЗ.
Как вариант, если ПЗЗ относят к основным видам разрешенного использования участка те же офисы и производственные площади, а офисами застроена только часть участка, незастроенный участок можно выделить и установить для него ВРИ «для производства». В зависимости от площади выделенной части экономия на земельных платежах может составить до 50 более процентов.
Правовой центр ДВА М оказывает услуги по комплексной правовой экспертизе обоснованности уплачиваемых землепользователем платежей за землю и выработке законных способов их оптимизации.
Специалисты Правового центра ДВА М имеют значительный опыт оспаривания показателей, влияющих на размер кадастровой стоимости, а также комплексного сопровождения процедур, призванных уменьшить кадастровую стоимость земельного участка и расположенных на нем объектов.
Юристы Правового центра:
- проведут анализ возможностей снизить размер земельных платежей;
- подберут оптимальные пути разрешения вопроса высоких земельных платежей и подготовят подробные «дорожные карты» с описанием порядка необходимых действий;
- обеспечат юридическое сопровождение мероприятий по снижению налоговой или арендной нагрузки.
Кадастровая стоимость земли
Наши услуги: определение кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая оценка земельных участков, кадастровая стоимость объекта, кадастровая оценка, кадастровая стоимость земли, кадастровая стоимость участка
Юридический центр “ГРАД”
Защита прав. Недвижимость. Строительство.
Будущее – начинается в настоящем!
Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка
Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.
После составления списков (перечней) земельных участков производится собственно их кадастровая оценка.
В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.
Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы (для Москвы – это административные округа), а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы (например, в Центральном административном округе г. Москвы выделено 305 кадастровых кварталов).
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.
Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.
Из изложенного выше следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:
- его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
- размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (распоряжения о предоставлении земель¸ договоры аренды и купли-продажи, акты выбора земельного участка и др.). Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам.
В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование Земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.
Функциональное назначение объекта в свою очередь определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.
Так, например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе № 7 – Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
При этом, если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил. Например, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» ему установлен быть не может.
Необходимо отметить, что после принятия Правил землепользования и застройки (которые приняты в ряде городов, в том числе в Санкт-Петербурге и Сочи, и должны быть приняты по всей стране не позднее 01.01.2013), правила определения вида разрешенного использования по незастроенным земельным участкам несколько изменяться.
Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке:
- субъектом Федерации принимается решение о проведении кадастровой оценки земель. Кадастровая оценка должна носить всеобщий характер, то есть оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта Федерации;
- территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение;
- привлекаемая Росреестром оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости 1 кв.м. земельного участка с конкретным видом разрешенного использования.
- результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;
- после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в систему кадастрового учета.
Как отмечалось выше, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Последняя кадастровая оценка проводилась в городе Москве в 2007г. В этой связи, новая кадастровая оценка в г. Москве должна завершиться не позднее конца 2012 года. При этом, учитывая особую значимость московских земель, можно предположить, что новые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков города будет определены в размере, существенно превышающем нынешние показатели.
Вы можете заказать предварительную консультацию по телефону +7 (967) 087-44-23
Или воспользоваться формой обратной связи.
Мы будем рады помочь Вам в решении любых возникающих вопросов.
Как узнать кадастровую стоимость недвижимости
1. Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости онлайн?
Чтобы узнать кадастровую стоимость недвижимости онлайн, воспользуйтесь сервисом Росреестра — «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Для этого достаточно ввести в специальное поле адрес объекта. Кадастровая стоимость будет указана на день последнего обновления базы.
Если же вас интересует кадастровая стоимость на какую-то определенную дату (например, на 1 января года — начало налогового периода) или вам нужен официальный документ, подтверждающий кадастровую стоимость, вам лучше взять выписку из Единого государственного реестра недвижимости ( ЕГРН ).
2. Как получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости?
Заказать выписку из ЕГРН можно онлайн, лично или по почте. Готовится она в течение 3 рабочих дней* со дня регистрации заявления. Получить готовый документ можно на e-mail в виде файла, содержащего электронную подпись , или на бумажном носителе — в этом случае выписку направят почтой. Забрать документ на бумажном носителе лично можно только в том случае, если заявление вы подали лично. Способ получения указывается в заявлении.
Онлайн
Чтобы заказать выписку из ЕГРН онлайн, воспользуйтесь сервисом «Получение выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости» на сайте Росреестра. Вам понадобится кадастровый номер объекта недвижимости.
Лично
Обратитесь в любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.
Обратите внимание, в Москве в офисах Росреестра подать заявление на получение выписки из ЕГРН лично нельзя.
По почте
Отправьте запрос почтовым отправлением на адрес любого офиса Росреестра. Подпись на заявлении удостоверьте нотариально. К нему приложите копию документа, удостоверяющего личность.
Доставка документов почтой в этот срок не входит.
3. На что влияет кадастровая стоимость?
Кадастровая стоимость — это фиксированная стоимость недвижимости, которую устанавливает государство, ориентируясь на рыночную стоимость и руководствуясь строго установленной методикой. Физическим лицам важно знать ее, так как она используется в качестве налоговой базы для:
- земельного налога;
- налога на имущество физических лиц (в большинстве регионов ).
4. Как определяют кадастровую стоимость?
Кадастровую стоимость недвижимости определяют:
- в процессе кадастрового учета — когда объект недвижимости только появляется (например, сдается в эксплуатацию дом) или когда меняются его характеристики, влияющие на стоимость (например, после продажи части участка земли);
- в результате Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — старый, и Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» — новый, он вступил в силу в январе 2017 года.
С 1 января 2017 года до 1 января 2022 года действует переходный период. То есть в этот период пересмотр кадастровой стоимости и установление кадастровой стоимости в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости производятся по старым правилам, а вот провести новую государственную оценку можно только по новым.
В общих чертах процедура проведения государственной кадастровой оценки по обоим законам одинаковая. Росреестр по заказу исполнительного органа государственной власти субъекта России (в Москве — Департамента городского имущества) формирует перечень объектов недвижимости, которым необходима оценка. Списки получают оценщики., которые проводят оценку объектов. Как только готов отчет об оценке этих объектов, Росреестр включает его в фонд данных государственной кадастровой оценки и размещает у себя на сайте на 20 дней. В течение этого времени любой желающий может внести свои замечания к проекту. С учетом этих замечаний оценщиками составляется итоговый отчет.
Разница заключается в основном в следующем:
- по новому закону при снижении индекса цен на рынке недвижимости на территории региона на 30% и более может быть проведена внеплановая государственная кадастровая оценка;
- по старым правилам оценку проводили частные оценщики, которых на конкурсной основе отбирал заказчик. Их деятельность также контролировала саморегулируемая организация оценщиков. По новым — специально созданные постоянно функционирующие бюджетные учреждения субъектов России;
- по новым правилам период общественного обсуждения проекта отчета об определении кадастровой стоимости, в рамках которого каждое заинтересованное лицо может подать замечания оценщику, увеличивается с 20 до 60 дней.
“>государственной кадастровой оценки — когда по заказу государственных органов объекты недвижимости на определенном участке оценивают методами массовой оценки (объект может быть оценен индивидуально только если для массовой оценки недостаточно данных).
5. Как часто проводится государственная кадастровая оценка?
Государственная кадастровая оценка должна проводиться не чаще чем раз в 3 года (в городах федерального значения, в том числе в Москве, — раз в 2 года), но не реже чем раз в 5 лет.
При этом, например, если кадастровая стоимость вашей московской недвижимости была установлена в результате государственной кадастровой оценки в 2015 году, а в 2016-м вы ее оспорили, срок до момента проведения следующей оценки будет отсчитываться с 2015 года, а не с 2016 года.
6. Как узнать, какие сведения использовались для проведения кадастровой оценки?
Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн на сайте Росреестра или на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.
Чтобы воспользоваться сервисом, вам необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости.
С запросом о предоставлении сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, вы также можете обратиться лично:
- если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки — к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает Департамент городского имущества, но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
- если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) — в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.
7. Можно ли оспорить кадастровую стоимость?
Если вы считаете, что кадастровую стоимость установили, опираясь на недостоверные сведения, либо считаете, что в результате кадастровой оценки стоимость вашей недвижимости была завышена по сравнению с рыночной, вы можете потребовать ее пересмотра в сторону уменьшения.