Невостребованные земельные доли

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 12.1, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 2 статьи 12.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи – список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Что такое невостребованная земельная доля из состава земель сельхозназначения. Как вернуть принадлежность земельного пая

Понятие невостребованная земельная доля использовалось законодательством до конца 2010 года (фактически – до начала 2011, когда новый закон «Об обороте земель сельхоз назначения» вступил в силу). Так называются земли, которые были переданы государством в частные руки, но новый владелец не стал осваивать и оформлять право владения. Введение порядка перехода прав от владельца к органам местного самоуправления было обусловлено реалиями: переданные в частные руки земли, которые не использовались по назначению, простаивали. Это недопустимо, так как земля – ценный для государства ресурс, который должен осваиваться максимально эффективно. Признаки невостребованных земельных участков и правила их освоения прописаны в законодательстве.

История явления невостребованных земельных долей

После распада Советского Союза и образования в 1991 году нового государства Российская Федерация правительство распределило часть земель сельскохозяйственного назначения работникам сельхозпредприятий. Выделялись права на владение земельными наделами, а не сами фактические площадки с определёнными границами.

Земельный надел, право на который предоставлялось, назывался земельный пай. Передача участков из общего земельного массива происходила безвозмездно. Работник получал бумагу с указанием:

  • размеров планируемого участка;
  • информацию о категории земли и её назначения: для сельскохозяйственных работ;
  • его стоимости.

Не все доли были освоены. Те, которые простаивали в течение трёх и более лет, попали в категорию невостребованная земельная доля из земель сельхоз назначения.

Новое законодательство

Закон «Об обороте земель с/х назначения» ввёл правила, в соответствии с которыми доля относится к землям, невостребованным в сельхоз целях. Под этот закон попали участки:

  • которые не эксплуатировались три и более лет;
  • не были переданы в аренду в этот период;
  • нет информации о владельце в момент, когда земельный пай приватизируется;
  • некому унаследовать право на участок после смерти получателя ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники отказались принимать пай после умершего;
  • наследники официально признаны недостойными, а других не имеется.

Примечание: если при жизни владелец сдал землю в аренду, потом умер, а наследников нет, пай так же признаётся невостребованным, несмотря на наличие договора аренды.

Таким образом, земельный пай попадает в категорию невостребованных сельхозземель, если владелец прав на него отсутствует, и нет никакой информации о нём или наследниках после его смерти. До нового закона не было чёткого понимания, что делать с земельным участком в этой ситуации. Сейчас есть правила, которые помогают не допустить простаивания ценного земельного ресурса и его обеднения.

Как участок признаётся невостребованным

Попасть в эту категорию земля может только после официальной процедуры причисления, которая происходит по регламентированному алгоритму:

  1. Муниципальные власти составляют список лиц, владельцев земельных паёв, чьи земли рискуют попасть в категорию невостребованных. Главный и единственный признак: земли не были освоены, хотя со дня получения пая прошло минимум три года.
  2. Кроме того, этот же орган создаёт список земель, которые планируется наделить статусом невостребованных.
  3. Список размещается в средствах массовой информации: бумажных (официальные издания) и электронных (сайт ведомства, которое создавало список).
  4. Минимум через три месяца созывается собрание участников долевой собственности. Списки обсуждаются, а затем утверждаются на этом собрании.
  5. Если по каким-либо причинам список утвердить не удалось посредством собрания, то через 4 месяца после официального опубликования администрация вправе утвердить его самостоятельно. Это тоже предусматривает законодательство.

Дальнейшая судьба земельных участков в статусе «невостребованный»

С момента публикации списка прошло 4 месяца, и он утверждён муниципалитетом или участниками собрания. Далее муниципальные власти:

  • подают иск в суд. Исковое требование: вернуть право распоряжения на земли из списка администрации, то есть, государству;
  • решение суда в пользу истца становится основанием для регистрации муниципалитетом права собственности на земли в регистрационном органе;
  • в течение месяца после факта регистрации вновь публикуются данные в средствах массовой информации: оповещение населения о судьбе бывших земельных паев;
  • участки подлежат продаже. При этом цена будет существенно ниже, чем кадастровая стоимость – примерно 15% от стоимости, указанной в кадастровом паспорте. Информация о продаже вновь попадает в официальные СМИ, а так же специальные доски объявлений, принадлежащие муниципалитету.

Преимущественное право приобретения невостребованных паёв государство оставляет за организациями, которые:

  • ведут сельскохозяйственную или фермерскую деятельность;
  • пользуются землёй, которая относится к долевой собственности.

Если в период полугода после оформления прав собственности администрацией землю никто не выкупит, тогда она окончательно и полностью переходит в распоряжение муниципалитета. В этом случае действует принцип минимальных размеров территории. В этом случае участок можно будет купить за его полную стоимость.

Как вернуть принадлежность земельного пая, перешедшего в категорию невостребованного

Бывают случаи, когда владельцы паев отказываются признавать факт причисления имущества к невостребованному. Законодательство предусматривает процедуру оспаривания (п.9 ст.12.1).

  • на собрании, утверждающем список наделов, попадающих в категорию невостребованных, либо в период три месяца после его публикации владелец должен в письменной форме высказать возражения. Для наибольшего эффекта допускается выражение мнения и на собрании, и путём подачи письменного заявления;
  • подать возражение в муниципалитет, который инициировал создание списка;
  • если это не возымело действия, либо если трёхмесячный срок упущен, владелец пая вправе обратиться в суд. Исковые требования – исключить участок из категории невостребованных и вернуть право долевой собственности истцу. Процедура судебного разбирательства несложная и обычно заканчивается положительным решением по иску.

Помимо самого собственника сделать это могут его законные правопреемники, если они приняли наследство. Доказательством перехода права становится свидетельство о наследстве, полученное от нотариуса, или заявление на принятие наследства, если шестимесячный срок вступления ещё не истёк.

Заключение

Правила признания территорий невостребованными существенно облегчило оборот земель как таковых. Владелец может оспорить решение муниципалитета в период вплоть до продажи участка третьим лицам. Однако, собственнику, который смог вернуть право на надел себе, следует помнить: землю необходимо осваивать, чтобы она не потеряла сельскохозяйственной значимости. Признание земли невостребованной направлено на поддержку сельского хозяйства и на регулирование целевого использования ценного ресурса.

Невостребованные земельные доли

Многих читателей интересует, что такое невостребованные земельные доли?

С изменением системы экономики была прекращена деятельность колхозов и совхозов. Бывшие члены стали пайщиками и дольщиками, оказавшись в условиях совместной собственности сельскохозяйственных участков.

Неиспользованные земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, через 3 года попали под категорию спорных и в дальнейшем приобрели статус невостребованных земель, накладывая на собственников некоторые ограничения.

Законные основания

В 1991 году государство начало на безвозмездной основе передавать работникам колхозов права на владение земельными участками из общего земельного массива. Новые владельцы становились собственниками прав на владение наделом.

Если такие долго участки пустовали на протяжении определенного времени и не подвергались эксплуатации, то их начали переводить в разряд невостребованных земельных паев.

Эти участки не всегда оформлялись согласно правилам регистрации недвижимости, долгое время находясь в неопределенном статусе. Чтобы не лишать владельцев и арендаторов прав, новый закон позволяет внести данные в ЕГРН, чтобы претензии муниципалитета стали невозможны.

Правовое регулирование основано на Конституции РФ, Земельном и Гражданском кодексе РФ, а также других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон Российской Федерации направлен на регулирование отношений, связанных с владением и распоряжением участков земельных объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно Закону, по отношению к земельным участкам установлены правила и ограничения, которые распространяются на доли владения общей собственности, на возникновение или прекращение прав, а также изъятие земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно Земельному кодексу РФ N 354-ФЗ и N 447-ФЗ, действие закона не распространяется на садовые и огородные земельные участки, наделы для строительства гаражей и ведения личного подсобного хозяйства, а также на участки, где расположена недвижимость. Не подлежит приватизации земля в государственной или муниципальной собственности, которая занята отгонными пастбищами и оленьими пастбищами на Крайнем Севере.

Понятие невостребованных земель

В соответствии с Законодательством, земельная доля не может быть признана неиспользуемой, если зарегистрирована согласно правилам Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости».

Участок считается невостребованным, если права не были перерегистрированы, надел не был передан в аренду или не использовался в течение 3 лет. То есть, это доля общей собственности, которая не используется по назначению.

Оборот земельных участков основывается на:

  • сохранении целевого использования земли сельскохозяйственного назначения;
  • установлении максимального размера общего размера сельскохозяйственных территорий;
  • установлении предоставления земель юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным гражданам;
  • преимущественном праве субъекта РФ на продажу угодий, кроме случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественном праве иных претендентов на земельный участок, который находится в долевой собственности.
  • Если надел был оформлен как единоличная собственность, то владелец имеет право не сдавать его в аренду или вообще никак не использовать.

    Порядок признания земель невостребованными

    Перед признанием земельного надела невостребованным, необходимо определить, соответствует ли он требованиям законодательства для придания такого правового статуса.

    Основными критериями для порядка признания земельных долей невостребованными являются следующие факты:

  • надел пустовал, не использовался по назначению, использовался с нарушением законодательства, не был передан в аренду сроком от 3 лет;
  • владелец умер, не оставив наследников по закону или завещанию;
  • собственник участка неизвестен, в регистрационных документах отсутствуют сведения о личности владельца;
  • наследники были отстранены от наследования или по какой-то причине не могут воспользоваться своим правом.
  • В основном причины сводится к тому, что о претендентах на земельный надел нет никакой информации или они попросту отсутствуют. Как выявить невостребованные земельные доли?

    Список неиспользованных участков земли в общей долевой собственности представляется органом местного самоуправления по месту его расположения.

    Порядок оформления

    Чтобы признать участок земли невостребованным, необходимо пройти процедуру оформления, выполняя последовательные действия. Признание надела невостребованным происходит по воле муниципалитета, на территории которого располагается земельный участок.

    Для этого администрации муниципального образования следует пройти порядок оформления невостребованных земельных долей:

  • Подготовить перечень угодий, которые подходят под статус невостребованных на основании имеющихся данных и документов.
  • Утвердить окончательный список и опубликовать его в местных СМИ или на официальном сайте администрации не менее чем за три месяца до общего собрания пайщиков.
  • Организовать собрание владельцев земельных объектов и объявить о намерении признать некоторые угодья невостребованными. Если соглашения достичь не удается, оформляется соответствующее постановление.
  • Подготовить и подать исковое заявление о признании права собственности на невостребованный участок за муниципальным образованием.
  • Принять участие в судебном слушании и получить заверенную копию решения суда, которую затем необходимо передать в Росреестр.
  • Провести регистрацию земельного объекта на администрацию образования.
  • Если список невостребованных наделов не утвержден собранием владельцев в течение 4 месяцев после официальной публикации, то он будет иметь законную силу действия.

    Как распоряжается муниципалитет невостребованными долями

    После признания земельных долей невостребованными, местные органы самоуправления имеют право обратиться в суд с иском об изъятии пая и передаче им в право собственности на эти участки. Целью оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность является признание права собственности для использования надела в дальнейшем по прямому назначению.

    После вынесения положительного решения и регистрации земли, органы местного муниципалитета могут выставить наделы на продажу. После оформления прав собственности муниципалитет обязан в течение 30 дней предоставить населению сведения об этих землях, чтобы пайщики могли приобрести их в частное владение.

    Для оповещения потенциальных покупателей, информация о выставлении на продажу невостребованных земель должна быть размещена в СМИ или другим способом, например, порядок продажи может быть выложен на официальном сайте или распечатан на специальных стендах.

    Продажа невостребованных земельных долей органом местного самоуправления осуществляется по закону. Стоимость устанавливается законодательством и остается неизменной, составляя 15% от ее кадастровой цены.

    Предпочтение отдается сельскохозяйственным или фермерским организациям, которые уже находятся в долевой собственности на протяжении полугода после перехода невостребованного пая в распоряжение муниципальной администрации.

    Как вернуть востребованность

    Не всегда владельцы земельных участков согласны, что их доли оказываются в числе невостребованных. Любой несогласный собственник вправе выразить несогласие в течение 3 месяцев после оглашения перечня. Для этого можно воспользоваться процедурой оспаривания, согласно п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Владелец вправе высказать возражения на общем собрании, на этапе утверждения перечня невостребованных долей. Зачастую этого достаточно для вывода спорного пая из списка невостребованных.

    Также он может написать заявление о возражении администрации своего территориального региона. Лучше одновременно использовать оба способа, выразив возражение на собрании, а также подав опровержение статуса в органы администрации в письменном виде.

    Действия владельцев

    Так как изъятие земли производится в пользу муниципалитета, собственникам рекомендуется выполнить такие действия:

    1. Ознакомиться со списком объектов участков, которые могут быть признаны невостребованными.
    2. Подготовить возражение, если в перечень включен надел, который находится в собственности или аренде.
    3. Проконтролировать ответ на поданное возражение. Оно может быть подано на общем собрании собственников или заранее.

    Бывают ситуации, когда владелец пая пропускает срок, установленный для оспаривания. В таком случае лучше обратиться в судебные органы, которые обычно становятся на сторону пайщика. Передачу земли в свою собственность муниципалитет также может требовать только через суд. Если владелец подал возражение, то он будет вызван в суд в качестве ответчика.

    Если сведений о проведении судебного заседания не было и решение суда было вынесено, то можно попытаться потребовать отмены судебного акта и восстановить срок для обжалования, а также добиться нового рассмотрения дела.

    В суде следует обосновать суть претензий и доказать, что участок земли использовался по прямому назначению. Для этого можно приложить к делу нужные документы или использовать свидетельские показания.

    Исковое заявление и документы

    Иск может быть составлен отдельно по умершим гражданам и по живым дольщикам. Документы по умершим гражданам запрашиваются в органах ЗАГСа или у нотариуса.

    Примерное составление иска в 2020 году:

    Истец: Администрация муниципального образования (название, адрес)

    Ответчик: Территориальное управление по управлению государственным имуществом (город, область)

    Управление государственной регистрации, кадастра и картографии (адрес)

    Департамент имущественных и земельных отношений (адрес)

    Органом местного самоуправления (наименование) было принято постановление (название нормативного правового акта, номер и дата), в соответствии с которым на правах общей долевой собственности членам коллектива был предоставлен земельный участок, площадью (га) для использования в сельскохозяйственном производстве (адрес). На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).

    Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

    В соответствии со ст. 12.1 невостребованной долей может быть признана земля, принадлежащая лицу, которое не передало этот пай в аренду или не распоряжалось им в течение 3 и более лет. Органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка имеют право обратиться в суд с требованием о признании права муниципалитета на участки земли, признанные невостребованными (основания, по которым земля признана невостребованной). В силу положений ст. 12.1, указанные обстоятельства дают возможность признать принадлежащий (ФИО владельца) земельный участок невостребованным.

    Истцом был составлен список граждан, земельные паи которых могут быть признаны невостребованными. Перечень опубликован в СМИ (наименование и дата), размещен на официальном сайте истца и на информационных щитах муниципалитета. Возражений относительно включения земельного пая (ФИО владельца) не поступило. Кроме списка земельных участков, в газете было опубликовано объявление о проведении общего собрания участников, на котором был утвержден список невостребованных наделов.

    Истцом были соблюдены все процедуры для признания земельного пая невостребованным, и он вправе просить признать за ним право муниципальной собственности на указанный участок земли.

    Руководствуясь ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 131 и 132 ГПК Российской Федерации, прошу:

    1) Прекратить право собственности (ФИО и дата рождения владельца) на земельную долю площадью (га) в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

    2) Признать право муниципалитета (наименование) на невостребованный земельный участок, площадью (га), принадлежавший (ФИО владельца), в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

    Согласно ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, к исковому заявлению в суд на невостребованные земельные доли необходимо приложить следующие копии:

  • искового заявления по количеству третьих лиц и ответчиков;
  • решения муниципального органа местного самоуправления о приватизации земли с приложением списка владельцев;
  • протокола общего собрания собственников;
  • перечня невостребованных земельных долей;
  • решения органа местного самоуправления и списка невостребованных земельных участков;
  • публикации в СМИ сообщения о проведении общего собрания участников и перечня невостребованных долей;
  • кадастровой выписки на землю в общей долевой собственности.
  • Также понадобится документ, подтверждающий полномочия специалиста, подписавшего заявление, а также документы, которые подтверждают обстоятельства дела. Отдельно запрашивать на каждого дольщика акты на землю или свидетельства о праве на землю не нужно.

    Итак, невостребованные земли по закону считаются бесхозными. Администрация муниципального образования принимает их в свою собственность, чтобы использовать территории по прямому назначению. Владельцы таких наделов имеют право защищать свои права в судебном порядке или через администрацию.

    Невостребованные земельные доли изымут по новым правилам

    Буквально на днях Дмитрий Медведев отчитал Минсельхоз за неисполнение поручения Президента по вовлечению сельскохозяйственных земель в оборот, и вот лед тронулся.

    В бизнес-объединения в рамках процедуры ОРВ (оценка регулирующего воздействия) поступил законопроект № 685804-7 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, внесенный группой депутатов.

    Суть изменений, в частности в том, что невостребованные доли признаются муниципальными. Ранее «муниципализировались» доли, которые гражданин оформил в собственность, но не использует сам, не передал в аренду или не распорядился ими иным образом в течение 3-х и более лет.

    Теперь же речь идет и о тех земельных долях, которые не поставлены на кадастровый учет и не используются с 1991 г, (в т.ч. доли с/х земель, ранее колхозных, совхозных).

    Предлагается сократить срок размещения органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) с трех месяцев до 45 дней.

    Отменен и судебный порядок признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью. Ранее пункт 8 статьи гласил –

    8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

    Теперь предлагается новая редакция –

    8. При утверждении общим собранием участников долевой собственности и опубликования в средствах массовой информации списка граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, земельные участки, образованные в соответствии с количеством невостребованных земельных долей, передаются в собственность городского или сельского поселения, муниципального района, на территории которых находятся указанные земли сельскохозяйственного назначения. Орган управления муниципального образования в соответствии с требованиями земельного законодательства организует проведение землеустроительных работ по формированию земельного (ых) участка (ов) из невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения для постановки их на кадастровый учет.

    Не забыли депутаты и о гарантиях защиты прав граждан, дополнив статью пунктом 10-

    10. В течение трёх лет, с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, в случаях, если гражданин, имеющий Российское гражданство и постоянно проживающий в Российской Федерации при предоставление документов, подтверждающих своё право на земельные доли, включенных в перечень невостребованных, может получить в собственность земельный участок в размере земельных долей или денежное возмещение из муниципального бюджета при оценке земли по кадастровой стоимости.»

    Особенно интересно, останется ли в законе формулировка о денежном возмещении в размере кадастровой стоимости. Ведь это своего рода прецедент. Обычно возмещение идет по рыночной стоимости.

    В данном случае, конечно, кадастровая стоимость не будет высокой из-за состояния земель, утративших свою ценность, да и не нужно будет тратиться на проведение рыночной оценки.

    С другой стороны, собственник или любое заинтересованное лицо может оспорить кадастровую стоимость в сторону ее повышения. Да-да, в данном случае именно повышения для получения экономически обоснованного возмещения в размере рыночной стоимости.

    Посмотрим на окончательный вариант, если проект пройдет все “тернии” в ГД РФ.

    Что такое невостребованные земельные доли- Процесс пая и закон: Инструкция +Видео

    Невостребованные земельные доли? Вопрос о невостребованных земельных долях или по-другому паях регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    В нем прописаны вопросы о причинах того, почему какие-либо участки земли могли стать невостребованными и каким образом можно восстановить нужную значимость.

    Понятие не востребованного пая

    Начиная с 1991 года, в нашей стране началось выделение прав на владение земельными участками, то есть их передача сотрудникам колхозов и сельскохозяйственных предприятий. Такие выделяемые доли стали называться земельными паями или долями.

    Доли выделялись из общего массива земли на бесплатной, то есть безвозмездной основе, и такой процесс проходил всего один раз. Однако человеку не давался в пользование какой-то определенный надел со своими границами, а по факту он обладал правами на владение долей участка.

    То есть граждане получили некоторые определенные размеры его будущего участка, которые располагались на какой-либо территории, и обязательно указывалась сумма его оценки в денежном эквиваленте.

    Использовать такие участки и право на них можно было только в сельскохозяйственных целях, и в процессе этого должны были учитываться интересы всех пайщиков.

    Те доли участков земли в праве коллективной собственности, которые в течение какого-либо отрезка времени были пустыми и их владельцы никак их не эксплуатировали, и называются невостребованными земельными паями.

    Когда доля земли признается невостребованной

    В настоящее время

    Используется не термин невостребованный пай земли, а были введены определенные правила, по которым земельная доля причисляется к такой категории земель.

    Важно! Согласно действующему закону земельный пай не может по факту быть невостребованным, а только считаться таким, когда владелец его никак не использовал сам и также не сдавал в аренду в течение трех лет с того времени, когда были получены права на пего.

    Земельный пай может считаться невостребованным при следующих условиях

    • Если владелец земельной доли умер, и у него не осталось наследников, и также нет завещания;
    • если собственника земельного пая уже нет в живых, а его наследники не принимают пай, то есть отвергают наследство, однако не передают его другим наследникам;
    • если в случае смерти владельца земельной доли наследники признаются по закону отстраненными от права наследования;
    • если при приватизации сельскохозяйственных земель в решении местного самоуправления нет информации о собственнике такого земельного пая, то есть он неизвестен и о нем нет никакой информации.

    Также в том случае, если земельный пай был сдан в аренду, ее владелец умер, при этом наследники не торопятся вступать в права наследования, по закону такой пай можно считать невостребованной землей.

    Процесс признания земельного пая невостребованным

    Этапы

    Есть определенные правила по признанию земельных долей невостребованными, проходит официальная процедура. Такую процедуру можно условно разбить на некоторые этапы:

    • администрация населенного пункта или региона составляет официальный список с указанием лиц, чьи именно земельные доли будут отнесены к невостребованным. Основанием для этого служит тот факт, что владельцы земельных паев никак не пользовались и не распоряжались ими в течение трех лет;
    • также формируется дополнительный список земель, которые могут быть отнесены к невостребованным паям по дополнительным условиям, указанным в законе;
    • составленные списки невостребованных земельных долей должны быть опубликованы в местном СМИ, на сайте администрации. Список участков следует разместить на общественное обозрение не менее чем за три месяца до того, как будет проведено совещание или собрание остальных участников долевой собственности;
    • на собрании долевых собственников следует обсудить и утвердить список.

    Вступление в законную силу

    Если по каким-либо причинам список невостребованных земельных паев не будет утвержден на совещании владельцев долей земли в период четырех месяцев с того момента, как его опубликовали, то в законную силу список вступит после разрешения администрации населенного пункта.

    Можно ли вернуть земельной доле статус востребованной?

    Часто встречаются ситуации, когда владелец земельного пая не согласен с тем, что его долю хотят признать невостребованной. Для того чтобы было возможно решить подобный вопрос, есть процедура оспаривания, которая следует из закона «об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Согласно этому закона, владелец земельной доли должен в течение трех месяцев с момента опубликования списка, должен выразить свое возражение касательно применения термина невостребованный к его земельному паю.

    Человек может возразить и на собрании долевых собственников, когда происходит утверждение списка невостребованных земель. В большинстве случаев на этом основании вашу долю земли исключат из списка невостребованных земельных паев.

    Если на этом этапе владелец не заявил протест, то можно написать заявление о своем несогласии со статусом не востребованного и адресовать его администрации региона, где расположен земельный надел.

    Важно! В некоторых случаях, чтобы вопрос был решен положительно в вашу пользу, можно выступить против статуса не востребованного земельного пая и на собрании собственников, и написать в письменном виде в администрацию на опровержение статуса.

    Если вдруг собственник земельной доли пропустил установленный срок для оспаривания признания его пая невостребованным, то нужно обратиться в суд. В большинстве случаев пайщик выигрывает судебное дело и получает обратно свой земельный пай.

    Как распоряжаются невостребованными долями

    С того момента, когда список паев был официально признан невостребованным, местные органы власти могут обратиться в судебные органы для того, чтобы им было передано право собственности на данные доли земли. Если судом будет вынесено положительное решение, то муниципалитет станет владельцем и зарегистрирует земельные доли, в дальнейшем эти земельные паи можно будет выставлять на продажу.

    Также после того, как были оформлены права собственности на невостребованные паи, муниципалитет должен будет в течении месяца довести до населения информацию о таких участках земли, их можно купить себе во владение. Информацию о продаже невостребованных земельных долях нужно опубликовать в средствах массовой информации, чтобы возможные покупатели узнали об этом.

    Также информацию можно разместить на официальном интернет-сайте, разместить на досках объявлений. Преимущество при покупке невостребованных земельных долей будет у фермерских, сельскохозяйственных организаций, которые используют землю, находящуюся в долевой собственности.

    Таким образом, вопросом о признании земельных долей невостребованными, занимаются органы местного самоуправления и процесс регулируется законодательными актами.

    Муниципалитет создает список невостребованных долей и перечень лиц, чьи участки попадают под это определение. Далее на общем совещании владельцев происходит утверждение списка. Те, кто не согласен со сменой статуса земельной доли, может выразить свой протест и устно и письменно.

    Оформление невостребованных земельных долей

    До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения № 101-ФЗ невостребованные земельные доли определялись как части надела, находящегося в общей собственности, владельцы которых не распоряжались ими в течение 3 и больше лет подряд со времени оформления права собственности. После вступления в силу вышеназванного закона определение исчезло. Зато возникли правила, на основе которых доли земли признаются невостребованными.

    Земельная реформа

    Изменения в земельном законодательстве произошли более 20 лет назад. Время показало, что этот способ не показал себя лучшим для данных преобразований. Все земли сельхозназначения были разделены на доли с передачей в общую долевую собственность. При этом их границы не определялись на местности. Земельные доли передавались работникам организаций, занимающихся сельским хозяйством, их пенсионерам, сотрудникам в области здравоохранения, быта, культуры, образования, питания, которые находились на соответствующих территориях.

    В результате граждане стали участниками в общей долевой собственности земель сельхозназначения. Однако со временем старые организации перестали существовать. Новым организациям в форме товариществ, кооперативов и иных обществ приходилось решать вопросы о том, как пользоваться землями сельхозназначения.

    Из-за несовершенства законодательства возникали споры, в том числе и по поводу невостребованных земельных долей. Оформление их не проводилось, а потому число конфликтов со временем только увеличивалось.

    Появление проблемы

    Одной из главных причин, по которой сократилось число пользования сельскохозяйственными землями, является прекращение функционирования соответствующих организаций. Кроме того, нередко соответствующие договоры не заключались в должном виде, изменялись правила использования земельных наделов, истекали сроки аренды и так далее.

    Основания признания долей невостребованными

    В отличие от предыдущих версий действующий закон № 101-ФЗ подходит к вопросу более определенно. Благодаря изменению формулировки, невостребованные земельные доли не являются таковыми изначально, но могут быть признаны, если владельцы не передали их в аренду или не распорядились по другому. Об этом сказано в п. 1 ст. 12.1 закона.

    Кроме того, введены дополнительные основания, при наступлении которых доля земли признается невостребованной. К таковым относится:

    • Отсутствие данных о собственнике в решениях местных властей о приватизации земель сельхозназначения до начала действия вышеуказанного закона.
    • У скончавшегося собственника отсутствуют наследники.
    • Наследники скончавшегося собственника не вправе получить наследство.
    • Наследники скончавшегося собственника отстранены от наследства, отказались него или не приняли.

    Почему были внесены изменения?

    После регистрации договора земельный участок считается разделенным на доли. Если у умерших собственников нет наследников или они не оформляют свои права, то наделом никто не занимается. Раньше такие части не могли признаваться невостребованными земельными долями, так как собственник при жизни формально распорядился наделом.

    Со вступлением в силу нового закона ситуация изменилась. Теперь, даже если доля надела земли сдавалась в аренду, но после ухода из жизни собственника наследники не объявились или не вступили в наследство, она может быть признана невостребованной.

    Как возвратить

    Владельцы, которые считают, что их невостребованные земельные доли включены в соответствующий список необоснованно, могут обратиться к местным властям с возражением, а также заявить об этом на собрании всех владельцев долевой собственности. Это станет основанием для исключения данных участков из невостребованных долей.

    Таким образом, лицо должно совершить два действия: обратиться к местным властям, изложив свою позицию в письменном виде, а также заявить права на общем собрании. Если одно из этих действий не будет совершено, то формально востребовать долю не получится. Но на практике и в таких случаях можно добиться желаемого результата. С этой целью нужно принять участие в судебном процессе, куда местные власти обратятся с целью признания доли земли невостребованной. В большинстве случаев суд принимает сторону ответчика и отказывает местным властям в исковых требованиях.

    Наследование

    Право на невостребованные земельные доли может быть признано в случае, если после наследодателей переход собственности наследникам был осуществлен фактически, но они не оформили соответствующие документы. Может быть и так, что пропущен период, отведенный для этого. Тогда единственной инстанцией остается суд.

    Чтобы не доводить дело до суда, необходимо вовремя оформлять все бумаги. Вместе с землей наследникам переходят все постройки, находящиеся на участке. Они вправе выкупить землю по преимущественному праву. Если земля не приватизирована, то наследники смогут ее получить в следующих случаях:

    • Если процесс приватизации начат наследодателем, но не остался незавершенным.
    • Если наследодатель при жизни назначил доверенное лицо для проведения приватизации.

    Документы, подтверждающие использование земли

    В данном случае законом предусмотрен документ, который удостоверяет право пользования. Это может быть договор аренды, безвозмездного срочного пользования, доверительного управления либо подтверждающий право постоянного пользования или наследуемого владения на пожизненной основе.

    Порядок оформления в собственность местными властями

    Обращение в суд с исковым заявлением является первым этапом признания невостребованной земельной доли по причине того, что собственники не распоряжались ею. В соответствии с п. 2 ст. 12.1 закона № 101-ФЗ, местные власти должны составлять перечень земельных долей, которые можно признать невостребованными. В основном, этот вопрос касается тех наделов, у которых нет наследников. В зависимости от оснований доли включаются в один из перечней.

    Список невостребованных земельных долей публикуется в СМИ. Это делается как минимум за 3 месяца до созыва собрания собственников с целью утверждения доли. Ранее публикация осуществлялась только в официальном источнике, которые утверждал уполномоченный орган. Такая практика являлась крайне неэффективной. Сведения стали публиковать также в Интернете. Но и это не привело к желаемым результатам. Однако вопрос в конечном итоге решается в суде. Данный орган обязан оповестить всех заинтересованных лиц. Собственники получат информацию о включении доли в перечень невостребованных земель еще во время разбирательства в суде. Поэтому даже если сведения не дойдут до собственников в порядке досудебного урегулирования вопроса, они смогут принять участие в судебном разбирательстве.

    Таким образом, после обнародования данной информации должным образом местные власти созывают собрание собственников надела земли, в котором собираются утвердить невостребованную долю земельного участка.

    Если в течение 4 месяцев после публикации в СМИ собрание не примет решения об утверждении соответствующего списка, местные власти делают это самостоятельно. При этом неважно, по каким причинам собственники участка не приняли данное решение.

    После утверждения списка доли считаются невостребованными, и местные власти могут обратиться в суд, чтобы получить на них право собственности. Если принято положительное решение суда, то на этом основании можно зарегистрировать собственность в Росреестре. Право собственности переходит лицу только после проведения процедуры регистрации. Об этом сказано в ст. 8 ГК РФ.

    С момента признания права на невостребованные земельные доли у муниципального органа появляется возможность распоряжаться ими.

    Земля на продажу

    После того как пройден этап регистрации, местные власти должны в течение 30 дней опубликовать извещение о том, что доля может быть приобретена в собственность за стоимость в размере 15 % от цены по кадастру. Данный показатель установлен на государственном уровне, и местные власти не вправе устанавливать другую цену.

    Извещение о возможности купить данные доли публикуется в средствах массовой информации. Это местные газеты, официальный виртуальный ресурс муниципалитета (если таковой имеется), а также информационные щиты.

    Преимущественное право приобретения принадлежит крестьянским хозяйствам или иным организациям, которые используют данный надел. Такая возможность для них действует в течение полугода с момента признания права собственности на невостребованные земельные доли у местных властей. Если в этот период не будет заключен договор, местные власти выделяют эту часть в отдельный участок земли, соблюдая установленные минимальные размеры. После процедуры выдела земельный участок снова выставляется на продажу, однако на других условиях.

    Ответственность

    Наличие земельной доли является законным правом владельца, но предполагает ответственное отношение. Собственник должен обрабатывать землю сам или сдавать в аренду сельскохозяйственным организациям, которые возьмут на себя соответствующие функции. В этом случае владелец будет получать свой процент в виде арендной платы.

    На арендаторов возлагается ответственность перед владельцем земельного надела за неверное или ненадлежащее пользование. Об этом говорится в ст. 183 ГК РФ. А перед государством ответственность заключается в своевременной оплате налога на полученную прибыль и за землю.

    Нормы закона № 101-ФЗ призваны регулировать отношения в области оборота земель между владельцами и местными властями. Государственные структуры, осуществляющие контроль за землей, должны регулярно проверять состояние обрабатывания сельскохозяйственных земель. При незаконном и ненадлежащем пользовании они обязаны действовать в соответствии с законом незамедлительно.

    Заключение

    Как видно, процесс признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью имеет целью охватить по возможности большее количество угодий для целевого использования и извлечения прибыли, а также дать возможность компаниям, занимающимся сельским хозяйством, обрабатывать невостребованные участки и территории. Если же находится собственник, то ему не составит большого труда оформить соответствующие земельные доли на себя.

    Ссылка на основную публикацию